Казахстан и Новый Шелковый путь

Цифровизация
29.06.2018, 14:56
Казахстан не упускает уникальную возможность экономического роста, которую дает «Новый шелковый путь». Сеть соединяет Азию, Европу и Африку и обещает еще теснее интегрировать в глобальную сеть охваченные ею 4,4 миллиарда людей, способствуя обмену товарами и идеями. По словам специалистов, быстрое возрождение Шелкового пути и крупные вложения в инфраструктуру в течение следующего десятилетия предвещают возрождение Казахстана как торгового центра в Центральной Азии. С ежегодным ростом торговли между Китаем и Европой и заметной тенденцией к увеличению стоимости более компактных и высокотехнологичных товаров, похоже, что торговый баланс смещается в сторону более быстрых, хотя и более дорогостоящих железных дорог. В настоящее время 90% торговли между Китаем и Европой осуществляется судоперевозками, а менее 5% –по железной дороге. Дальнейшее вложение политического и финансового капитала может увеличить торговлю железнодорожными перевозками до 10% к 2025 году. Казахстан намерен значительно выиграть в качестве географического центра сухопутной части Нового Шелкового пути. Путь к успеху Ключом к полному использованию предоставленной Казахстану возможности является адаптация своих крупнейших игроков и их бизнес – моделей к инициативе «Один пояс –Один путь». Это означает сосредоточение внимания на международном транзите и клиентах, а также развитие цифровой культуры, способной приспосабливаться к новым вызовам и возможностям при наличии адекватной инфраструктуры. Казахстан не отстает от своих партнеров по Новому Шелковому пути с точки зрения цифровизации и следующих за ней выгод. Инвестиции инициативы «Один пояс  – Один путь» направлены на развитие инфраструктуры трансконтинентальной торговли в Евразии, в 2017 году они составили 186 миллиардов долларов, а к 2022-му – 700. По оценкам Самрук-Қазына, инвестиции в инфраструктуру будут ежегодно вносить вклад в экономическое развитие Казахстана на уровне 0,1%-0,2% в течение следующего десятилетия. При этом ҚТЖ играет одну из центральных ролей в развитии Казахстана в качестве транзитного пункта Шелкового пути. Для казахстанского национального железнодорожного оператора это означает в том числе уход от аналоговой культуры, переход к цифровой культуре. Новая парадигма развития –  Индустрия 4.0 Как сообщил в одном из выступлений в Правительстве министр по инвестициям и развитию Женис Касымбек, планируется создать модельные цифровые фабрики, Национальный центр компетенций Индустрии 4.0, институт промышленной автоматизации и цифровизации на базе существующей инфраструктуры. В рамках цифровизации сфер транспорта и логистики, создание «умной» железной дороги является ключевым трендом развития отрасли наряду с инновационными энерго- и ресурсоэффективными системами для подвижного состава и инфраструктуры. Цифровизация в АО «НК «ҚТЖ» идет ударными темпами. Как известно, компания является одной из первых в стране, успешно внедряющих цифровизацию в производстве. – В первую очередь была разработана концепция Стратегии развития информационных технологий АО «НК «ҚТЖ» до 2025 года – «Цифровая железная дорога», которая содержит среднесрочные ориентиры развития технологий в горизонте 2017-2025 годов в рамках мировой тенденции к использованию технологий Четвертой промышленной революции. Вместе с тем, стратегия является составной частью большой государственной программы «Цифровой Казахстан», которая осуществляется в рамках фонда «Самрук-Қазына», – говорит главный инженер компании Батыр Котырев. В целом, в рамках разработки Стратегии определены 7 стратегических направлений развития: управление мультимодальными перевозками; интеллектуальные системы планирования и управления грузовыми перевозками; цифровая железнодорожная инфраструктура; цифровой сервис для пассажиров; интеллектуальная транспортная безопасность; автоматизация корпоративных процессов и единая технологическая инфраструктура. К примеру, с 2009 по 2011 год была внедрена система моделирования грузоперевозок MultiRail – интерактивный аналитический инструмент для управления базами данных по перевозкам. Далее, с 2012 по 2015 год претворен в жизнь проект «Энергодиспетчерская тяги», в результате чего компания экономит до 9 миллиардов тенге в год. В целях расширения каналов продажи билетов и услуг на пассажирские поезда и борьбы с перепродажами внедрена технология электронного проездного билета. В скором времени – системы динамического управления тарифами и централизованного управления обращениями клиентов 24/7. По мнению экспертов, электронная коммерция, промышленный Интернет и анализ больших данных – основные направления цифровизации железнодорожной отрасли. Период реализации проектов – с 2017 по 2035 год, объем инвестиций – свыше 457 миллиардов тенге. А ожидаемый экономический эффект – почти 1,5 триллиона тенге. Высоконадежная платформа промышленного Интернета дает экономию топливно-энергетических ресурсов и электроэнергии, сокращает затраты на техническое обслуживание и ремонт, увеличивает сроки службы инфраструктуры, а также создает возможность мониторинга местонахождения грузов. А анализ больших данных позволяет оперативно прогнозировать и предупреждать критический износ оборудования локомотивов и вагонов. – Один из наших наиболее клиентоориентированных проектов – АСУ «Договорная и коммерческая работа». Посредством него производится автоматическое формирование ведомости подачи и уборки вагонов, памятки приемосдатчика, актов общей формы, вагонного листа, введен контроль проверки вагона по паспортными данным, кодов плательщика (лицевой счет клиента, экспедиторской организации). В АСУ ДКР реализован функционал, позволяющий клиентам регистрироваться и осуществлять подачу заявок на присвоение единых лицевых счетов, кодов экспедирования и заключения договоров на оказание экспедиторских услуг. Кроме того, предварительная информация, представленная перевозчиком, может использоваться в качестве электронной копии транзитной декларации, подаваемой от имени перевозчика, –отмечает главный инженер АО «НК «КТЖ». Еще один прорывной проект – АСУ «Магистраль» – реализован с применением современных систем диагностики состояния железнодорожного пути, призван обеспечить планомерный переход от планового ремонта к ремонту по фактическому состоянию. Все эти проекты направлены в первую очередь на повышение клиентоориентированности компании. К примеру, «Цифровая железная дорога», предоставляет грузоотправителю возможность «единого окна». Он сможет в онлайн-режиме подать заявку на перевозку своего груза и тут же рассчитать стоимость данной услуги. При этом, являясь мультимодальным перевозчиком, ҚТЖ может организовать любой сервис по запросу клиента, в том числе оформить таможенную декларацию, осуществить пограничные процедуры и привезти груз к месту назначения. Одновременно компания предоставит ему услугу онлайн-слежения, с помощью которой можно точно определить, где находится контейнер, закрыты ли в нем двери, вскрывалась ли пломба и так далее. Все эти данные клиент сможет отслеживать на обычном смартфоне. Также один из успешно функционирующих в грузовом хозяйстве проектов– «Управление мультимодальными перевозками». Грузоотправители через Интернет могут запланировать перевозку разными видами транспорта, оформить перевозочные документы, рассчитать предварительный тариф, использовать услугу онлайн-слежения. Такого в истории отечественной железной дороги еще не было.

