19 миллионов тонн транзитных грузов перевезено через территорию Казахстана в 2018 году
19 миллионов тонн транзитных грузов перевезено через территорию Казахстана в 2018 году. Как говорят аналитики, это рекордные показатели, доказывающие весь потенциал страны в этом направлении. Казахстан, находящийся между двумя крупными мировыми рынками Китаем и Европейским Союзом, начал активно зарабатывать на транзите грузов.
Для укрепления данной позиции, по словам специалистов, необходимо как можно быстрее нарастить всю необходимую инфраструктуру и стать еще более незаменимым пунктом в логистической цепочке КНР – Европа. На сегодняшний день большинство товаров из Поднебесной отправляtтся на европейский рынок так называемым южным путем – через Индийский, Тихий и Атлантический океаны, и это занимает 40-45 дней. В то время как сухопутный путь через территорию Казахстана сокращает время доставки груза в 3 раза.
– Казахстан уделяет особое внимание переориентации этих грузов на сушу, то есть через территорию Китая в Казахстан, потом в Россию, Беларусь и в Европу, это северный путь. Второй путь – это через Каспийское море, Азербайджан, Грузию, Черное море и далее в Европу. Транзитом через Казахстан по железной дороге в 2-3 раза быстрее и дешевле в 10 раз, чем воздушным транспортом, – говорит руководитель Управления развития транзита департамента развития транзита и транспортной логистики МИР РК Зейнолла Ахметжанов.
По его словам, развитие логистической и транспортной инфраструктуры идет полным ходом. Так, общая мощность только казахстанских портов достигла 26 миллионов тонн в год.
Благодаря проделываемой комплексной работе, уже в ближайшем будущем Казахстан пропустит 2 миллиона контейнеров, из которых миллион возьмет на себя АО «Объединенная транспортно-логистическая компания – Евразийский железнодорожный альянс» («ОТЛК ЕРА»).
– В настоящее время между двумя самыми большими региональными экономиками мира – Юго-Восточной Азией, Китаем и Европейским союзом – перевозится более 23 миллионов контейнеров в год (или 23 млн ДФЭ – двадцатифутовый эквивалент, условная единица измерения вместимости грузовых транспортных средств). Железнодорожный мост между Китаем и Европой все равно будет комплементарным в сравнении с морскими перевозками, – считает президент АО «ОТЛК ЕРА» Алексей Гром.
Как говорят специалисты, очевидно, что железная дорога имеет свои конкурентные преимущества.
– Она не может вывезти сразу 25 тысяч контейнеров одним лотом, как это делают современные суда. Но железнодорожная инфраструктура может вывозить по 100 контейнеров каждые полчаса. И продукция в этих контейнерах будет попадать на прилавки магазинов в Амстердаме, Брюсселе, Париже, Варшаве или Берлине в три раза быстрее, чем та, что идет морским маршрутом, – говорит он.
Выгодная позиция
Казахстан с успехом начал извлекать выгоду как из растущего рынка сухопутных контейнерных перевозок, так и из своего географического положения.
Во-первых, через Казахстан проходят 6 международных трансконтинентальных транзитных коридоров, связывающих Европу и Азию. Во-вторых, значительная часть всего сухопутного транзита Китай – Европа – Китай также проходит по стране. В-третьих, транспортировка грузов по железной дороге через Казахстан в три раза быстрее, чем доставка морем, и почти в 10 раз дешевле, чем воздушным транспортом. В-четвертых, за последние 7 лет грузопоток контейнеров из Поднебесной в Старый Свет вырос почти в 200 раз.
В этом свете как никогда прежде важны совместные усилия по наращиванию транзитных возможностей. Напомним, оператор транзитных контейнерных сервисов между Китаем и Европой ОТЛК ЕРА учрежден национальными железными дорогами стран-транзитеров – Казахстана, России и Беларуси, в нем соучредителям принадлежит по 33,33% акций. У каждого участника АО «ОТЛК ЕРА» есть свои конкурентные преимущества, совокупность которых и позволяет развивать совместный проект.
– У Казахстана это современнейшие терминалы на границе с Китаем, в частности терминал «Хоргос»; Россия – двигатель с точки зрения IT-сопровождения проекта; Беларусь всегда была законодателем в области скоростей и сокращения транзитного движения. Эти конкурентные преимущества и приводили к тому, что вся цепочка поставки развивалась синхронно, что и позволило достичь таких производственных показателей в 2018 году – объема перевозок более 280 тысяч ДФЭ, – говорит Алексей Гром.
