Казахстан и Новый Шелковый путь
Цифрландыру
29.06.2018, 14:56

Казахстан не упускает уникальную возможность экономического роста, которую дает «Новый шелковый путь».
Сеть соединяет Азию, Европу и Африку и обещает еще теснее интегрировать в глобальную сеть охваченные ею 4,4 миллиарда людей, способствуя обмену товарами и идеями.
По словам специалистов, быстрое возрождение Шелкового пути и крупные вложения в инфраструктуру в течение следующего десятилетия предвещают возрождение Казахстана как торгового центра в Центральной Азии.
С ежегодным ростом торговли между Китаем и Европой и заметной тенденцией к увеличению стоимости более компактных и высокотехнологичных товаров, похоже, что торговый баланс смещается в сторону более быстрых, хотя и более дорогостоящих железных дорог.
В настоящее время 90% торговли между Китаем и Европой осуществляется судоперевозками, а менее 5% –по железной дороге. Дальнейшее вложение политического и финансового капитала может увеличить торговлю железнодорожными перевозками до 10% к 2025 году. Казахстан намерен значительно выиграть в качестве географического центра сухопутной части Нового Шелкового пути.
Путь к успеху
Ключом к полному использованию предоставленной Казахстану возможности является адаптация своих крупнейших игроков и их бизнес – моделей к инициативе «Один пояс –Один путь». Это означает сосредоточение внимания на международном транзите и клиентах, а также развитие цифровой культуры, способной приспосабливаться к новым вызовам и возможностям при наличии адекватной инфраструктуры. Казахстан не отстает от своих партнеров по Новому Шелковому пути с точки зрения цифровизации и следующих за ней выгод.
Инвестиции инициативы «Один пояс – Один путь» направлены на развитие инфраструктуры трансконтинентальной торговли в Евразии, в 2017 году они составили 186 миллиардов долларов, а к 2022-му – 700.
По оценкам Самрук-Қазына, инвестиции в инфраструктуру будут ежегодно вносить вклад в экономическое развитие Казахстана на уровне 0,1%-0,2% в течение следующего десятилетия.
При этом ҚТЖ играет одну из центральных ролей в развитии Казахстана в качестве транзитного пункта Шелкового пути. Для казахстанского национального железнодорожного оператора это означает в том числе уход от аналоговой культуры, переход к цифровой культуре.
Новая парадигма развития – Индустрия 4.0
Как сообщил в одном из выступлений в Правительстве министр по инвестициям и развитию Женис Касымбек, планируется создать модельные цифровые фабрики, Национальный центр компетенций Индустрии 4.0, институт промышленной автоматизации и цифровизации на базе существующей инфраструктуры.
В рамках цифровизации сфер транспорта и логистики, создание «умной» железной дороги является ключевым трендом развития отрасли наряду с инновационными энерго- и ресурсоэффективными системами для подвижного состава и инфраструктуры.
Цифровизация в АО «НК «ҚТЖ» идет ударными темпами. Как известно, компания является одной из первых в стране, успешно внедряющих цифровизацию в производстве.
– В первую очередь была разработана концепция Стратегии развития информационных технологий АО «НК «ҚТЖ» до 2025 года – «Цифровая железная дорога», которая содержит среднесрочные ориентиры развития технологий в горизонте 2017-2025 годов в рамках мировой тенденции к использованию технологий Четвертой промышленной революции. Вместе с тем, стратегия является составной частью большой государственной программы «Цифровой Казахстан», которая осуществляется в рамках фонда «Самрук-Қазына», – говорит главный инженер компании Батыр Котырев.
В целом, в рамках разработки Стратегии определены 7 стратегических направлений развития: управление мультимодальными перевозками; интеллектуальные системы планирования и управления грузовыми перевозками; цифровая железнодорожная инфраструктура; цифровой сервис для пассажиров; интеллектуальная транспортная безопасность; автоматизация корпоративных процессов и единая технологическая инфраструктура.
К примеру, с 2009 по 2011 год была внедрена система моделирования грузоперевозок MultiRail – интерактивный аналитический инструмент для управления базами данных по перевозкам. Далее, с 2012 по 2015 год претворен в жизнь проект «Энергодиспетчерская тяги», в результате чего компания экономит до 9 миллиардов тенге в год.
В целях расширения каналов продажи билетов и услуг на пассажирские поезда и борьбы с перепродажами внедрена технология электронного проездного билета. В скором времени – системы динамического управления тарифами и централизованного управления обращениями клиентов 24/7.
По мнению экспертов, электронная коммерция, промышленный Интернет и анализ больших данных – основные направления цифровизации железнодорожной отрасли. Период реализации проектов – с 2017 по 2035 год, объем инвестиций – свыше 457 миллиардов тенге. А ожидаемый экономический эффект – почти 1,5 триллиона тенге.
