Серик АБДЕНОВ: «Золотые правила» безопасности труда должны внедряться в АО «НК «ҚТЖ»

Социум
28.12.2018, 12:04

Вопросы устойчивого функционирования охраны труда, техники безопасности, охраны окружающей среды (ОТ, ТБ и ООС) по сей день не теряют своей актуальности. На фоне того, что в национальных компаниях данной тематике уделяется недостаточное внимание, со стороны соответствующих государственных регулирующих органов и уполномоченных министерств предъявляются требования по более строгому соблюдению ОТ, ТБ и ООС. 

Выстраивание культуры безопасного ведения работ, правильного и своевременного реагирования на опасные производственные факторы, предупреждение случаев причинения вреда жизни и здоровью работников должно стать приоритетным направлением деятельности АО «НК «ҚТЖ».

Нам, в первую очередь, предстоит решать самые простые задачи – это обеспечение средствами индивидуальной защиты, специальной одеждой, специальной обувью. Необходимо признать, эта проблема имеет постоянный характер, ежегодно повторяется.

В контексте сказанного считаю уместным принести извинения от имени руководства компании за невыполнение требований трудового законодательства в части обеспеченности людей всей необходимой спецодеждой и спецобувью.

Мы должны следовать лучшим практикам в этой сфере, успешно применяемым в Казахстане.

Так, в АО «НК «Казмунайгаз» (КМГ), где я на протяжении пяти лет проработал руководителем блока управления человеческими ресурсами и по совместительству генеральным директором нефтесервисной компании, эффективно работает программа «Золотые правила КМГ».

Развитие ОТ, ТБ и ООС в КМГ

В Казахстане разработана надежная законодательная основа для ОТ, ТБ и ООС. Однако ее исполнение по-прежнему остается избирательным, и Правительство Казахстана оказывает незначительное давление в целях изменения условий труда на производстве.  

Было бы справедливо отметить, что нефтегазовые операторы – дочки КМГ – не уделяли первоочередного внимания достижению соответствия функционирования ОТ, ТБ и ООС стандартам соответствующей отрасли до момента принятия решения о преобразовании процессов ОТ, ТБ и ООС в КМГ в середине 2014 года.

Данные о функционировании системы ОТОС в КМГ были крайне ограниченными и часто неточными. Общая проблема – корпоративная служба ОТ, ТБ И ООС главным образом состояла из небольшого числа экологов наряду со специалистами противопожарной и аварийно-спасательной служб, несущих ответственность за взаимодействие между высшим руководством и дочерними компаниями.

На первом этапе компанией была создана многопрофильная организация структуры ОТ, ТБ И ООС, включающая специалистов из следующих областей:

• гигиена и безопасность труда,

• промышленная безопасность, противопожарная безопасность и ЧС,

• транспортная безопасность,

• управление отходами,

• управление энергоэффективностью и выбросами.

На департамент ОТОС КМГ возложены соответствующие обязанности: проверка, поддержка дочерних организаций путем проведения подготовки и обмена опытом, разработка новых стандартов и политик, а также контроль и мониторинг функционирования ОТ, ТБ и ООС.

За этим последовало введение открытых, прозрачных требований к отчетности (с применением мер стимулирования для представления полных данных, а не санкций за плохое функционирование ОТ, ТБ и ООС). Ключевые показатели эффективности ОТ, ТБ и ООС, применяемые и включенные в КПД руководителей, доведены до сведения генеральных директоров во всех дочерних компаниях.

Введено многоуровневое обучение руководителей ОТ, ТБ и ООС в области безопасности для областей, сопряженных с высокой степенью риска (в особенности для транспортной безопасности). Была проведена оценка объема инвестиций в ОТ, ТБ и ООС, необходимых для достижения поставленных нами целей в области ОТ, ТБ и ООС для первого пятилетнего плана (в основном ориентированного на восстановление окружающей среды). Руководство КМГ и Совет директоров были проинформированы и непосредственно вовлечены к участию в обсуждении и решении проблем.

Конкурс председателя правления на лучшую инновационную идею в области ОТОС был инициирован для того, чтобы подчеркнуть приверженность компании изменению и улучшению функционирования ОТ, ТБ и ООС.

