Он делает мир лучше

Новости
23.09.2016, 17:03
Механик-наладчик Карагандинской дистанции пути Наиль Алпаров – один из двоих работников АО «НК«Қазақстан темір жолы», дважды отмеченный нагрудным знаком «Үздік рационализатор». За почти 40 лет работы 57-летний изобретатель стал автором свыше 100 рацпредложений, большая часть которых была внедрена в производство. На вопрос,рождаются рационализаторами или становятся, Наиль Явдатович отвечает не задумываясь:    – Становятся!    И тут же добавляет:   – Но к рационализаторству надо чувствовать призвание и желание. В детстве изобретательникаких задатков «кулибина» в себе не обнаруживал. Не корпел над вечным двигателем, не мечтал о славе Теслы. И лишь придя по окончании  Целиноградского железнодорожного техникума и службы в армии в 1979 году на железную дорогу, в УПЧ-24, вдруг понял: изобретать легко и интересно. – Первый раз я столкнулся с этим еще в советское время, когда работал механиком-наладчиком, – поведал рационализатор. – Нам как-то принесли два вида путейских электроустановок различного типа, которые друг к другу не подходили, и к ним не было запчастей. Я тогда подумал, что в одном месте можно будет подточить, изменить небольшую конструкцию крепления, форму соединения генератора с двигателем. Изменил – подточил на токарном станке, подогнал. Сварщик мне переварил крепления. И я об этом даже не задумывался как о каком-то изобретении. Но ко мне подошел наш старый работник, посмотрел и говорит:    – Да это же рацпредложение!  Потом показал мне, как это оформить на бумаге, я это сделал. Впоследствии, когда в процессе работы Наилю Алпарову приходилось совершенствовать что-либо, он оформлял свою работу в виде рацпредложения. – Бывает, что какой-то механизм недостаточно хорошо функционирует, – с азартным огоньком в глазах говорит Наиль Явдатович. – Я невольно думаю над тем, как усовершенствовать его работу. Взять тот же путейский генератор. У него самая распространенная неисправность – вырабатываются подшипники, и ротор задевает об статор. Генератор горит, его приходится выбрасывать. А его стоимость составляет три четвертых стоимости всего агрегата. Но ведь поменять подшипник – не проблема. Если же выработались канавки, то туда нужно просто сделать новые втулки. Все элементарно, а экономия ощутимая. Зачастую, по словам рационализатора, изобретения являются не плодом творчества, а насущной необходимостью. – К нам сейчас приходит много импортной техники.Хорошей, не спорю, но со своими «особенностями». К примеру, она не поддается ремонту, к ней нет запчастей. В описаниях, которые приходят с этой техникой, недостаточно технической информации. Приходится самим выходить из положения. Коллеги Наиля Явдатовича с трепетом в голосе говорят: ему любая задача по плечу – дайте ему механизм любой степени сложности, он вам точно такой же сделает в короткие сроки! – Вот пришла к нам новая техника французской фирмы «Жейсмар», двигатели «Хонда» – всемирно известный бренд, – словно в подтверждение их слов степенно рассуждает изобретатель. – Сделаны они хорошо, лучше, чем наши. Но не намного. У них тоже есть такие ляпы, что удивление берет. Как-то привезли мне на ремонт станок фирмы «Жейсмар». Двигатель работает, а механизм – нет. Оказалось, причина в двух шестернях редуктора – алюминиевой и железной. Естественно, железная«съела» зубья алюминиевой. Стоит заменить алюминиевую шестерню на железную, и станку износа нет. Я на эту тему тоже написал рацпредложение. Признанный лучшим рационализатором дважды (в 2011 и в 2015 годах), Наиль Алпаров не собирается останавливаться на достигнутом, почивая на лаврах. По словам руководителя ЦНТИ СапараЖазыбаева, в год от Наиля Явдатовича поступает не менее пяти рацпредложений. –  Наиль – один из лучших рационализаторов по Карагандинскому отделению дороги, – с гордостью говорит Сапар Жазыбаев. – И здесь огромную роль играет его опыт, а также стремление к совершенствованию своей работы. Сам рационализатор, перешагнувший 57-летний рубеж, считает, что возрастного ценза для изобретательства нет, а потому и по выходу на пенсию ему будет над чем работать. – По своей работе очень часто прибегаю за получением информации к начальнику ЦНТИ Сапару Жазыбаеву, который очень сильно помогает и предоставляет бюллетени технических новшеств, информационные листки, передовые опыты других предприятий. Кроме того, я частый гость в нашей технической библиотеке, которая находится в Сортировке, –признается он. – Если честно, хотел бы в будущем заняться педагогической деятельностью. Я как-то пытался, но неудачно – опыт передать можно, а вот желание изобретать – нет. Но наставничество мне интересно.

Лариса ЧЕН, Караганда

Грузовые перевозки
17.09.2025
КТЖ провело выездное заседание зернового штаба в Костанае
Новости
17.09.2025
Железнодорожники учатся сортировать отходы: в филиалах ГП прошли экосессии
Новости
16.09.2025
Центр диагностики пути КТЖ продемонстрировал современные технологии
Новости
16.09.2025
Подготовку железнодорожников к зиме обсудили в Минтрансе
Интервью
16.09.2025
Новые поезда, интернет в пути и туристические маршруты: железная дорога становится комфортнее
Новости
16.09.2025
Казахстан и Россия запускают совместный агроиндустриальный парк в Alatau City
Новости
16.09.2025
Жумангарин: Объем грузоперевозок через Казахстан вырастет в 2 раза к 2029 году
Новости / Архив
16.09.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №75 от 16 сентября 2025 года
Новости
15.09.2025
КТЖ и РЖД определили приоритетные направления стратегического сотрудничества
Грузовые перевозки
15.09.2025
Почти 24 млн тонн угля перевезли к отопительному сезону в Казахстане
Регионы
15.09.2025
Месячник по предупреждению несчастных случаев на железной дороге проходит в Уральске
Регионы
15.09.2025
Машинист электропоезда Иван Смоляк предотвратил сход поезда
Регионы
15.09.2025
Железнодорожники и полиция усилили профилактику травматизма на путях в Павлодаре
Новости
15.09.2025
Систему Express International для международных пассажирских перевозок представили в Санкт-Петербурге
Спорт
15.09.2025
Машинист Асылхан Какимов завоевал золото на международном турнире в Бишкеке
Регионы
15.09.2025
Костанайские железнодорожники более 18 миллионов тонн грузов
Пассажирские перевозки
12.09.2025
Поддержка отечественного производства, долгосрочные контракты и внедрение ИИ: что изменилось в системе закупок КТЖ в 2025 году
Регионы
12.09.2025
Месячник «Автосцепному устройству локомотивов – надежную работу!» проходит в ТЧЭ-22
Новости
12.09.2025
Журналистов ознакомили с производством подвижного состава на предприятиях Трансмашхолдинга (ФОТО)
Регионы
12.09.2025
Грузооборот по станции Алтынколь вырос на 18%