В ВКО занялись реконструкцией музея железнодорожных предприятий

Регионы
17.05.2019, 12:04
Ольга Ушакова

Собственный корреспондент по ВКО, г. Усть-Каменогорск

Значительную часть экспозиции музея железнодорожных предприятий Восточного Казахстана, который сейчас восстанавливают работники Защитинского эксплуатационного локомотивного депо (ТЧЭ-22), составляют стенды, экспонаты об истории стальной магистрали в годы Великой Отечественной войны.

Вместе с начальником производственно-технического отдела ТЧЭ-22 Дидаром Бурбаевым, который участвует в реконструкции музея, мы рассматриваем музейные «реликвии». Есть несколько стендов, где поименно перечислены железнодорожники, ушедшие на фронт в 1941–1945 годах. Всего их около трехсот человек. Они работали на разных предприятиях – на станциях, дистанциях пути, в локомотивном и вагонном хозяйствах, но по зову некогда огромной страны из мирного Восточного Казахстана отправлялись туда, где война, взрывы и смерть. В списках я нашла знакомые имена – с этими людьми я или лично общалась, или о них мне рассказывали их дети и внуки, которые тоже стали железнодорожниками.

Например, мне не раз доводилось общаться с ветераном войны Секеном Дексембиновичем Акшаловым из Шемонаихи. Он воевал в Украине в составе Второго Украинского фронта, участвовал в историческом форсировании Днепра. Удостоен Ордена Великой Отечественной войны, медали «За освобождение Украины». Он вернулся с полей сражений домой, создал прекрасную семью, снискал уважение как хороший работник. Кроме воинских наград, был награжден званием Почетного гражданина Шемонаихинского района. Аксакал умер пару лет назад, в преклонном возрасте, окруженный заботой членов семьи. Достойная жизнь… Рядом на стенде написано имя Берликана Мусабековича Туспаева. Самого ветерана, увы, я не знала, но общалась с его вдовой, тоже участницей войны, Рашидой Шавалиевной. Они познакомились на секретном заводе по производству особой фанеры, которую использовали в производстве военных самолетов. Родина оценила их подвиг и добросовестный труд, отметила наградами. Поженившись в 1949 году, они стали основателями уважаемой железнодорожной династии, а вместе прожили 50 лет.

Пока одни железнодорожники были на фронте, другие честно и самоотверженно трудились. Как повествуют надписи на стендах, уже в первые месяцы войны на станции Защита (ныне Оскемен-1) были организованы курсы медсестер. Около 30 девушек обучались без отрыва от производства. Здесь же есть фото группы железнодорожников, которые обслуживали поезд Красного креста в годы войны. В военное время на станции Защита была организована школа фабрично-заводского обучения, где молодежь осваивала железнодорожные профессии монтера пути, стрелочника, слесаря по ремонту. На стенде есть очень старая грамота, которой наградили в годы войны машиниста Защитинского депо Виктора Николаевича Желудкова, – за успехи в социалистическом соревновании, энергию, инициативу и самоотверженность, стахановскую работу «по выполнению Сталинского государственного комитета обороны и приказов наркомата путей сообщения»!

– Я до конца еще не изучил материалы из-за нехватки времени, но здесь много бесценного материала: кроме фотографий, есть награды железнодорожников и удостоверения к ним, знамена, которыми награждали лучшие предприятия, маленькие модели паровозов, форма работников стальной магистрали времен ВОВ и послевоенного времени, станционные фонари, инструменты, – говорит Дидар Бурбаев.

Когда-то музей размещался в административном здании Восточно-Казахстанского отделения грузовых перевозок, потом «переехал» в депо. Инициатива восстановления музея принадлежит начальнику ТЧЭ-22 Ермеку Смагулову. По мере финансовых возможностей локомотивщики хотят в помещении, выделенном под музей, разместить стеклянные витрины, поставить манекены с железнодорожной формой старого образца, расставить, развесить все экспонаты. В помещении есть отопление, будет работать вентиляция, здесь хотят смонтировать специальную подсветку. Железнодорожники с уважением относятся к своей истории и своим героям. 

Регионы
21.11.2024
Директор специализированного мостового отряда Канат Карбозов стал обладателем «Самұрық-Қазына» акционерлік қоғамының құрметті қызметкері»
Регионы
21.11.2024
Экскурсию для подростков провели на железнодорожных предприятиях станции Илецк
Регионы
21.11.2024
Условный пожар потушили на станции Кушмурун
Новости
21.11.2024
Дноуглубительные работы досрочно завершили в порту Курык
Новости
21.11.2024
Новые инновационные технологии диагностики пути внедряют на железной дороге в Казахстане
Новости
21.11.2024
КТЖ расширит терминальную сеть в Европе
Грузовые перевозки
20.11.2024
Более 307 тыс. тонн зерна погрузили в ноябре в Акмолинском отделении ГП
Новости
20.11.2024
KAZAKH GRAIN & LOGISTIC FORUM 2024 пройдет в Астане
Новости
20.11.2024
Казахстан планирует развивать транспортно-транзитные коридоры в формате СНГ +
Регионы
20.11.2024
О мерах безопасности вблизи железной дороги продолжают напоминать учащимся школ и колледжей в Уральске
Интервью
20.11.2024
Об обеспечении безопасности на железной дороге рассказали ревизоры в ВКО
Новости
20.11.2024
Главы транспортных ведомств Казахстана и России обсудили сотрудничество в Москве
Новости
19.11.2024
Акмолинские железнодорожники стали победителями республиканского IT-семинара
Новости
19.11.2024
Интеллектуальную игру провели в Акмолинском отделении ГП
Новости
19.11.2024
Вопросы развития транспортно-логистической отрасли обсудили в правительстве Казахстана
Новости
19.11.2024
Развитие транспортно-логистического комплекса в современных экономических условиях обсудили на круглом столе ЕЭК и КСТП
Новости
19.11.2024
Создание торгово-распределительного центра обсудили Казахстан и Узбекистан в порту Актау
Спорт
19.11.2024
Железнодорожник стал чемпионом Казахстана по пауэрлифтингу
Инфраструктура / Цифра недели
19.11.2024
Около 570 км железной дороги капитально отремонтировано в Казахстане
Новости / Архив
19.11.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №98 от 19 ноября 2024 года