Большие дороги – большие надежды

Новости
03.08.2018, 16:01
Сегодня мы являемся свидетелями начала новой эры в истории казахстанских автомобильных дорог. Новые трассы, построенные по современным стандартам, становятся визитной карточкой для Казахстана. Эти дороги – результат Государственной программы инфраструктурного развития программы «Нұрлы жол». Государственная программа стартовала в 2015 году, и уже сделано немало. О развитии дорожной отрасли рассказал председатель Правления АО «НК «ҚазАвтоЖол» Ермек Кизатов. Послание Главы государства в 2015 году «Нұрлы жол – Путь в будущее», безусловно, войдет в историю как документ стратегического значения, нацеленный на обеспечение устойчивого развития Казахстана. Масштабные планы инфраструктурного развития и поддержка государства в их реализации позволили дорожной отрасли стать основой мультипликативного эффекта развития смежных отраслей экономики и роста деловой активности в стране. Формирование транспортной архитектуры страны по «лучевому» принципу, исходя из направления развития макрорегионов, дала старт реализации 15 автодорожным проектам общей протяженностью  4,6 тысячи километров. Речь идет о транспортных коридорах Астана – Караганда – Балхаш – Алматы (Центр – Юг), Астана – Павлодар – Калбатау – Усть-Каменогорск (Центр – Восток), Астана – Аркалык – Шалкар – Кандыагаш (Центр – Запад), Астана – Петропавловск – граница РФ (Центр – Север). Их реализация повлечет за собой развитие международных коридоров Алматы – Усть-Каменогорск, Ушарал – Достык, Бейнеу – Акжигит, Калбатау – Майкапшагай, Уральск – Каменка – граница РФ. На сегодняшний день все проекты в действии, дороги строятся и ремонтируются. По плану в этом году мы откроем движение на 528 километрах автодорог, весь цикл реконструкции будет пройден к 2022 году.        – Ермек Ануарбекович, контроль над качеством – важная составляющая при строительстве, кто и как его осуществляет? – У нас установлен пятиступенчатый контроль над качеством работ. Во-первых, за строительно-монтажными работами следит служба качества самой подрядной организации, затем служба технического надзора, которую мы привлекаем в качестве независимого эксперта. Есть авторский надзор, то есть за работой наблюдает непосредственно разработчик проекта, причем до полного его завершения, уполномоченный представитель Комитета автомобильных дорог, имеющий беспрепятственный доступ ко всем объектам, также назначаются ответственные кураторы из ҚазАвтоЖола, которые, собственно, и осуществляют приемку работ. А кто финансирует проекты? – Основная доля средств выделяется из республиканского бюджета. В то же время для реализации государственной программы «Нұрлы жол», Национальный оператор в соответствии с отраслевым законодательством привлекает заемные средства под государственную гарантию. Сегодня уже проводится работа по реконструкции и строительству автодорог республиканского значения за счет заемных средств, привлеченных из Экспортно-импортного банка Китая и Европейского банка реконструкции и развития. Также мы активно сотрудничаем с такими международными финансовыми институтами, как Всемирный банк, Исламский банк и Азиатский банк развития. Контроль над расходованием средств ведут соответствующие компетентные органы – счетный комитет, генеральная прокуратора, бюро по противодействию коррупции, департамент государственных доходов Министра финансов и другие.         – Как много задействовано персонала? Откуда они? Какие к ним предъявляются требования и, в свою очередь, создаются условия?        – На всех объектах задействовано около 20 тысяч человек. Учитывая, что строительство ведется в отдаленных районах, основное количество работников – из местных жителей. Мы принимаем людей, готовых работать по вахтовому методу, предварительно проводим конкурс. Ключевой персонал – инженерный состав подрядных организаций, к ним и предъявляются основные требования по знанию дела. Строить автомобильные дороги даже при наличии современной техники – задача не из простых. Поэтому со стороны Национального оператора создаются необходимые условия: стараемся организовать работу так, чтобы произвести полноценную мобилизацию на объекте.     – Создание дорог европейского уровня позволило сформировать сегмент настоящего придорожного сервиса, не так ли? – Да, с момента обретения Казахстаном суверенитета как такового понятия  о придорожном сервисе не существовало. Это были, и сейчас они все еще есть, стоянки с небольшими придорожными кафе, где зачастую сервис и санитарные условия оставляли  желать лучшего. В рамках Плана нации «100 конкретных шагов», в 2015 году функция по развитию объектов дорожного сервиса законодательно закреплена за Национальным оператором, при этом координация данных работ осталась за уполномоченным государственным органом. Для развития придорожной инфраструктуры Национальным оператором совместно с владельцами АЗС, кафе, СТО, местными исполнительными органами проведена работа по мониторингу всех объектов дорожного сервиса, расположенных на территории Республики Казахстан. Так, на сегодняшний день на автодорогах республиканского значения находятся 1 859 объектов дорожного сервиса, где работают более 25 тысяч человек, при этом 260 объектов расположены на основных транспортных коридорах и требуют их приведения в соответствие Национальному стандарту в первую очередь. Мы проводим эту работу комплексно и совместно с вовлеченными сторонами. Так, в рамках Государственной программы инфраструктурного развития «Нұрлы жол» из 260 в текущем году необходимо привести в соответствие Национальному стандарту 200 объектов дорожного сервиса, из которых за первое полугодие 2018 года приведен в соответствие уже 181. Наилучшие результаты в этой работе достигнуты в Атырауской, Акмолинской и Кызылординской областях. При этом схемы размещения этих объектов согласованы с Международным союзом перевозчиков IRU и закреплены приказом министра по инвестициям и развитию РК.      – И вопрос по трансконтинентальному маршруту Западная Европа – Западный Китай: почему реконструкции подлежала такая огромная протяженность дорог, равная всей казахстанской части автомагистрали? Неужели ранее дороги не обновлялись? – В этом-то и суть, что в таких масштабах отечественные дороги не обновлялись. К тому же, сейчас прокладываются дороги по совершенно новым технологиям, с двумя раздельными полосами для движения, на которых повышение скорости не угрожает жизни автомобилистов и их пассажиров.  Общая протяженность транзитного коридора составляет более 8,4 тысячи километров. Только подумайте, о какой протяженности трансконтинентальной дороги идет речь – от Санкт–Петербурга до порта Ляньюньган! И Казахстан выступает здесь как важный стратегический участок, мост, узел. К слову, мы возлагаем большие надежды на транзитный потенциал этой дороги, где протяженность казахстанского участка составляет 2 787 километров. Причем, коридор уже функционирует. Коллегами из КНР работы полностью завершены. Российская сторона начала реализацию участка Москва – Санкт-Петербург. По остальным, как нас заверили, начнутся в текущем году. На реконструированных участках интенсивность движения за последние пять лет выросла в 1,5 раза и составила в среднем 6 500 автомобилей в сутки.         На фоне масштабной модернизации транспортной инфраструктуры какую роль играет АО «НК «ҚазАвтоЖол»? – В силу геостратегического потенциала Казахстана и системообразующей роли транспортной инфраструктуры в экономике, развитие дорожной отрасли является важной составляющей транспортной стратегии страны. На сегодня протяженность казахстанских автодорог общего пользования составляет 128 тысяч километров, из них 24 100 – республиканского значения, которые и находятся в управлении АО «НК «ҚазАвтоЖол» – единого оператора, реализующего инициативы, направленные на развитие и содержание дорожно-транспортной инфраструктуры Республики Казахстан. За семь лет реконструировано и капитально отремонтировано более 5 тысяч километров автодорог, и нам предстоит большая и ответственная задача по дальнейшему их развитию и эксплуатации.

