Профсоюзы о мягком высвобождении персонала в КТЖ
Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»
По мнению профильных профсоюзов, национальной железнодорожной компании пришла пора встать на рельсы цифровизации и модернизации. Железнодорожники Казахстана, говоря языком профсоюзов, – в числе ключевых групп трудящихся. Они обеспечивали своим трудом жизнеспособность страны при пандемии коронавируса, перевозя необходимые грузы, поддерживая работу отрасли и экономику страны.
Для АО «НК «ҚТЖ» и ОО «Казахстанский отраслевой профсоюз работников железнодорожного, автомобильного, воздушного и водного транспорта» приоритетом в деятельности всегда была и есть охрана здоровья и безопасность работников. Особенно в эти дни тревожно за железнодорожников, которые имеют контакты с пассажирами и клиентами.
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И БЕЗОПАСНЫЕ УСЛОВИЯ ТРУДА
Железнодорожная отрасль Казахстана всегда была социально ориентированной и надежной. Нельзя забывать, что в трудные для страны времена работники стальной магистрали протягивали руку помощи. Так было в период становления экономики суверенного Казахстана.
Тогда железные дороги вынесли на своих «плечах», точнее, рельсах, всю тяжесть преобразований. В то время грузоотправители перестали платить железным дорогам причитающиеся им деньги за перевозку, пользуясь действовавшим порядком безналичных централизованных расчетов. Понимая важность возложенной на них миссии, железнодорожники в те годы работали практически в долг, а порой и бесплатно.
– Но в современном быстро меняющемся мире и национальная железнодорожная компания не может стоять на одном месте. Эра новых технологий и коммуникационных достижений требует от нас всех постоянно развиваться и модернизироваться. Не исключение и АО «НК «ҚТЖ», – считает председатель ОО «Казахстанский отраслевой профессиональный союз работников железнодорожного, автомобильного, воздушного и водного транспорта» Оразгали Ахметбаев. – Как основной перевозчик грузов и пассажиров страны, компания должна быть конкурентоспособной на рынке международных перевозок. Для этого ей необходимо постоянно повышать производительность труда, внедрять новые технологии и безбумажную технологию оформления перевозочных документов в автоматизированной системе учета, заменить тяжелый ручной труд.
По данным профсоюза, в отрасли более 30% рабочих мест относится к тяжелым и вредным по условиям труда. Нельзя не учитывать всепогодность работы железных дорог, их расположение в районах со сложными климатическими условиями.
Поэтому профсоюз железнодорожников добивается внедрения новых технологий, обеспечивающих вывод работников из опасных зон работы, что гарантирует резкое снижение травматизма и заболеваемости железнодорожников. Новые технологии в АО «НК «ҚТЖ» до сих пор применялись в тяговом хозяйстве и инфраструктуре. Теперь они используются и в перевозочной деятельности.
По мнению Оразгали Ахметбаева, важность и необходимость развития и модернизации АО «НК «ҚТЖ» осознается профсоюзом.
– Наши представители принимали участие в подготовке программы по оптимизации штатной численности работников компании. Свою задачу в ее реализации мы видим в исключении массовых сокращений в процессе реформы, обеспечении проведения всей работы в правовом поле, с соблюдением гарантий Коллективного договора и участия в этом процессе профсоюзных организаций предприятий, – отмечает он. – Считаем обязательным использование всех возможностей трудоустройства в компании и выплат компенсаций сокращаемым, выделение средств на переподготовку работников и важность омоложения кадров. Программу оптимизации численности необходимо коррелировать с программой роста зарплаты в компании. В СНГ мы занимаем 4-е место после железнодорожников России, Беларуси и Армении, практически сравнявшись с Украиной.
ПОД ПРИСТАЛЬНЫМ ВНИМАНИЕМ
Немаловажно и то, что в рамках проводимых мероприятий по оптимизации штатной численности работников АО «НК «ҚТЖ» между компанией и профсоюзом в 2019 году был подписан меморандум. Согласно этому документу, компания за два месяца вперед ставит в известность профсоюз о предстоящих изменениях в структуре для принятия определенных решений.
Поэтому программа мягкого высвобождения персонала в АО «НК «ҚТЖ», как оказалось, была принята при участии профсоюза.
К слову, в ней предусмотрены пакеты для высвобождаемых работников: трудоустройство на другие должности с возможностью переобучения, выплата компенсации, ранний выход на пенсию (для определенной категории работников).
А при передаче в аутсорсинг непрофильной для АО «НК «ҚТЖ» деятельности существует обязательное требование для потенциальных поставщиков о трудоустройстве всех желающих работников АО «НК «ҚТЖ» на срок не менее 12 месяцев.
– На практике работникам предлагается несколько вариантов. Железнодорожник может выбрать наиболее подходящий для него. В некоторых случаях работники выбирают сокращение с выплатой определенной компенсации, – говорит Оразгали Ахметбаев.
По утверждению нашего собеседника, профсоюз в обязательном порядке следит за законностью принятых решений компании в отношении всех работников, в том числе и попавших под высвобождение, и работников, у которых происходит изменение условий труда, и состоит в комиссиях: по трудоустройству работников, высвобождению работников в рамках Правил раннего выхода на пенсию, по пересмотру системы оплаты труда работников филиалов компании, разработке Отраслевого соглашения и Коллективного договора и других.
Так, к примеру, уже 412 работникам комиссионно одобрен ранний выход на пенсию, 174 высвобождаемых работника трудоустроено внутри компании.
– Профсоюз считает, что АО «НК «ҚТЖ» является социально ответственной компанией. Подтверждением тому являются действующий Коллективный договор, свежие примеры поддержки работников, принятые компанией во время карантина: оплата в размере 50% от средней заработной платы простоя работников, больничных листов и другие, – резюмирует Оразгали Ахметбаев.