Прорыв 2023: правительство Казахстана подвело итоги развития транспортной отрасли страны
Реализация крупных транспортных проектов, в том числе в железнодорожной и морской сферах, началась в Казахстане. В правительстве страны подвели итоги развития транспортной отрасли в 2023 году.
В очередном послании президента Касым-Жомарт Токаев назвал развитие транспортно-логистического потенциала одним из ключевых приоритетов работы Кабмина.
— Мы являемся свидетелями формирования новой экономической географии мира. Прогнозируется стремительный рост торговых потоков из Китая в Европу, Россию, Центральную Азию и обратно. Казахстан находится на перекрестке путей, связывающих глобальные Север и Юг, Запад и Восток. Это наше серьезное преимущество, которое открывает широкие перспективы, — отметил тогда глава государства.
По его словам, транспортно-логистическая отрасль должна стать одним из локомотивов экономического развития страны.
Развитие ж/д отрасли Казахстана
По данным правительства, с начала года объем грузовых перевозок через Казахстан составил 895 млн тонн, при этом на долю транзита пришлось более 29 млн тонн. Объем инвестиций в транспортную сферу достиг 1,8 трлн тенге.
В ближайшие три года в Казахстане планируется построить более 1,3 тыс. км новых железнодорожных дорог. Осенью началась реализация сразу нескольких крупных мегапроектов.
Стартовало строительство обводной ж/д линии в обход станции Алматы (74 км), которая сократит время доставки грузов сутки и разгрузит Алматинский железнодорожный узел на 40%.
Также началось строительство:
- линии Дарбаза – Мактаарал (152 км), которая увеличит пропускную способность в направлении Центральной Азии на 10 млн тонн;
- ж/д ветки Бахты – Аягоз (272 км), которая увеличит грузооборот между Казахстаном и Китаем еще на 20 млн тонн.
В этом году парк казахстанских локомотивов обновился на 6%. Было приобретено 133 локомотива, что позволит снизить уровень износа до 52%. Планируется закуп 856 пассажирских вагонов, 100 из которых уже начали курсировать по казахстанским железным дорогам.
Развитие морской инфраструктуры Казахстана
В этом году стартовали проекты по развитию морской инфраструктуры страны. Запущен зерновой терминал в порту Курык. В порту Актау планируются:
- создание контейнерного хаба;
- реконструкция причалов;
- обновление перегрузочной техники и оборудования.
Для повышения безопасности морского судоходства планируется проведение дноуглубительных работ в акватории обоих морских портов.
Реализация проектов позволит увеличить пропускную способность казахстанских портов на 10 млн тонн, контейнерных мощностей - до 300 тыс. ДФЭ в год.
Осенью в международный морской торговый порт прибыли новые танкеры для перевозки казахстанской нефти по Каспийскому морю. Они оснащены передовыми системами управления, имеют высокие технические характеристики и современное оборудование.
Кроме того, планируется развитие внутреннего водного транспорта:
- наращивание транзитного потенциала трансграничной реки Иртыш;
- создание нового коридора Россия – Казахстан – Китай.
Для этого построят новый судоходный шлюз в Семее, речной порт в поселке Тугыл и железную дорогу до границы Китая.
В целом, развитие транзитных возможностей реки Иртыш увеличит объемы перевозки грузов до 3,5 млн тонн.
Развитие ТМТМ
Продолжается развитие казахстанского участка Транскаспийского международного транспортного маршрута.
С начала года по маршруту ТМТМ через морские порты Актау и Курык перевалено 2,5 млн тонн грузов. Впервые по коридору перевезена нефть отечественного производства.
Для развития ТМТМ осенью 2023 года железными дорогами Казахстана, Азербайджана и Грузии подписаны документы по созданию единого оператора логистических услуг.
Кроме того, вместе с Турцией проводится синхронное устранение «узких» мест на маршруте. Прорабатывается вопрос создания «единого окна» перевозок по ТМТМ для улучшения логистического сервиса. Запуск цифрового транспортного коридора начнется уже в следующем году.
Благодаря соглашению по развитию ТМТМ с Китаем планируется:
- наращивание экспортно-импортных и транзитных перевозок;
- финансирование портовых инфраструктурных проектов;
- развитие мультимодальных перевозок по маршруту.
Все эти проекты к 2027 году позволят увеличить пропускную способность ТМТМ до 10 млн тонн в год.