Форум по производственной безопасности состоялся в КТЖ

Трансформация
05.12.2019, 21:32
Асель Шайхынова

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

Железнодорожный комплекс АО «НК «ҚТЖ» состоит из более 59 тысяч единиц подвижного состава, 21 тысячи километров железнодорожных путей, 40 тысяч километров линий электроснабжения, 2 тысяч опасных технических устройств и многого другого. Но самым главным звеном механизма и самой большой ценностью компании являются сотрудники, а это более 120 тысяч человек. Теперь программой «Останови опасность!» может воспользоваться каждый сотрудник АО «НК «ҚТЖ», находясь на рабочем месте, если посчитает, что жизни и здоровью его и коллег грозит опасность. Об этом и других жизненно важных правилах и новшествах говорилось во время первого Форума по производственной безопасности, который состоялся в ҚТЖ.

Мероприятие собрало более 500 участников, в том числе руководителей АО «ФНБ «CaмрукҚазына», его портфельных компаний, членов Совета директоров АО «НК «ҚТЖ», представителей Европейского банка реконструкции и развития, казахстанских производителей средств индивидуальной защиты, спецодежды, спецобуви, а также руководителей структурных подразделений и дочерних организаций ҚТЖ.

Во время форума официальный старт программам «Поведенческие диалоги безопасности», «Останови опасность!», «Происшествия без последствий» дал председатель Совета директоров АО «НК «ҚТЖ» Кристиан Кун.

– Наша главная цель – популяризация безопасного труда, ведь в компании трудится более 120 тысяч сотрудников, которых ждут дома здоровыми и невредимыми. Когда мы говорим об охране труда, мы должны понимать, что приоритетом является предупреждение, а не ликвидация последствий получения травм, связанных с игнорированием норм техники безопасности и средств индивидуальной защиты. При этом, именно руководство должно своим примером первым показывать свою приверженность нормам безопасного труда, – отметил он.

Во время форума председатель правления АО «НК «ҚТЖ» Сауат Мынбаев и руководители дочерних организаций и подразделений компании продемонстрировали личную приверженность решению вопросов безопасности труда и здоровья сотрудников, оставив подписи на специально организованном стенде.

– Мы стремимся к внедрению всеобщего понимания термина «культура безопасного труда», продвижению концепции нулевого травматизма, и подписание личных обязательств в области производственной безопасности, а также представление новых подходов дальнейшего совершенствования системы управления производственной безопасностью – прямое тому доказательство, – подчеркнул Сауат Мынбаев.

Так, в ҚТЖ утверждена обновленная модель компетенций, определяющая стандарты поведения работника с учетом новых корпоративных ценностей «БЛАГО» (безопасность, амбиции, ответственность, лидерство, гордость). Теперь персонал компании будет оцениваться на основании этой модели. Поведенческие инструменты культуры безопасности послужат внутренним мотиватором для каждого работника и помогут создать фундамент для качественного изменения корпоративной культуры в целом. В компании активно начали готовить внутренних тренеров, которые, в свою очередь, до конца следующего года обучат основам безопасного труда каждого работника ҚТЖ.

ГЛАВНАЯ ЦЕННОСТЬ – ЛЮДИ

АО «НК «ҚТЖ» является одним из крупнейших владельцев транспортного комплекса в республике, территориально расположенного на всей территории страны. В большинстве случаев работа железнодорожников проходит в трудных условиях. Они работают круглые сутки (посменно) и в любую погоду. И вопрос повышения безопасности людей, работающих на объектах железной дороги, и снижения травматизма является одним из приоритетных. Это диспетчеры, дежурные по станциям, машинисты локомотивов, осмотрщики вагонов, составители поездов, монтеры пути, специалисты, обеспечивающие бесперебойную работу систем автоматики, телемеханики, связи и систем энергоснабжения, и другие работники, отвечающие за бесперебойную работу железнодорожной инфраструктуры и железнодорожного подвижного состава.

– Успех трансформации культуры безопасности зависит от личного примера первых лиц компании. С этой целью проведен учебный курс для руководства ҚТЖ. На формирование культуры безопасного труда требуется немало времени и усилий, и начало исторического развития этому в ҚТЖ фундаментально заложено 29 ноября 2019 года на данном форуме! – подчеркнул главный инженер АО «НК «ҚТЖ» Батыр Котырев.

С энтузиазмом железнодорожники восприняли информацию, озвученную во время форума о том, что программой «Останови опасность!» теперь может воспользоваться каждый железнодорожник, независимо от должности.