Ирина БЕКЕТОВА

Спорт
01.09.2024
Сборная команда ҚТЖ стала чемпионом Казахстана по мини-футболу турнира «Qyzmet cup»
Новости / Архив
30.08.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №74 от 30 августа 2024 года
Новости
29.08.2024
Корреспондент «Қазақстан теміржолшысы» стала победителем конкурса журналистов Industry Power
Регионы
29.08.2024
Железнодорожники и грузоотправители Абайской области обсудили актуальные вопросы перевозок
Новости
29.08.2024
Более 1 700 грузовых поездов проследовали в направлении «Китай — Европа»
Новости
29.08.2024
Кедентранссервис участвует в реализации строительства интермодального терминала в порту Алят
Новости
29.08.2024
Капсулу локомотивосборочного завода заложили в Атбасаре
Регионы
29.08.2024
Руководство КТЖ провело встречу с грузоотправителями Павлодарского региона
Новости
28.08.2024
Борьбу с коррупцией на железнодорожном транспорте обсудили в Уральске
Регионы
28.08.2024
Более 20 раз пришлось экстренно тормозить машинистам поездов в Костанайской области
Новости
28.08.2024
Умению вести переговоры в трудовых спорах научили сотрудников Акмолинского филиала ОО «Казпрофтранс»
Регионы
28.08.2024
Железнодорожникам напомнили об опасности пропагандирующих экстремизм сайтов в Караганде
Новости
28.08.2024
Молодые полицейские посетили центральный музей истории железной дороги
Грузовые перевозки
27.08.2024
Куда идет казахстанское зерно? В КТЖ назвали основные направления для экспорта
Регионы
27.08.2024
Итоги ревизорской проверки железнодорожных предприятий подвели в Алматинском регионе
Грузовые перевозки
27.08.2024
Казахстанским грузоотправителям презентовали возможности модернизированного маршрута Баку – Тбилиси – Карс
Грузовые перевозки
27.08.2024
Дорожную карту по перевозкам угля реализует КТЖ
Грузовые перевозки
27.08.2024
О готовности к перевозкам зерна нового урожая рассказали в КТЖ
Новости
27.08.2024
О проведенной работе по развитию Среднего коридора сообщили в правительстве Казахстана
Новости / Архив
27.08.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №73 от 27 августа 2024 года