Как ҚТЖ проходит этапы трансформации и выхода из «красной» зоны риска

Трансформация
28.08.2020, 11:09
Асель Шайхынова

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

На протяжении нескольких последних лет общественность пристально следит за тем, как, являясь системообразующей транспортной компанией Казахстана, АО «НК «ҚТЖ» проходит этапы трансформации и выхода из «красной» зоны риска.

Почему актуальным вопросом для АО «НК «ҚТЖ» остается сокращение долга компании? Как компания из-за большого размера долга оказалась в так называемой «красной» зоне кредитного риска?

Все дело в том, что в предшествующие годы активной инвестиционной деятельности АО «НК «ҚТЖ» привлекало значительные объемы кредитных средств для реализации крупных проектов. Ситуацию усугубило и ослабление национальной валюты за последние годы. В результате долг компании на конец 2019 года составлял 1,7 триллиона тенге. Это много, учитывая уровень выручки и операционной прибыли ҚТЖ.

В 2019 году в компании поменяли подходы в управлении долгом и реализовали ряд мероприятий, направленных на оптимизацию долговой нагрузки, повышение финансовой устойчивости.

ДОЛОЙ ДОЛГИ!

Так, в 2019 году совместно с Правительством РК и фондом «Самрук-Қазына» рассмотрен вопрос финансового оздоровления ҚТЖ и выработаны конкретные меры, в том числе по снижению доли долга в «твердой» валюте. В 2019 году были полностью досрочно погашены еврооблигации на сумму 780 миллионов долларов. А в июне 2020 года – частично досрочно погашены еврооблигации на сумму 217 миллионов долларов. Это позволило снизить долю обязательств ҚТЖ в «твердой» валюте на 1 января 2019 с 57 до 33% на 1 июля 2020 от общего размера долгового портфеля. При этом снижение доли долга в «твердой» валюте позволит обезопасить ҚТЖ от увеличения долга в случае изменений курса тенге. В части же сокращения размера основного долга реализуется ряд мероприятий по снижению гарантируемой части долга дочерних компаний, а также деконсолидации долга компаний, планируемых к передаче в конкурентную среду. Также проводится системная работа с международными рейтинговыми агентствами Fitch, Moody’s и Standard&Poors, направленная на поддержание/повышение уровней корпоративных кредитных рейтингов. Как известно, от них во многом зависит стоимость заемного финансирования для компании, а также в целом инвестиционная привлекательность ее активов. По словам специалистов, все эти мероприятия, вместе с постоянно проводимой работой над увеличением доходности и системной работой в части оптимизации затрат, позволят вывести ҚТЖ в «зеленую» зону кредитного риска к 2024 году.

ГЛАВНОЕ – ИНФРАСТРУКТУРА

Между тем в условиях оптимизации затрат в ҚТЖ одновременно решаются вопросы финансирования развития инфраструктуры для обеспечения безопасности движения.

Прежде всего, в рамках оптимизации затрат компании пересмотрен портфель инвестиционных проектов, в результате чего отложена реализация проектов, не влияющих на обеспечение безопасности движения поездов. Так, в инвестиционный портфель компании включены проекты, направленные только на поддержание в рабочем состоянии производственных активов, непосредственно участвующих в процессе производственной деятельности АО «НК «ҚТЖ».

В 2019 ГОДУ БЫЛИ ПОЛНОСТЬЮ ДОСРОЧНО ПОГАШЕНЫ ЕВРО- ОБЛИГАЦИИ НА СУММУ 780 МИЛЛИОНОВ ДОЛЛАРОВ. А В ИЮНЕ 2020 ГОДА – ЧАСТИЧНО ДОСРОЧНО ПОГАШЕНЫ ЕВРООБЛИГАЦИИ НА СУММУ 217 МИЛЛИОНОВ ДОЛЛАРОВ.

Кроме того, в условиях ограниченности собственных ресурсов для финансирования инвестиционной программы планируется привлечение внешних источников финансирования.

К примеру, в рамках реализации государственной программы инфраструктурного развития «Нұрлы жол» на 2020-2025 годы за счет средств республиканского бюджета планируется финансирование мероприятий, направленных на увеличение пропускной способности железнодорожной инфраструктуры. Также за счет привлечения льготных заемных средств из республиканского бюджета проводится обновление парка пассажирских вагонов.

IPO НЕ ЗА ГОРАМИ

Известно, что правильно выбранный срок выхода на IPO и должная подготовка к нему являются решающими факторами достижения наилучших результатов от IPO, а именно – оптимальной инвестиционной привлекательности и, как следствие – высокой рыночной капитализации. Поэтому компания четко и выверенно готовится к выходу на IPO, и на сегодняшний день есть конкретные планы. В частности, 6 сентября 2019 года Советом директоров АО «НК «ҚТЖ» была утверждена стратегия развития компании до 2029 года. В соответствии с важным документом вывод акций АО «НК «ҚТЖ» запланирован не ранее 2023 года.

