Как железнодорожники очищают пути от снега на узле станции Нур-Султан

Инфраструктура
18.02.2022, 09:33
Любовь Ровба

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

На этой неделе ряд регионов Казахстана накрыли обильные снегопады. Из-за разгула стихии временно закрывались автомобильные трассы, при этом поезда благодаря слаженным действиям железнодорожников следовали по расписанию. В эффективности организации работ по очистке путей на узле станции Нур-Султан мы убедились лично.

Каждое утро в Астанинской дистанции пути (ПЧ-17) начинается с селекторного совещания, в ходе которого определяется фронт работ, количество монтеров пути и спецтехники, привлекаемых к уборке снега, а также необходимость усиления бригад.

В границах обслуживания ПЧ-17 – 7 участков. Начальник каждого из них заблаговременно, исходя из метеопрогноза, формирует и передает диспетчеру дистанции список работников дневной и ночной смен, а также дежурной мобильной бригады. Она привлекается как дополнительная сила в случае ухудшения погодных условий. Смены длятся по 12 часов. Помимо этого, ведется круглосуточное дежурство высшего руководства ПЧ-17.

– Обеспечивать бесперебойность и безопасность перевозочного процесса в условиях снегопада помогает слаженная работа всех подразделений на основе заранее разработанного алгоритма действий, – отметил первый заместитель директора Астанинской дистанции пути Самат Усенов. – Ответственный руководитель, заступив на дежурство, полностью контролирует обстановку, проводит утреннюю и вечернюю планерку, производит обход территории. Мастер и бригадир участка постоянно поддерживают связь с диспетчером дистанции, передают информацию о ходе работ.

Наш визит на станцию Нур-Султан состоялся в минувшее воскресенье. В этот день с утра буранило и мело, но железнодорожники, готовые к любым превратностям погоды, оперативно освобождали пути от снежных заносов. На 5-м участке станции работала снегоуборочная машина СМ-7.

– Особое внимание уделяется стрелочным переводам. Отсутствие скопления наледи и снега в зонах подвижных узлов и деталей – важное условие их безотказной работы, – подчеркнул во время дежурного обхода Самат Усенов. – На стрелочных переводах во время бурана у нас круглосуточно дежурят по два монтера пути.

Хорошим подспорьем для путейцев является пневмообдувка. С ее помощью под давлением воздуха производится уборка свежевыпавшего снега со стрелочных переводов. Наряду со стационарными устройствами электрообогрева и пневмоочистки, которые включаются в работу по распоряжению дежурного по станции, дополнительно используется шланговая пневмообдувка.

Мы воочию понаблюдали за этой работой. Шланговая пневмоочистка стрелок выполняется двумя монтерами пути: старший группы следит за проходом поездов, закрывает и открывает кран воздухоразборной колонки, расправляет и переносит шланг, а второй соединяет его с воздухоразборной колонкой и с наконечником в руках тщательно очищает сжатым воздухом крестовины и узлы стрелок. При большом скоплении наледи и льда путейцы вручную с помощью лопат, метел и ломов очищают стрелки.

  – Производя работу по очистке стрелочных переводов, в том числе с использованием снегоуборочной техники, следует соблюдать особую осторожность, не допускать повреждения трубчатых электронагревателей, подводящего кабеля и других устройств электрообогрева. Монтеры пути, занятые на этих работах, проходят специальный инструктаж, – объясняет Самат Усенов.

В воскресенье на очистке снега в границах обслуживания Астанинской дистанции пути были задействованы 113 человек, из них 54 – вахтовики.

– С 2020 года к снегоборьбе привлекаются вахтовые работники из южных регионов страны. Если местные монтеры пути работают по графику 5/2 плюс дежурства по выходным, то путейцы-вахтовики 20 дней работают, 10 отдыхают, – рассказал Самат Усенов. – По узлу станции Нур-Султан сегодня трудятся 32 монтера пути. Мы привлекли столько человек из-за ухудшения погодных условий. Узел у нас большой, на одном участке работают по 5-6 бригад.

На перегонах снежные заносы убирала снегоочистительная тех- ника. С утра на объезд Боровского и Анарского хода выехали два начальника участка.

По итогам поездки они докладывают дежурному руководителю об обстановке. Снежные заносы, скот на путях, просадки, не- габаритные рельсы – все это тщательно отслеживается во время объезда.

К слову, сам Самат Усенов, будучи ответственным за Боровской ход, проживает на станции Макинка и на суточные дежурства приезжает в столицу на поезде.

– Я еду в кабине машиниста объездом. Затем по всем выявленным в пути замечаниями даю поручения, – рассказал он. – Во время дежурства тоже не сидим на месте, все контролируем. Ведь железные дороги ни на секунду не закрываются, и мы не имеем права останавливать движение поездов.

Ответственный подход дает свои результаты. Внеклассная станция Нур-Султан с интенсивным пассажирским движением в период обильных снегопадов работала в штатном режиме, поезда следовали по расписанию.

С начала зимы силами Астанинской дистанции пути очищено 450 километров пути и убрано 43 680 кубометров снега, осуществлено 312 выгрузок.

Новости
02.12.2025
Порт Актау получил финансовую поддержку Европейского Союза
Новости / Архив
02.12.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №100 от 02 декабря 2025 года
Новости
01.12.2025
Железнодорожники обсудили вопросы интеграции охраны труда в бизнес-процессы
Регионы
01.12.2025
«Ұлттық диктант» написали кокшетауские железнодорожники
Новости
01.12.2025
Более 3 700 казахстанцев привлекли к ответственности за нарушения на железной дороге
Регионы
01.12.2025
Внедрение цифровых технологий и экономию топлива обсудили на семинаре в Павлодаре
Регионы
01.12.2025
Месячник «Внимание – тормозное оборудование» выявил дефекты у вагонов в ВЧД-24
Регионы
01.12.2025
Более 1 млн 26 тыс. тонн зерна нового урожая погружено в Костанайском регионе
Пассажирские перевозки
01.12.2025
Нацперевозчик запустил новые вагоны на маршрут Алматы – Новосибирск
Новости
28.11.2025
КТЖ и транспортная полиция усиливают меры безопасности на железнодорожной сети
Грузовые перевозки / Цифра недели
28.11.2025
Более 1,2 тысячи поездов прошли по вторым путям Достык – Мойынты
Новости
28.11.2025
Более 25 компаний стали участниками V Заседания Казахстанско-Швейцарского делового совета
Новости
28.11.2025
В АО «ҚТЖ» провели обучение работе в системе E-Otinish
Новости
28.11.2025
Работники станций Достык и Алтынколь приняли участие в семинаре в КНР
Регионы
28.11.2025
Строительство линии Кызылжар – Мойынты завершат к декабрю 2026 года
Новости
28.11.2025
Подкомитет по железнодорожному транспорту определил задачи на 2026 год
Регионы
28.11.2025
Прозрачный порядок оформления контейнерных поездов введён в Костанайском регионе
Новости
28.11.2025
Форум инвесторов по Транскаспийскому транспортному коридору и связанности прошел в Ташкенте
Новости
28.11.2025
КТЖ и Rail Cargo Austria подписали меморандум о развитии интермодальных перевозок по ТМТМ
Новости / Архив
28.11.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №99 от 28 ноября 2025 года