В 2015 году впервые в истории КМГ профессиональная подготовка и повышение осведомленности и вовлечения руководства в ОТ, ТБ и ООС были сосредоточены на генеральных директорах. Благодаря созданию сегментной экспертизы в корпоративной команде ОТ, ТБ и ООС, функция контроля, соответствия и проверки ОТ, ТБ и ООС теперь обеспечивает независимые навыки проверки достоверности и расследования происшествий (причинно-следственный анализ). Была введена система для распространения полученного опыта. Данные о функционировании ОТ, ТБ и ООС улучшились как в качественном, так и в количественном отношении. Промышленная безопасность (включая техническую целостность установок и трубопроводов и безопасность производственного процесса) стала одной из важнейших тем.

До 2015 года в системе управления функционированием КМГ существовал только один реальный КПД по ОТ, ТБ и ООС: сокращение числа травм с временной потерей трудоспособности. За период 2012-2014 годы отмечена тенденция к сокращению в рамках данного показателя (LTIR). Однако, с введением повышенной прозрачности отчетности в области ОТ, ТБ и ООС появилась более объективная картина, о которой будет отмечено далее.

Данные о травматизме и несчастных случаях со смертельным исходом в отрасли легко доступны благодаря сложившейся системе представления данных по ОТ, ТБ и ООС от Международной ассоциации производителей нефти и газа (IOGP). Цель – вхождение в верхний квартиль участников Ассоциации к 2020 году, находясь в настоящее время в нижней квартили с точки зрения ключевых показателей по БиОТ, а с точки зрения ряда экологических показателей – на одном уровне с IOGP.

Теперь, спустя четыре года после начала программы трансформации в КМГ доступны объективные данные о результатах деятельности, что позволяет компании эффективно сосредоточить свои ресурсы в целях снижения риска получения травм и несчастных случаев работниками в будущем. Прозрачная отчетность позволила получить понимание основных факторов, влияющих на показатели безопасности нашей деятельности.

 Значительно улучшилась транспортная безопасность. Обеспеченность служебных транспортных средств ремнями безопасности увеличилась с 67% до 100% при наличии более 10 000 единиц в парке транспортных средств. Однако, это не является показателем использования ремней безопасности работниками и подрядными организациями. В целях содействия использованию ремней безопасности четыре дочерние компании КазМунайГаза приобрели тренажер «SeatBeltConvincer», предназначенный для того, чтобы испытать на себе удар при имитации ДТП и убедиться на собственном опыте в важности использования ремней безопасности. На сегодняшний день свыше 7 000 работников на себе испытали эффект неожиданной остановки или резкого толчка на скорости 8-10 км/ч и еще 4 000 имели возможность оценить тренажер в действии.

После изучения ключевых причин 200 несчастных случаев со смертельным исходом была разработана программа «Золотые правила КМГ». Правила, соблюдение которых позволило бы избежать несчастных случаев с летальным исходом. Сегодня «Золотые правила» используются во всей группе компаний КМГ. Число несчастных случаев со смертельным исходом сократилось на 80%, а нарушение правил снизилось на >70%.

Для повышения культуры безопасности и снижения уровня травматизма на производстве была проделана следующая работа:

• Внедрение Программы поведенческих наблюдений по безопасности работ (ПНБР) – 85 301 проведенных ПНБР по группе.

• Разработка семи корпоративных документов, основанных на мировой практике, обеспечивающих последовательный и повсеместный подход к вопросам ТБ и ОТ по всей группе компаний.

• Проведение комплексных аудитов в ДЗО с самым высоким уровнем травматизма.

• Проведение выездных презентаций с целью обучения работников новым программам по безопасности, топ-менеджмента – важности их вовлеченности в процессы безопасности.

• Общий процент внедрения 5-летней Дорожной карты (утверждена Правлением КМГ), содержащей в себе стратегические инициативы в области ОТОС составил 82% по результатам деятельности.

• Проведение ежегодного форума директоров служб ОТиОС.

• Проведение ежегодного форума генеральных директоров в области безопасности и охраны труда под эгидой «Выдающееся лидерство в области безопасности и охраны труда».

• Разработка мобильных приложений «8 Золотых правил», «Азбука безопасности», «10 шагов к оздоровлению» работниками «Интергаз Центральная Азия» (может прописать работниками ДЗО?).

