Он делает мир лучше

Новости
23.09.2016, 17:03
Механик-наладчик Карагандинской дистанции пути Наиль Алпаров – один из двоих работников АО «НК«Қазақстан темір жолы», дважды отмеченный нагрудным знаком «Үздік рационализатор». За почти 40 лет работы 57-летний изобретатель стал автором свыше 100 рацпредложений, большая часть которых была внедрена в производство. На вопрос,рождаются рационализаторами или становятся, Наиль Явдатович отвечает не задумываясь:    – Становятся!    И тут же добавляет:   – Но к рационализаторству надо чувствовать призвание и желание. В детстве изобретательникаких задатков «кулибина» в себе не обнаруживал. Не корпел над вечным двигателем, не мечтал о славе Теслы. И лишь придя по окончании  Целиноградского железнодорожного техникума и службы в армии в 1979 году на железную дорогу, в УПЧ-24, вдруг понял: изобретать легко и интересно. – Первый раз я столкнулся с этим еще в советское время, когда работал механиком-наладчиком, – поведал рационализатор. – Нам как-то принесли два вида путейских электроустановок различного типа, которые друг к другу не подходили, и к ним не было запчастей. Я тогда подумал, что в одном месте можно будет подточить, изменить небольшую конструкцию крепления, форму соединения генератора с двигателем. Изменил – подточил на токарном станке, подогнал. Сварщик мне переварил крепления. И я об этом даже не задумывался как о каком-то изобретении. Но ко мне подошел наш старый работник, посмотрел и говорит:    – Да это же рацпредложение!  Потом показал мне, как это оформить на бумаге, я это сделал. Впоследствии, когда в процессе работы Наилю Алпарову приходилось совершенствовать что-либо, он оформлял свою работу в виде рацпредложения. – Бывает, что какой-то механизм недостаточно хорошо функционирует, – с азартным огоньком в глазах говорит Наиль Явдатович. – Я невольно думаю над тем, как усовершенствовать его работу. Взять тот же путейский генератор. У него самая распространенная неисправность – вырабатываются подшипники, и ротор задевает об статор. Генератор горит, его приходится выбрасывать. А его стоимость составляет три четвертых стоимости всего агрегата. Но ведь поменять подшипник – не проблема. Если же выработались канавки, то туда нужно просто сделать новые втулки. Все элементарно, а экономия ощутимая. Зачастую, по словам рационализатора, изобретения являются не плодом творчества, а насущной необходимостью. – К нам сейчас приходит много импортной техники.Хорошей, не спорю, но со своими «особенностями». К примеру, она не поддается ремонту, к ней нет запчастей. В описаниях, которые приходят с этой техникой, недостаточно технической информации. Приходится самим выходить из положения. Коллеги Наиля Явдатовича с трепетом в голосе говорят: ему любая задача по плечу – дайте ему механизм любой степени сложности, он вам точно такой же сделает в короткие сроки! – Вот пришла к нам новая техника французской фирмы «Жейсмар», двигатели «Хонда» – всемирно известный бренд, – словно в подтверждение их слов степенно рассуждает изобретатель. – Сделаны они хорошо, лучше, чем наши. Но не намного. У них тоже есть такие ляпы, что удивление берет. Как-то привезли мне на ремонт станок фирмы «Жейсмар». Двигатель работает, а механизм – нет. Оказалось, причина в двух шестернях редуктора – алюминиевой и железной. Естественно, железная«съела» зубья алюминиевой. Стоит заменить алюминиевую шестерню на железную, и станку износа нет. Я на эту тему тоже написал рацпредложение. Признанный лучшим рационализатором дважды (в 2011 и в 2015 годах), Наиль Алпаров не собирается останавливаться на достигнутом, почивая на лаврах. По словам руководителя ЦНТИ СапараЖазыбаева, в год от Наиля Явдатовича поступает не менее пяти рацпредложений. –  Наиль – один из лучших рационализаторов по Карагандинскому отделению дороги, – с гордостью говорит Сапар Жазыбаев. – И здесь огромную роль играет его опыт, а также стремление к совершенствованию своей работы. Сам рационализатор, перешагнувший 57-летний рубеж, считает, что возрастного ценза для изобретательства нет, а потому и по выходу на пенсию ему будет над чем работать. – По своей работе очень часто прибегаю за получением информации к начальнику ЦНТИ Сапару Жазыбаеву, который очень сильно помогает и предоставляет бюллетени технических новшеств, информационные листки, передовые опыты других предприятий. Кроме того, я частый гость в нашей технической библиотеке, которая находится в Сортировке, –признается он. – Если честно, хотел бы в будущем заняться педагогической деятельностью. Я как-то пытался, но неудачно – опыт передать можно, а вот желание изобретать – нет. Но наставничество мне интересно.

Лариса ЧЕН, Караганда

Регионы
14.10.2024
Экскурсию для школьников провели в Оскеменском эксплуатационном локомотивном депо
Грузовые перевозки
14.10.2024
Более 26 млн тонн угля доставило КТЖ на ТЭЦ страны
Новости
14.10.2024
Жанибек Тайжанов возглавил Комитет железнодорожного и водного транспорта
КТЖ в лицах
14.10.2024
Инженер-технолог КТЖ помогла рукодельницам установить рекорд Казахстана
Новости
14.10.2024
Более 90 железнодорожников стали донорами крови в Астане
Новости
14.10.2024
Более двух тысяч граждан оштрафовали за выпас скота близ ж/д путей
Регионы
14.10.2024
Объемы контейнерных перевозок продолжают наращивать в Костанайском регионе
Пассажирские перевозки
12.10.2024
Около 600 человек КТЖ пересадит в поезда для эвакуации с трассы Астана-Кокшетау
Новости
12.10.2024
Более тысячи деревьев посадили железнодорожники в рамках акции «Таза Қазақстан»
Регионы
11.10.2024
О запасах угля рассказали в ТОО «ПСВ86» в Пришахтинске
Регионы
11.10.2024
Осенний комиссионный осмотр завершают в Оскеменском регионе Семейского отделения грузовых перевозок
Новости
11.10.2024
Первая конференция «IT-решения на транспорте и логистике» прошла в Астане
Инфраструктура
11.10.2024
Около 65% от запланированного объема ремонтных работ путей выполнили на сети КТЖ
Грузовые перевозки
11.10.2024
Около 190 млн тонн груза перевезено по сети КТЖ
Новости
11.10.2024
Вторые пути на железнодорожном участке Достык - Мойынты готовы на 70%
Новости
11.10.2024
Развитие морской инфраструктуры обсудили в Минтрансе
Новости / Архив
11.10.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №86 от 11 октября 2024 года
Новости
10.10.2024
KTZ Express подписало меморандумы о сотрудничестве с BMF Port Burgas и Vision Global Terminal
Регионы
10.10.2024
Железнодорожники проводят профилактические беседы со школьниками в Уральске
Пассажирские перевозки
10.10.2024
Нацперевозчик напомнил, что делать пассажиру, если он опоздал на поезд