Кстати, в международном логистическом рейтинге Logistics Performance Index Казахстан имеет лучший показатель среди стран СНГ – 77-е место. Россия занимает 85-ю позицию, Беларусь – 110-ю.
Поскольку ОТЛК ЕРА системно занялся западным маршрутом, у Казахстана появилась возможность развить наступление на южном и юго-западном направлении. За последние несколько лет в РК построено 2 500 километров новых железнодорожных линий. Для увеличения пропускной способности ключевого транзитного участка построены вторые пути на участке Алматы – Шу. За первую половину 2018 года около 250 поездов проследовало в направлении стран Центрально-Азиатского региона, пять поездов с 346 ДФЭ направлено по новому маршруту на Персидский залив.
Запуск паромного комплекса Курык и железнодорожной линии Баку – Тбилиси – Карс придал дополнительный импульс экспортным контейнерным перевозкам по Транскаспийскому международному транспортному маршруту. Это обеспечило осуществление прямых перевозок по железной дороге до южных и западных портов Турции и выход к Средиземному морю. В 2018 году по новой линии Баку – Ахалкалаки – Карс в Турцию перевезено 1 483 контейнера с казахстанскими зерновыми грузами. Совместно с иранскими и туркменскими партнерами продолжается работа по развитию железнодорожной магистрали Казахстан – Туркменистан – Иран, в том числе в контейнерах по маршруту Китай – Казахстан – Туркменистан – Иран. В 2018 году организован пропуск 12 контейнерных поездов.
На направлении Китай – Европа – Китай АО «ОТЛК ЕРА» для перевозок контейнеров использует 4 000 фитинговых платформ, в текущем году поставлена задача увеличения их до 5 000.
– В настоящий момент мы управляем вторым по количеству парком на всем пространстве 1520 миллиметров (ширина колеи советских железных дорог), что было достигнуто нами за два с половиной года. Скажу откровенно, за 2018 год мы «смели» основной парк длинобазных 80-футовых платформ на 1520 миллиметров. Будем использовать все возможные схемы по привлечению дополнительного парка, в том числе не исключаю, что часть вагонов будет построена, – отметил Алексей Гром.
Конкурентное преимущество
По его словам, есть принципиальная разница в подходах к работе у контрагентов на Востоке и на Западе, и поначалу не все европейские партнеры понимали, что транзит Китай – Европа – Китай выгоден всем и что в нем всегда есть возможность расширения бизнеса.
– Если в Китае это взаимодействие с одним юридическим лицом, и выстраивать взаимоотношения достаточно легко, то с другой стороны Евразии мы работаем с 25 перевозчиками, с большим количеством транспортных компаний. Эта работа более сложная. Например, слышали в течение года, что какой-то европейский перевозчик не принимал определенное количество контейнерных поездов просто потому, что, по его убеждению, не хватает пропускной или перерабатывающей инфраструктуры. Мы брали документы, встречались с этими контрагентами и через какое-то время уже начинали вывозить вместе с ними большее количество грузов и вместе строить планы на последующий вывоз еще большего количества контейнерных поездов. В итоге сейчас даже есть конкуренция: можем выбирать, через какой пограничный переход ехать, – делится Алексей Гром.
Между тем Казахстан развивает многовекторность не только в политике. 3 декабря 2018 года поезд, состоящий из 41 контейнера, отправлен по экспериментальному маршруту с китайской станции Сучжоу в Дуйсбург (Германия). При этом успешная реализация его отправки стала результатом совместной работы с логистической платформой города Сучжоу – Suzhou Newcity Investment and Development Co. Ltd в рамках договоренностей, достигнутых в ходе встречи в начале ноября 2018 года. Особо отмечено, что ранее этот маршрут проходил по верхнему евроазиатскому коридору «Восток – Запад» – через пограничный переход Забайкальск. Теперь же контейнерный поезд прошел через казахстанскую станцию Достык. 23 декабря прошлого года через казахстанский Алтынколь и сухой порт на СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» транзитом из китайского города Сианя через территорию РК в Дуйсбург проследовал первый контейнерный поезд с грузами компании Nippon Express. Проект стал итогом совместной работы между логистическими партнерами: АО «KTZ Express», KTZ Express Hong Kong Ltd. и японской Nippon Express.
Смотря на все эти достижения и планы на будущее, охотно верится, что взятая планка в 19 миллионов тонн транзитных грузов, перевезенных через территорию Казахстана в 2018 году, будет расти и перешагнет 20-миллионный рубеж.
Асель ШАЙХЫНОВА