Не секрет, что системы управления в отечественных нефтегазовых компаниях зачастую основаны на принципе «командования и контроля». Несомненно, это имеет определенные преимущества, поскольку указания, полученные от высшего руководства обычно сопровождаются письмами, о чем свидетельствует постепенное улучшение отчетности об инцидентах в области ОТ, ТБ и ООС. Санкционированные директивы исполняются эффективным образом, поскольку практически отсутствует обсуждение и откладывание на потом. Такой иерархический подход, несмотря на очевидные недостатки, позволил добиться значительного прогресса в таких вопросах, как определение целевых показателей эффективности ОТ, ТБ и ООС, реагирование на чрезвычайные ситуации, обучение управлению, безопасность дорожного движения, расследование инцидентов, использование СИЗ.

Вместе с тем, командный стиль управления не может быть успешным там, где существует неопределенность и неясность, что требует различных уровней управления для принятия решений на основе оценки рисков.

Однако до сих пор оперативная «оценка риска» далеко еще не изучена и по-прежнему является основной причиной многих инцидентов в области ОТ, ТБ и ООС (в том числе промышленной безопасности).

Аналогичным образом, сердца и умы работников, в особенности руководителей среднего звена, еще не завоеваны в той степени, в какой это необходимо для ОТ, ТБ и ООС, чтобы рассматривать ее как стратегически важную и, следовательно, неотъемлемой частью хорошего и эффективного оператора.

Однако следует подчеркнуть, что сделано немало, и культура безопасности в КазМунайГазе претерпела значительные изменения. Высшее руководство, в том числе руководители ДЗО КМГ принимают активное участие в большей степени, чем когда-либо прежде, и сосредоточены на обеспечении безопасного и эффективного функционирования сферы ОТОС. Этот сдвиг в образе мышления уже помогает КМГ уверенно планировать достижение высоких показателей деятельности по ОТОС к 2020 году.

Уважаемые коллеги!

Я уверен, мы сможем кардинально изменить подходы в работе по обеспечению безопасности наших людей, интегрировав их в бизнес-процессы компании ив производственную дисциплину.

 Техника безопасности должна стать личным делом каждого руководителя, начиная с линейного подразделения.

С наступающим Новым годом! Всем крепкого здоровья, успехов в труде, благополучия в семьях!

Серик АБДЕНОВ,

заместитель председателя правления АО «НК «ҚТЖ» по корпоративным вопросам


Интервью
17.05.2024
КТЖ и МВД усилят работу по обеспечению безопасности на железной дороге
Грузовые перевозки
17.05.2024
Более 81 млн тонн грузов перевезено железнодорожным транспортом за 4 месяца 2024 года
Новости / Архив
17.05.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №42 от 17 мая 2024 года
Новости
16.05.2024
Железнодорожники участвуют в республиканских командно-штабных учениях «Өрт-2024»
Новости
16.05.2024
Меморандум о развитии ТМТМ подписали Казахстан и Латвия
Регионы
16.05.2024
Нестандартные ситуации изучают на станции Екибастуз
Пассажирские перевозки
16.05.2024
Более 4,2 млн пассажиров планирует перевезти летом КТЖ
Новости
16.05.2024
Вопросы развития морских портов обсудили в Актау
Новости
16.05.2024
Из Казахстана в Урумчи отправили первые фуры для дальнейшей перевозки скоропортящихся товаров
Новости
16.05.2024
О ходе строительства вторых путей на участке «Достык – Мойынты» рассказали в Минтрансе
Спорт
15.05.2024
Работник порта Курык в составе сборной Казахстана по мини-футболу завоевал титул чемпиона Европы
Новости
15.05.2024
Меры по охране общественного порядка и безопасности перевозочного процесса усилили в КТЖ
Регионы
15.05.2024
Более 10 км железнодорожного пути отремонтировали на перегоне Жарык – Дария
Регионы
15.05.2024
Оборудование планируют обновить на станции Оскемен-1
Пассажирские перевозки / Цифра недели
15.05.2024
Более 317 тыс. пассажиров воспользовались поездами КТЖ в майские праздники
Новости
15.05.2024
Предприятие по производству продукции для высокоскоростных железных дорог заработало в Алматы
Новости
14.05.2024
Обучение по санитарно-эпидемиологическим требованиям к вагонам прошли проводники КТЖ
Новости
14.05.2024
Перечни продукции к техрегламентам в сфере железнодорожного транспорта утвердили для стран ЕАЭС
Новости
14.05.2024
Семинар по ТМТМ и логистике прошел в Мангистауской области
Новости
14.05.2024
Пропускная способность станции Арысь увеличена на 20%