Железнодорожники-огнеборцы: герои в бою со смертельной стихией

Интервью
13.09.2022, 15:53
Асель Шайхынова

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

Недавняя трагедия в Костанайской области никого не оставила равнодушным. При спасении жизни людей, лесов и животных были важны каждая минута, и сотрудники негосударственной противопожарной службы АО «НК «ҚТЖ» внесли огромный, неоценимый вклад в общее дело по тушению пожаров. В своем интервью руководитель группы негосударственной противопожарной службы АО «НК «ҚТЖ» Бахытжан Дилимбетов рассказал о том, как железнодорожники помогали в борьбе с пламенной стихией.

- Бахытжан Налибаевич, в эти дни плечом к плечу с сотрудниками МЧС боролись с огнем и железнодорожные пожарные. Расскажите, пожалуйста о работе пожарных поездов на Костанайском отделении дороги…

- Во время возникновения пожара еще большей опасности способствовало все - высокая температура воздуха до 36-38 градусов, скорость ветра достигала 16-18 метров в секунду. Так, 2-3 сентября в результате возгорания в лесном массиве Басманского лесничества области, периодически возникали очаги огня на участке железной дороги Кушмурун - Тобол Костанайского отделения дороги, которые приводили к затруднению движения поездов. А 3 сентября вследствие усиления пожаров на перегоне Аманкарагай - Казанбасы на протяжении 20 километров, движение поездов на данном участке дороги было закрыто (участок двухпутный, электрифицированный).

В целях оперативного реагирования на тушение огня на объектах инфраструктуры железной дороги, прилегающих населенных пунктов, в полосе отвода, лесопосадках было задействовано пять пожарных поездов, привлечено более 250 железнодорожников.

Очень сложная обстановка создалась при тушении пожаров на тяговой подстанции и нефтебазе по станции Аманкарагай. Благодаря грамотным и мужественным действиям работников пожарных поездов Есиль и Кушмурун удалось предотвратить взрывы на резервуарах с нефтепродуктами, уберечь от огня тяговую подстанцию, которая обеспечивала электроэнергией участок дороги для движения поездов, прилегающие предприятия и жилые дома.

Вследствие оперативных и компетентных действий работников пожарных поездов Тобол, Костанай, Атбасар удалось минимизировать потери при тушении пожаров в полосе отвода на перегонах Кушмурун – Аманкарагай – Казанбасы.

- При этом, пожарные поезда оказывали также огромную помощь в обеспечении водой пожарных подразделений МЧС РК. Кроме того, железнодорожники на перегонах не дали распространиться огню на объекты инфраструктуры?

- Да, по состоянию на 7 сентября пожарными поездами было израсходовано более 2,1 тысяч кубических метров воды для тушения 26 очагов пожаров в полосе отвода и лесопосадках вдоль железной дороги, заправки 228 пожарных машин ДЧС и привлеченных автомашин организаций.

Повторюсь, наиболее сложными участками были пожары на стратегических объектах на тяговой подстанции и нефтебазе по станции Аманкарагай.

Настоящее геройство проявили начальник негосударственной противопожарной железнодорожной службы Султан Смамбаев, начальники пожарных поездов станций Есиль Мурат Хасенов, Кушмурун Берик Асанов, Костанай Кайрат Мухтубаев, Атбасар Аманжол Шигиров, Тобол Олег Сидорчук и весь личный состав поездов.

На менее ответственных стратегических направлениях решающие действия по тушению пожаров в полосе отвода проявили работники пожарных поездов Тобол, Костанай, Атбасар. В первые дни особо отличились работники пожарного поезда Тобол под руководством начальника Олега Сидорчука по тушению 11 очагов возгорания в полосе отвода и лесопосадках на перегоне Казанбасы-Аманкарагай-Кушмурун. Активное участие в тушении в полосе отвода, по передаче оперативных данных, обеспечивая связь, принимали участие инспекторы Костанайской противопожарной службы Батырбек Козубаев и Алимгазы Габдугалиев.

Особую роль в работе оперативного штаба МЧС в селе Новонежинка Аулиекольского района сыграл главный инженер НЖС Костанай Абзал Спанов и начальник Костанайской негосударственной противопожарной службы Султан Смамбаев.

Благодаря грамотным и слаженным действиям всех служб, пожарных поездов по тушению локальных очагов возгораний, на данном участке дороги удалось открыть движение поездов уже 4 сентября.

- Пострадали и сами железнодорожники? 

- К сожалению, да. В настоящее время комиссией проводится работа по установлению объема и степени повреждений зданий, сооружений и устройств железнодорожных организаций, жилого фонда и имущества у работников компании и ветеранов отрасли, проживающих в этом регионе.

В целях приведения в рабочий ритм деятельности структурных подразделений ҚТЖ и дочерних организаций в данном регионе, мобилизованы силы и средства для восстановления поврежденного имущества и обеспечения безопасности движения поездов и жизнедеятельности организаций. По согласованию с оперативным штабом пожаротушения под председательством министра по ЧС РК Юрия Ильина отправлены пожарные поезда станций Атбасар, Жана-Есиль, Костанай, Есиль по местам дислокации.

В целях оперативного реагирования на возможные очаги горения и для экипировки водой пожарных машин ДЧС, до 8 сентября дежурили два пожарных поезда станций Кушмурун и Тобол на хлебоприемных пунктах по станции Казанбасы и на нефтебазе по станции Аманкарагай.

