Роль железнодорожников Казахстана в военные годы: история через экспонаты

Социум
09.05.2019, 13:05
Елена Колдасбаева

Собственный корреспондент по Алматинской области

Гордостью Центрального музея железнодорожного транспорта Казахстана является зал, посвященный воинам Великой Отечественной войны и участникам трудового фронта, где горит вечный огонь. Здесь красочно оформлена военно-историческая экспозиция, запечатлевшая хронику военного лихолетья.

На протяжении всего существования сотрудники музея непрерывно поддерживают связь с республиканскими архивами и музеями, у которых были приобретены фотоматериалы, видеофильмы, уникальные документы и другие исторические редкости.

Основатель музея, ветеран Бейсен Шормаков до сих пор работает в этом направлении. О его способностях и одаренности можно много рассказывать. Именно он стоял у истоков становления музейного фонда. Являясь членом Ассоциации музеев города, создал и воплотил в реальность уникальное детище с ярким колоритом, фантазией и творческой мыслью. Здесь собраны уникальные вещи, а поисковая работа является главной составляющей комплектования музейного фонда. В настоящее время его дело продолжает Гульнара Шормакова, которую можно назвать тонкой, творческой личностью.

– Каждый экспонат, фотоальбом, воспоминание ветеранов – яркое повествование хроники военного периода, – говорит Гульнара Шормакова. Хорошо отражена роль железнодорожников Казахстана в военные годы, перед которыми стояла задача бесперебойно снабжать армию всем необходимым, быстро продвигать поезда с войсками, военными и оборонными грузами, обеспечить транспортом предприятия, учреждения, эвакуированные в Казахстан и республики Средней Азии.


Только в Алма-Ате принято и размещено несколько десятков заводов, фабрик и крупных цехов.

Каждый коллектив предприятия железнодорожного транспорта считал своим долгом внести в общенародное дело что-то новое и полезное. По приказу Наркомата путей сообщения, с 24 июня 1941 года был введен воинский график движения поездов. Ничего не меняя в техническом оснащении дороги, было принято решение пропускать через нее гораздо большее количество оборонных грузов. Прежде всего, сократили до минимума количество пассажирских поездов дальнего и пригородного сообщения. Унифицировали размеры грузовых составов, сократили время их прохождения по перегонам и остановки по техническим нуждам, исключили обгон – и поезда пошли сплошным потоком, заполнив до предела магистральные линии.

Все крупные стратегические операции Великой Отечественной войны – под Сталинградом, при прорыве блокады Ленинграда, в битве на Курской дуге, вплоть до взятия Берлина – потребовали подвоза 350-500 тысяч вагонов. Эта огромная работа выпала на долю личного состава колонн паровозов резерва НКПС. И когда над рейхстагом водрузилось Знамя Победы, в Берлин пришли паровозы ОРКП-34, общий пробег которых составил около 2 миллионов 600 тысяч километров. Ими провезено 3 миллиона тонн военных грузов.

Не стерта из памяти первая женщина-казашка – машинист депо Пишпек Забира Жусупова, которая доставляла военные грузы в огневые точки фронта.


Впечатляет стенд, посвященный 28 героям-панфиловцам, в память о славных сыновьях Казахстана на разъезде Дубосекова стоит мемориальный комплекс, где народ увековечил подвиг 28 панфиловцев. В числе воинов-панфиловцев были и железнодорожники с Туркестано-Сибирской железной дороги. Герой Советского Союза Иван Шапшаев, Галел Вильданов, Исмухан Таймасов, Миспах Иманбеков, Мусахан Алимжанов – эти имена вошли в историческое наследие дороги.

Красными буквами в историческую летопись внесены имена участников Великой Отечественной войны и Трудового фронта Алматинского отделения дороги: герой Советского Союза Иван Косенков, Станислав Соколов, Шамиль Шарипов, Мавлиха Курбангалиева, Николай Середенко, Рымбек Турганбаев, Александр Шокарев и многие другие.

Масштабность охвата этого исторического периода, многоплановость и техническая оснащенность военной экспозиции позволяет музею стать уникальным центром пропаганды роли железнодорожного транспорта Казахстана.

Новости
20.05.2024
На 14 маршрутах действует скидка при покупке билета с дисконтной картой «Саяхатшы»
Новости
20.05.2024
О поставке 140 пассажирских вагонов в 2024 году сообщил Минтранс
Регионы
20.05.2024
Студенты посетили алматинские дистанции пути и электроснабжения
Новости
20.05.2024
Перевозка железнодорожным транспортом между Казахстаном и Китаем выросла на 14%
Спорт
20.05.2024
Железнодорожники приняли участие в соревновании по баскетболу в Караганде
Регионы
20.05.2024
Противоэпидемическое учение провели на железнодорожном вокзале в Караганде
Новости
17.05.2024
Столичные абитуриенты посетили Высший колледж транспорта и коммуникации
Новости
17.05.2024
Представители порта Актау приняли участие в бизнес-форуме по транспорту в Риге
Регионы
17.05.2024
Тренировочное противоэпидемическое учение провели в пассажирском поезде «Алтай – Оскемен-1»
Интервью
17.05.2024
КТЖ и МВД усилят работу по обеспечению безопасности на железной дороге
Грузовые перевозки
17.05.2024
Более 81 млн тонн грузов перевезено железнодорожным транспортом за 4 месяца 2024 года
Новости / Архив
17.05.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №42 от 17 мая 2024 года
Новости
16.05.2024
Железнодорожники участвуют в республиканских командно-штабных учениях «Өрт-2024»
Новости
16.05.2024
Меморандум о развитии ТМТМ подписали Казахстан и Латвия
Регионы
16.05.2024
Нестандартные ситуации изучают на станции Екибастуз
Пассажирские перевозки
16.05.2024
Более 4,2 млн пассажиров планирует перевезти летом КТЖ
Новости
16.05.2024
Вопросы развития морских портов обсудили в Актау
Новости
16.05.2024
Из Казахстана в Урумчи отправили первые фуры для дальнейшей перевозки скоропортящихся товаров
Новости
16.05.2024
О ходе строительства вторых путей на участке «Достык – Мойынты» рассказали в Минтрансе
Спорт
15.05.2024
Работник порта Курык в составе сборной Казахстана по мини-футболу завоевал титул чемпиона Европы