Пенсия, зарплаты, кадровый голод. Профсоюзный актив Уральска озвучил проблемы региона
Собственный корреспондент по г. Уральск
В Уральске с рабочим визитом побывали председатель Западного филиала профсоюза работников транспорта Габит Садыков и эксперт по охране труда и социально-бытовым вопросам профкома филиала ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» – «Батыс» Максат Мухтаров. Встреча получилась продуктивной, ведь некоторые темы становятся понятнее на местах.
Но начался визит с самой приятной миссии – вручения памятных знаков «30 лет ОО «Казпрофтранс» руководителю Уральской дистанции пути (ПЧ) Дусенбаю Кожагельды и председателю цехового комитета Гульжан Садиховой. Награды за добросовестный многолетний труд в железнодорожной отрасли, содействие в укреплении профсоюзных рядов и активное участие в решении вопросов, направленных на социальную защиту членов профсоюза, они получили заслуженно.
– В состав нашей профсоюзной организации входит 21 «первичка», 14 из них – в Актобе, остальные в Атырау, Актау и Уральске. Стараюсь бывать на местах как можно чаще. Ваше руководство совместно с профкомом заботятся об улучшении социальной защиты работников, что помогает добиться хороших результатов в работе, укрепляет дисциплину, обеспечивает безопасность труда, – отметил Габит Зейнуллаевич.
В ходе визита на встрече с профсоюзным активом региона были обсуждены вопросы оплаты труда работникам «в полях». В частности, есть проблемы в оплате труда монтеров пути из-за тарифного плана, в котором учтены не все аспекты их производственной деятельности. Кроме того, в диспетчерской нужен большой экран для наблюдения за движением поездов. К слову, данный вопрос был организационно решен в этот же день – свежий взгляд Габита Зейнуллаевича на имеющиеся ресурсы и оборудование позволил найти выход: не использующийся телевизор в холле управления будет передан на улучшение условий труда диспетчерам ПЧ.
Немало вопросов и по оплате труда машинистов. Цехком Уральского эксплуатационного локомотивного депо (ТЧЭ) давно поднимает этот вопрос. Тариф на выполнение маневровых работ установлен ниже, чем у «поездников», хотя это самая тяжелая работа. Да еще и премия у маневровых бригад – 15%, у поездных – 25%, что локомотивщики считают несправедливым. По этой причине машинисты не хотят переходить на маневровую работу.
– Мы и так испытываем кадровый голод, желающие работать есть, а разрешения не дают, – говорит председатель цехкома ТЧЭ Булатжан Журмухамбетов. – В этом году принято на работу 25 человек, а потребность вдвое больше. Были случаи приема на работу машинистов из Кызылорды, но они, поработав немного, уезжают. У нас климатические условия сложные: летом – жара за 40, зимой – снег и морозы до 30 градусов. Да и региональной доплаты, как в некоторых областях, у нас нет. А ведь, чтобы стать машинистом, нужно лет пять проработать помощником, наработать практические навыки. Надеемся на Вашу поддержку, потому что во всех случаях, когда мы обращались в Западный филиал профсоюза, вопросы решались положительно.
Вновь подняли и тему о пенсионном возрасте для машинистов. Сейчас они выходят на отраслевую пенсию в 57 лет. Раньше этот возраст у машинистов составлял 55 лет и был обоснован физиологически. Сегодня же те, кто сумел дожить до 63 лет, теряют в размере пенсии от государства, ведь для ее исчисления берется доход за последние три года, то есть отраслевая пенсия, которая, разумеется, меньше заработной платы.
– Это проблемный вопрос, – согласились Габит Садыков и Максат Мухтаров, – его поднимают локомотивные бригады по всей республике. На встрече с руководством компании в декабре мы обязательно обсудим вопросы оплаты труда и пересмотра тарифов. Пенсионный возраст машинистов – в компетенции государства, надеемся, нас услышат. Женщинам же снизили до 61 года.
Не менее важной темой оказался и вопрос переноса тренажерного зала из подвала административного здания Уральского участка на первый этаж, где освободилось помещение бывшего релейного цеха. Оно имеет площадь почти 200 квадратных метров, два выхода, что позволяет обеспечить пожарную безопасность, подведены вода и канализация, можно оборудовать душевые. Да и само помещение сухое и светлое, в отличие от холодного, сырого, низкого подвала, где тренажеры приходят в негодность, и заниматься спортом железнодорожникам, по сути, негде. Габит Зейнуллаевич поддержал инициативу уральцев, готовых многие работы выполнить самостоятельно в свободное от работы время. Вопрос – в выделении средств и оформлении документации.
Традиционное посещение музея железнодорожников совпало с экскурсией школьников, которую проводил бессменный хранитель истории железной дороги Приуралья, Почетный железнодорожник Михаил Надточий. Совместно с заведующей музеем Гульбарши Мангитаевой они провели с начала года без малого 80 лекций и экскурсий на казахском и русском языках. Гости из Актобе внимательно осмотрели макеты зданий и сооружений, которые являются экспонатами музея и более подробно ознакомились с историей старого вокзала Уральска. Она интересна и показательна.
В общем, рабочий визит профсоюзного лидера Западного филиала был плодотворным. Работа уральских цехкомов получила положительную оценку, было решено немало организационных вопросов, проведены консультации, даны дельные советы. А энтузиазма и опыта уральскому профсоюзному активу не занимать.