- К слову, в нынешнем году исполнился 101 год со дня создания пожарных поездов? 

- Это так, уже больше века... На ключевых станциях магистрали Казахстана дислоцировано 13 противопожарных служб (НПОЖ), 47 пожарных поездов (ПП) и 4 пожарных поста. Все они связаны одной боевой задачей - спасение жизней людей и имущества компании. 

Зона обслуживания одного поезда составляет от 100 до 611 километров по железным дорогам общего пользования. Готовность поезда к отправлению с места стоянки в любое время суток составляет 10 минут после получения приказа.

При этом, основное преимущество пожарных поездов — возможность доставки большого объема воды: общая вместимость двух цистерн-водохранилищ достигает 100-120 кубометров (что сопоставимо с 50 пожарными автоцистернами). 

- Для поддержания высокого уровня готовности, а также отработки основных навыков и алгоритмов действий в чрезвычайных ситуациях все пожарные поезда и их личный состав регулярно участвуют в учениях и специальных тренировках, в том числе совместно с ДЧС МЧС РК?

- Функционирование железнодорожного транспорта представляет собой сложный и специфический процесс, стабильность которого зависит от слаженной работы всех его участников. Так, работа подразделений негосударственной противопожарной службы АО «НК «ҚТЖ» органично вплетена в технологию грузовых перевозок, в систему обеспечения безопасности движения и другие элементы перевозочного процесса, а выполнение поставленных перед предприятием задач напрямую зависит от эффективного взаимодействия со структурами ҚТЖ на разных уровнях.

Не менее ответственной задачей деятельности подразделений негосударственной противопожарной службы АО «НК «ҚТЖ» является регулярная профилактика пожаров. Кроме того, пожарные поезда привлекаются для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на подвижном составе, объектах железнодорожного транспорта и в полосе отвода, а также участвуют в ликвидации последствий аварийных ситуаций с подвижным составом, перевозящим опасные грузы.

К пожарным поездам предъявляются специальные требования. Каждый пожарный поезд должен находиться от такого же другого поезда в радиусе не более 100 километров, или в полутора часах езды. К месту пожара такой поезд пропускают со скоростью, максимально допустимой для участка пути, и с конструкционной скоростью, предусмотренной для локомотива и вагонов пожарного поезда. Причем не допускается оставление пожарного поезда без локомотива до возвращения его на пути постоянной стоянки. Тактические возможности одного пожарного поезда и его потенциал примерно соответствуют четырем пожарным частям.

За своевременное отправление, беспрепятственное проследование и прибытие пожарного поезда к месту пожара и возвращение его на пути постоянной стоянки отвечают причастные диспетчеры и начальник станции приписки пожарного поезда.

Для подготовки к непредвиденным ситуациям проводятся учения, максимально приближенные к боевой обстановке. Отрабатываются действия во время возникновения пожара и его тушения, осуществляется проверка качества взаимодействия между железнодорожниками и подразделениями ДЧС. В этот раз практика показала, что все учения дали свой результат. Как говорится, пожар легче предупредить, чем потушить.

Новости
17.05.2024
Столичные абитуриенты посетили Высший колледж транспорта и коммуникации
Новости
17.05.2024
Представители порта Актау приняли участие в бизнес-форуме по транспорту в Риге
Регионы
17.05.2024
Тренировочное противоэпидемическое учение провели в пассажирском поезде «Алтай – Оскемен-1»
Интервью
17.05.2024
КТЖ и МВД усилят работу по обеспечению безопасности на железной дороге
Грузовые перевозки
17.05.2024
Более 81 млн тонн грузов перевезено железнодорожным транспортом за 4 месяца 2024 года
Новости / Архив
17.05.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №42 от 17 мая 2024 года
Новости
16.05.2024
Железнодорожники участвуют в республиканских командно-штабных учениях «Өрт-2024»
Новости
16.05.2024
Меморандум о развитии ТМТМ подписали Казахстан и Латвия
Регионы
16.05.2024
Нестандартные ситуации изучают на станции Екибастуз
Пассажирские перевозки
16.05.2024
Более 4,2 млн пассажиров планирует перевезти летом КТЖ
Новости
16.05.2024
Вопросы развития морских портов обсудили в Актау
Новости
16.05.2024
Из Казахстана в Урумчи отправили первые фуры для дальнейшей перевозки скоропортящихся товаров
Новости
16.05.2024
О ходе строительства вторых путей на участке «Достык – Мойынты» рассказали в Минтрансе
Спорт
15.05.2024
Работник порта Курык в составе сборной Казахстана по мини-футболу завоевал титул чемпиона Европы
Новости
15.05.2024
Меры по охране общественного порядка и безопасности перевозочного процесса усилили в КТЖ
Регионы
15.05.2024
Более 10 км железнодорожного пути отремонтировали на перегоне Жарык – Дария
Регионы
15.05.2024
Оборудование планируют обновить на станции Оскемен-1
Пассажирские перевозки / Цифра недели
15.05.2024
Более 317 тыс. пассажиров воспользовались поездами КТЖ в майские праздники
Новости
15.05.2024
Предприятие по производству продукции для высокоскоростных железных дорог заработало в Алматы
Новости
14.05.2024
Обучение по санитарно-эпидемиологическим требованиям к вагонам прошли проводники КТЖ