По словам специалистов, таким образом акцент сместится на предотвращение потенциально-опасных ситуаций. Кроме того, на форуме состоялась церемония награждения благодарственными письмами коллективов и сотрудников компании за внедрение лучших практик по охране труда. С докладом «Самооценка HSE и текущее состояние травматизма в компании» выступил директор департамента производственной безопасности и экологии АО «НК «ҚТЖ» Асхат Сариев.

– Компания представляет собой большой технологический комплекс, распределенный по всей территории страны, и ее деятельность сопряжена с опасными факторами – заметил он.

Отдельно спикер выделил филиалы и дочерние организации, не допустившие случаи травматизма за 10 месяцев 2019 года, среди которых Дирекция по автоматизации и цифровизации, многофункциональный центр обслуживания, Главный вычислительный центр, порт Курык и другие.

КАК ПОКАЗЫВАЮТ СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ПО РК ОБ УРОВНЕ ТРАВМАТИЗМА ЗА 2018 ГОД, ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ОТРАСЛЬ НАХОДИТСЯ НА 10-М МЕСТЕ СРЕДИ 14 ОТРАСЛЕЙ, ИЛИ В ПЕРВОЙ ПЯТЕРКЕ ОТРАСЛЕЙ, ИМЕЮЩИХ МИНИМАЛЬНЫЙ ТРАВМАТИЗМ. ПРИ ЭТОМ В ҚТЖ ПРАКТИКУЕТСЯ ПОСТОЯННЫЙ ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ ТРАВМАТИЗМА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОКАЗАТЕЛЯ LTIFR. ТЕКУЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДАННОГО ПОКАЗАТЕЛЯ НЕ ПРЕВЫШАЕТ УСТАНОВЛЕННОГО ПОРОГОВОГО ЗНАЧЕНИЯ. 

Во время выступлений спикеры подчеркнули и то, что все составляющие железнодорожного комплекса, как и железная дорога в целом, являются источником опасности не только для персонала компании. Необходимо помнить о том, что каждый, кто находится на территории или вблизи железнодорожного предприятия, должен строго соблюдать правила нахождения в зонах повышенной опасности.

ВОЗМОЖНО ЛИ РАБОТАТЬ БЕЗ АВАРИЙ И ТРАВМАТИЗМА?

Отметим, в январе текущего года компания присоединилось к концепции «Vision Zero» – «Нулевой травматизм» Международной ассоциации социального обеспечения, которая является разработчиком Руководства для работодателей и менеджеров, позволяющего провести самодиагностику состояния культуры безопасности и гигиены труда. Концепция «Vision Zero» основана на семи «золотых правилах». Каждое включает краткий обзор с последующим изложением ряда принципов и простым перечнем контрольных вопросов.

В результате простой процедуры самостоятельного тестирования (по анкетам) можно быстро оценить, какие из семи «золотых правил» уже выполняются в компании, что можно усовершенствовать и следует ли предпринять какие-либо корректирующие действия. В качестве организационного периметра диагностики были приняты корпоративный, сетевой, региональный и линейный уровни с охватом основных хозяйств, дислоцированных на полигонах отделений дороги.

Тестируемый контингент представлял собой четыре группы работников: топ-менеджеры компании, менеджеры сетевого уровня, представители предприятий из регионов, в том числе первый руководитель, главный инженер, руководитель службы безопасности, специалисты службы безопасности, технические инспектора производственных советов и другие (более 800 чел.). Тестирование проводилось при помощи интернет-сервиса по созданию опросов – Surveymonkey. Процесс диагностики представлял собой пять основных этапов.

Если ранее в основном устраняли последствия травматизма – расследовали, наказывали виновных, устраняли выявленные несоответствия, разрабатывали мероприятия по их дальнейшему недопущению, то сейчас ситуация изменилась. Как отметили во время мероприятия специалисты, все это нужная работа, но она является только одним из инструментов обеспечения безопасности труда.

Как результат «реактивной» работы, то есть борьбы с последствиями, компания остановилась в некой точке равновесия, где количество травматизма хотя и снижается (в течение последних 7 лет в среднем на 1,5% в год), но этого явно недостаточно. Необходимо было переходить к «проактивным», предупреждающим процессам. Эту задачу и будут выполнять новые программы, которым был дан старт во время форума. Но даже в существующих условиях среди предприятий имеются безусловные лидеры, отработавшие более 15 лет без несчастных случаев, к примеру, Акжайыкская дистанция сигнализации и связи, дислоцированная в городе Атырау, проработала без несчастных случаев в течение 26 лет.

Теперь ее опыт работы активно транслируется по всей группе компаний АО «НК «ҚТЖ». По словам спикеров, с 2017 года в ҚТЖ начата работа по поиску областей улучшения системы управления производственной безопасностью.