В настоящее время главным препятствием для выхода компании на IPO является отрицательная финансовая история и высокая долговая нагрузка, обусловленная в том числе реализацией в прошлом амбициозной инвестиционной программы за счет финансирования в иностранной валюте.

Повторим, в соответствии с утвержденной стратегией компании одной из ключевых целей в ближайшее время является вывод ҚТЖ из зоны финансового риска и обеспечение финансовой устойчивости. Для реализации данной цели компания в том числе проводит работу с государственными органами по совершенствованию тарифного регулирования и получению финансовой поддержки, а также реализует комплекс инициатив по повышению эффективности деятельности. В частности, ҚТЖ реализует мероприятия по формированию оптимальной бизнесмодели и целевой структуры активов компании, развитию транзита, реализации программы цифровой трансформации и оптимизации затрат.

Специалисты отмечают, что активная реализация вышеперечисленных инициатив позволит улучшить финансовую ситуацию и повысить инвестиционную привлекательность ҚТЖ.

НЕПРОФИЛЬНОЕ – В СТОРОНУ

Также на сегодняшний день в компании продолжают активно заниматься выводом непрофильных и убыточных активов. В частности, в соответствии с постановлением Правительства «О некоторых вопросах приватизации на 2016-2020 годы» подлежат приватизации 47 активов группы компаний АО «НК «ҚТЖ».

ГЛУБОКИЙ СЛЕД ПАНДЕМИИ

Известно, что пандемия отрицательно повлияла на финансовое состояние АО «НК «ҚТЖ». Сейчас компанией предпринимаются серьезные меры по нивелированию ее последствий.

Напомним, с 16 марта 2020 года были введены ограничения на передвижение железнодорожным транспортом и приостановлено движение пассажирских поездов по территории Казахстана, что отрицательно повлияло на выполнение плана по пассажирообороту в 2020 году.

В связи с влиянием карантинных мер на деятельность компании, 10 апреля решением Совета директоров утвержден скорректированный план развития АО «НК «ҚТЖ» на 2020-2024 годы в части параметров 2020 года с учетом оптимизации операционных затрат на 43,3 миллиарда тенге и капитальных вложений на 32,9 миллиарда тенге.

При этом важно, что несмотря на сложившуюся ситуацию, АО «НК «ҚТЖ», являясь крупнейшим работодателем, в период пандемии исполняет все трудовые и социальные обязательства перед своими работниками. Кроме того, компанией перевыполнены показатели тарифного грузооборота за первое полугодие по отношению к плану и факту аналогичного периода прошлого года.

Регионы
21.11.2024
Директор специализированного мостового отряда Канат Карбозов стал обладателем «Самұрық-Қазына» акционерлік қоғамының құрметті қызметкері»
Регионы
21.11.2024
Экскурсию для подростков провели на железнодорожных предприятиях станции Илецк
Регионы
21.11.2024
Условный пожар потушили на станции Кушмурун
Новости
21.11.2024
Дноуглубительные работы досрочно завершили в порту Курык
Новости
21.11.2024
Новые инновационные технологии диагностики пути внедряют на железной дороге в Казахстане
Новости
21.11.2024
КТЖ расширит терминальную сеть в Европе
Грузовые перевозки
20.11.2024
Более 307 тыс. тонн зерна погрузили в ноябре в Акмолинском отделении ГП
Новости
20.11.2024
KAZAKH GRAIN & LOGISTIC FORUM 2024 пройдет в Астане
Новости
20.11.2024
Казахстан планирует развивать транспортно-транзитные коридоры в формате СНГ +
Регионы
20.11.2024
О мерах безопасности вблизи железной дороги продолжают напоминать учащимся школ и колледжей в Уральске
Интервью
20.11.2024
Об обеспечении безопасности на железной дороге рассказали ревизоры в ВКО
Новости
20.11.2024
Главы транспортных ведомств Казахстана и России обсудили сотрудничество в Москве
Новости
19.11.2024
Акмолинские железнодорожники стали победителями республиканского IT-семинара
Новости
19.11.2024
Интеллектуальную игру провели в Акмолинском отделении ГП
Новости
19.11.2024
Вопросы развития транспортно-логистической отрасли обсудили в правительстве Казахстана
Новости
19.11.2024
Развитие транспортно-логистического комплекса в современных экономических условиях обсудили на круглом столе ЕЭК и КСТП
Новости
19.11.2024
Создание торгово-распределительного центра обсудили Казахстан и Узбекистан в порту Актау
Спорт
19.11.2024
Железнодорожник стал чемпионом Казахстана по пауэрлифтингу
Инфраструктура / Цифра недели
19.11.2024
Около 570 км железной дороги капитально отремонтировано в Казахстане
Новости / Архив
19.11.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №98 от 19 ноября 2024 года