Высоконадежная платформа промышленного Интернета дает экономию топливно-энергетических ресурсов и электроэнергии, сокращает затраты на техническое обслуживание и ремонт, увеличивает сроки службы инфраструктуры, а также создает возможность мониторинга местонахождения грузов. А анализ больших данных позволяет оперативно прогнозировать и предупреждать критический износ оборудования локомотивов и вагонов.
– Один из наших наиболее клиентоориентированных проектов – АСУ «Договорная и коммерческая работа». Посредством него производится автоматическое формирование ведомости подачи и уборки вагонов, памятки приемосдатчика, актов общей формы, вагонного листа, введен контроль проверки вагона по паспортными данным, кодов плательщика (лицевой счет клиента, экспедиторской организации). В АСУ ДКР реализован функционал, позволяющий клиентам регистрироваться и осуществлять подачу заявок на присвоение единых лицевых счетов, кодов экспедирования и заключения договоров на оказание экспедиторских услуг. Кроме того, предварительная информация, представленная перевозчиком, может использоваться в качестве электронной копии транзитной декларации, подаваемой от имени перевозчика, –отмечает главный инженер АО «НК «КТЖ».
Еще один прорывной проект – АСУ «Магистраль» – реализован с применением современных систем диагностики состояния железнодорожного пути, призван обеспечить планомерный переход от планового ремонта к ремонту по фактическому состоянию.
Все эти проекты направлены в первую очередь на повышение клиентоориентированности компании. К примеру, «Цифровая железная дорога», предоставляет грузоотправителю возможность «единого окна». Он сможет в онлайн-режиме подать заявку на перевозку своего груза и тут же рассчитать стоимость данной услуги. При этом, являясь мультимодальным перевозчиком, ҚТЖ может организовать любой сервис по запросу клиента, в том числе оформить таможенную декларацию, осуществить пограничные процедуры и привезти груз к месту назначения. Одновременно компания предоставит ему услугу онлайн-слежения, с помощью которой можно точно определить, где находится контейнер, закрыты ли в нем двери, вскрывалась ли пломба и так далее. Все эти данные клиент сможет отслеживать на обычном смартфоне.
Также один из успешно функционирующих в грузовом хозяйстве проектов– «Управление мультимодальными перевозками». Грузоотправители через Интернет могут запланировать перевозку разными видами транспорта, оформить перевозочные документы, рассчитать предварительный тариф, использовать услугу онлайн-слежения. Такого в истории отечественной железной дороги еще не было.
Асель ШАЙХЫНОВА
Жаңалықтар
04.06.2025
Теміржолшылар мемлекеттік тілді қаншалықты біледі?
Жүк тасымалы
04.06.2025
Nurminen Logistics Қазақстанға автокөлік бөлшектерін Транскаспий бағытымен тұрақты түрде жеткізуді бастады
Инфрақұрылым
03.06.2025
Алматы айналма темір жол торабы жүктемені 40% түсіреді
Жүк тасымалы
03.06.2025
Сианнан Алматыға: Zhetysu жаңа контейнерлік терминалы алғашқы контейнерлік пойызды қабылдайды
Жолаушылар тасымалы
03.06.2025
Елорда вокзалында бес миллионыншы жолаушыны салтанатты түрде қарсы алды
Аймақтар
03.06.2025
Қазақ-қырғыз теміржолшылары Түрксіб түйіскен тұстағы түйткілдерді талқылады
Аймақтар
03.06.2025
Көктемгі сын нені көрсетті?
Қауіпсіздік
03.06.2025
Дала өртіне даярлық жоғары
Аймақтар
03.06.2025
Жаңа депо іске қосылды
Әлеумет
03.06.2025
Әрқашан күн сөнбесін...
Аймақтар
03.06.2025
Балаларға базарлық
Жаңалықтар / Мұрағат
03.06.2025
Қазақстан теміржолшысы газеті, №42 03 маусым 2025 жыл
Жаңалықтар
02.06.2025
Сианнан ТХКБ бойынша 100 мыңыншы контейнер жөнелтілді
Жаңалықтар
02.06.2025
Мас жолаушы әйел Көкшетауға барар жолда пойыздан түсірілді
Қауіпсіздік
02.06.2025
Жануарлар жүздеген шұғыл тежеуге себепкер болуда
Әлеумет
02.06.2025
Қызылордада ерекше мерекелік шара өтті
Спорт
02.06.2025
Теміржолшылар әлемдік сайыста жүлделі болды
Әлеумет
02.06.2025
«Мыңбала» мереке құшағында
Әлеумет
02.06.2025
Қуантсаң, қуант баланы...
Жаңалықтар
02.06.2025
Марат Қарабаев Аустрияның Федералдық темір жолдары басқарма төрағасы Андреас Маттэмен кездесті