В основу работы положены подходы и бизнеспринципы, описанные в референсной модели по управлению производственной безопасностью, утвержденной решением правления Фонда «Самрук-Қазына», которая была разработана с учетом лучших мировых практик безопасности и охраны труда. В 2018 году проведена оценка уровня культуры безопасности в ҚТЖ, изучен и обобщен передовой опыт и практики компаний, в том числе и казахстанских (ТОО «Тенгизшевройл», АО «Казмунайгаз», АО «Казатомпром») по реализации концепции «нулевой травматизм». При этом, основной посыл идеологии нулевого травматизма – лучше предотвратить, исключить условия и предпосылки травматизма, чем бороться с последствиями.

То есть, на первое место выходят вопросы превентивности (проактивности). Вовлеченность работников в обеспечение безопасных условий и охраны труда также предусматривает разработку ключевых требований безопасного выполнения работ, сформированных на основе опыта ведущих в области безопасности труда компаний.

Так, в ҚТЖ разработана Дорожная карта по совершенствованию системы управления производственной безопасностью на 2019-2022 годы, направленная на достижение условий нулевого травматизма, которая позволит повысить качество труда, степень удовлетворенности работников, подрядных организаций, улучшить физическое и психологическое благополучие сотрудников компании.

В целом, проводимая работа направлена на распространение изменения сознания и поведения людей с использованием новых инструментов: поведенческий диалог безопасности, телефоны доверия, остановка и отказ от выполнения небезопасных работ, предложения по улучшению через использование возможностей мобильного приложения и других. К примеру, департаментом безопасности движения в рамках улучшения состояния безопасности движения поездов на корпоративном сайте запущен портал «Безопасность – прежде всего». Здесь размещены проекты нормативно-технической документации, информация о состоянии безопасности движения, лента новостей, «Культура безопасности движения», телефон доверия и другое.

На форуме также отмечено, что в компании особое значение придается вопросам автоматизации процессов безопасности. В рамках трансформации бизнеса вопрос автоматизации выделен в отдельный проект «Внедрение ИТ-решений в области безопасности и охраны труда, промышленной и экологической безопасности». Говорилось и об охране окружающей среды. Ведь компания при осуществлении своей деятельности несет ответственность за экологическую безопасность и благополучие окружающей среды. Так, ежегодно компания сокращает эмиссии загрязняющих веществ в окружающую среду от 2 до 5%.

Новости
17.05.2024
Столичные абитуриенты посетили Высший колледж транспорта и коммуникации
Новости
17.05.2024
Представители порта Актау приняли участие в бизнес-форуме по транспорту в Риге
Регионы
17.05.2024
Тренировочное противоэпидемическое учение провели в пассажирском поезде «Алтай – Оскемен-1»
Интервью
17.05.2024
КТЖ и МВД усилят работу по обеспечению безопасности на железной дороге
Грузовые перевозки
17.05.2024
Более 81 млн тонн грузов перевезено железнодорожным транспортом за 4 месяца 2024 года
Новости / Архив
17.05.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №42 от 17 мая 2024 года
Новости
16.05.2024
Железнодорожники участвуют в республиканских командно-штабных учениях «Өрт-2024»
Новости
16.05.2024
Меморандум о развитии ТМТМ подписали Казахстан и Латвия
Регионы
16.05.2024
Нестандартные ситуации изучают на станции Екибастуз
Пассажирские перевозки
16.05.2024
Более 4,2 млн пассажиров планирует перевезти летом КТЖ
Новости
16.05.2024
Вопросы развития морских портов обсудили в Актау
Новости
16.05.2024
Из Казахстана в Урумчи отправили первые фуры для дальнейшей перевозки скоропортящихся товаров
Новости
16.05.2024
О ходе строительства вторых путей на участке «Достык – Мойынты» рассказали в Минтрансе
Спорт
15.05.2024
Работник порта Курык в составе сборной Казахстана по мини-футболу завоевал титул чемпиона Европы
Новости
15.05.2024
Меры по охране общественного порядка и безопасности перевозочного процесса усилили в КТЖ
Регионы
15.05.2024
Более 10 км железнодорожного пути отремонтировали на перегоне Жарык – Дария
Регионы
15.05.2024
Оборудование планируют обновить на станции Оскемен-1
Пассажирские перевозки / Цифра недели
15.05.2024
Более 317 тыс. пассажиров воспользовались поездами КТЖ в майские праздники
Новости
15.05.2024
Предприятие по производству продукции для высокоскоростных железных дорог заработало в Алматы
Новости
14.05.2024
Обучение по санитарно-эпидемиологическим требованиям к вагонам прошли проводники КТЖ