Асель ШАЙХЫНОВА

Новости / Архив
03.06.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №42 от 03 июня 2025 года
Новости
02.06.2025
Стотысячный контейнер отправлен из Сианя по ТМТМ
Регионы
02.06.2025
Итоги весеннего комиссионного осмотра подвели в Павлодарском регионе
Регионы
02.06.2025
Учения по тушению лесного пожара прошли в окрестностях Риддера
Новости
02.06.2025
Карагандинский железнодорожный колледж отмечает 60-летний юбилей
Новости
02.06.2025
Участие ÖBB в развитии ТМТМ обсудили в Астане
Новости
02.06.2025
Казахстан представил транспортный потенциал на AIF-2025
Новости
02.06.2025
Минтранс РК и CMA CGM обсудили развитие перевозок по ТМТМ
Регионы
02.06.2025
Школьникам напомнили о правилах безопасности на железной дороге в Костанае
Пассажирские перевозки
01.06.2025
Более 484 тысяч детей перевезено поездами КТЖ
Новости
01.06.2025
Водитель бросил авто на железнодорожных путях в Туркестанской области
Новости
01.06.2025
Первое сервисное депо Alstom открылось в Шу
Пассажирские перевозки
01.06.2025
Первый туристический поезд из Сианя прибыл в Алматы
Новости
31.05.2025
KTZ Express и TCS Logistics подписали меморандум о сотрудничестве
Новости
31.05.2025
Завершаются приготовления к пуску контейнерного хаба в Актау
Новости
31.05.2025
Казахстан и Австрия намерены расширять логистическое сотрудничество
Новости
31.05.2025
Развитие транспортно-логистического сотрудничества обсудили КТЖ и делегация из Омана
Новости
30.05.2025
Потенциальное сотрудничество в сфере транспорта и логистики обждуждают Казахстан и Республика Конго
Грузовые перевозки
30.05.2025
Экспорт казахстанского зерна вырос на 58,1%
Регионы
30.05.2025
Весенний комиссионный осмотр завершён на сети Алматинского региона