Всегда в движении
Главное на железной дороге – движение поездов. Очень важно организовать его так, чтобы поезда отправлялись и прибывали в установленное графиком время. Чтобы ощутить ритм оперативной работы, стоит побывать на диспетчерском кругу, который вполне можно назвать беспокойным органом отделения, где работа и движение не прекращается ни на минуту.
Оперативно-распорядительный отдел отделения работает под руководством первого заместителя директора Алматинского отделения ГП по оперативной работе Алмата Дусекеева. Работа диспетчерского аппарата под особым вниманием. Причем диспетчерское руководство заключается в непрерывном контроле над выполнением оперативных планов эксплуатационной работы, разработке и реализации регулировочных мер для бесперебойного продвижения поездов по участкам и станциям.
Раннее утро. Вместе с Алматом Дусекеевым отправляемся в диспетчерский храм. Для него это привычный ритуал, который начинается с ежедневного обхода и читки поездной ситуации. Он собирает с каждого диспетчерского круга предварительную информацию о погрузке/выгрузке вагонов, наличии порожнего парка вагонов, обмене поездов, обороте вагонов. Если есть какие-либо погрешности и недостатки, он принимает быстро решение по их устранению.
Каждым кругом руководит поездной диспетчер, рабочее место которого оборудовано аппаратурой, позволяющей не только поддерживать связь со всеми службами, с дежурными по станции и машинистами, но и получать информацию о реальном состоянии движения.
Заходим на круг участка Жетыген – Алтынколь. Сегодня в поездной смене диспетчер Жания Ибраимова. Взгляд ее сосредоточен на табло, где загораются лампочки. Незнающего человеку можно вполне растеряться от изобилия схем, графиков и постоянных телефонных звонков.
Стоит отметить, что благодаря оборудованию железнодорожного участка Жектыген – Алтынколь системой интервального регулирования движения поездов удалось значительно повысить безопасность движения. Движение по всем перегонам участка регулируется с помощью системы радиоблокировки. Поездная обстановка регулируется на участке по радиоканалам через систему Ebilok-950, которая фиксирует неполадки, малейшие погрешности, возникающие в ходе движения поездов, отслеживая все светофоры, стрелки, релейные входы и закрепление составов.
Заходим на круг Алматы – Отар. Здесь автоматизированная микропроцессорная система диспетчерской централизации «Неман». По словам Алмата Дусекеева, она имеет значительные преимущества, предназначена для обеспечения планирования и контроля перевозочного процесса на различных технологических участках железной дороги. Более того, обеспечивает дистанционный контроль, контроль состояния аппаратуры, сигнализации, централизации, блокировки и связи на железнодорожном транспорте, выявляет отклонения в технологиях перевозочного процесса от нормы.
Далее посмотрели круг Актогай – Достык, где трудится поездной диспетчер Ерик Дюзельбаев, имеющий большой опыт работы в системе железнодорожного транспорта, также побывали на кругах Алматы – Сарыозек и Актогай – Саяк.
– У нас отличные специалисты, имеющие оперативное чутье, которое очень важно при нашей работе, – говорит Алмат Таймасович.
Елена КОЛДАСБАЕВА, Алматы
Фото автора