Контейнерные перевозки из Китая через ТМТМ выросли в 20 раз. Политолог объяснил, как это отразится на Казахстане

Интервью
20.09.2024, 11:47

С начала года объем контейнерных перевозок из Китая через Транскаспийский международный транспортный маршрут увеличился в 20 раз по сравнению с показателями за первые восемь месяцев прошлого года. Председатель Ассоциации исследователей Китая, политолог Казбек Майгельдинов в интервью Rail-news.kz рассказал, как отразится рост контейнерных перевозок из Китая через ТМТМ на Казахстане.

 

Транзит по ТМТМ вырос в 20 раз

 

Объем контейнерных перевозок из Китая через ТМТМ демонстрирует существенный рост. Готов ли Казахстан к такой динамике?

 

Казахстан активно инвестирует в развитие транспортно-логистической инфраструктуры, это будет способствовать готовности нашей страны к росту контейнерных перевозок через ТМТМ. Буквально три месяца назад Мажилис парламента принял закон о ратификации соглашений между правительствами Казахстана и Китайской Народной Республики по развитию Срединного коридора. Если изучить этот документ, то перспектива такая: к 2040 году через данный маршрут будет перевезено до 500 тысяч контейнеров. Это очень большие цифры, Казахстан и Китай ставят сейчас весьма амбициозные задачи по развитию транспортных коридоров.

На сегодняшний день Казахстан развивает железнодорожные узлы, расширяет пропускные способности портов Каспийского моря, совершенствует логистику на пограничных переходах с Китаем Достык/ Алтынколь – Алашанькоу. В Сияне уже открылся новый сухой порт.  

Я думаю, роль Казахстана, как транспортного хаба между Китаем и Европой, будет расти, и рост контейнерных перевозок в данном ключе - это объективная реальность.  

 

Нацелен ли Китай и далее увеличивать объем контейнерных перевозок через ТМТМ?

 

Китай, конечно же, нацелен на то, чтобы увеличить свой объем перевозок через Серединный коридор. Он стремится диверсифицировать маршрут для своих грузов.  

Недавно я был в Китае, китайские эксперты очень часто говорят, что в условиях геополитической напряженности, которые влияют и на традиционные транспортные пути, Китай как раз рассматривает разные варианты, альтернативы. Срединный маршрут - реальная альтернатива Северному маршруту через Россию. В связи с этим Китай активно будет поддерживать именно проекты развития транспортных коридоров, которые, в частности, проходят через Казахстан. Для них важно уменьшение зависимости от одного маршрута, чтобы не было перебоев. При этом они ставят в приоритеты ускорение доставки и усиление торговых связей с европейскими рынками. Основной потребитель для Китая сейчас - Европа.  

 

Будут ли увеличиваться объемы контейнерных перевозок из Китая через ТМТМ и далее? Объемы какой номенклатуры и поставки в какие страны могли бы увеличиться?

  

Доля грузов, которая следует через Срединный коридор, растет, и ожидается дальнейшее увеличение.

Китай поставляет в Европу и на Ближний Восток разные товары - электронику, бытовую технику, текстиль, химтовары. Сейчас в мире растет спрос на продукцию машинного производства, на автокомпоненты. Китай в автомобилестроении бьет рекорды. Я думаю, что поставки комплектующих также станет одним из основных направлений в страны ЕС, ЦА, Ближнего Востока. При разумном вкладывании средств, поддержке, развитии транспортно-логистического направления, я думаю, грузопоток может увеличиться в два-три раза уже в ближайшие годы.  

В прошлом году совместно с железнодорожными администрациями Азербайджана и Грузии было создано предприятие «Middle Corridor Multimodal Ltd». Что еще мог бы предпринять Казахстан для оптимизации мультимодального сервиса? Сотрудничество с какими странами также бы способствовало этой цели?

Казахстан сейчас старается оптимизировать мультимодальные перевозки. В Казахстане появится цифровая железнодорожная платформа. В начале этого года Министерство транспорта анонсировало внедрение нескольких цифровых проектов. Проект внедрения грузовой мультимодальной платформы Tez Customs Минтранс называет одним из приоритетных.  Внедрение инновационных технологий в управлении логистикой, система автоматизации, мониторинга грузов - это нужные компоненты для развития. Также надо усиливать сотрудничество с портами Ближнего Востока, в частности Турции, и расширять связи с европейскими транспортными коридорами. Растет Центральноазиатская интеграция. Необходима интеграция с международными логистическими платформами, но здесь важен вопрос упрощения процесса оформления грузов, сокращения времени в пути. Казахстан ставит задачу сотрудничества с Ираном, странами Южного Кавказа, странами Центральной Азии. Это нужно все для того, чтобы улучшить пропускную способность и расширять транспортную сеть.  

 

Какие вы могли бы выделить тенденции в рамках сотрудничества Казахстана и Китая в транспортно-логистической сфере за последние пять лет?

 

Я бы отметил рост контейнерных перевозок. За последние пять лет он показывает большой скачек.  

Второе - это развитие инфраструктурных направлений: открытие новых пограничных пунктов и логистических хабов, улучшение и дальнейшая модернизация портов на Каспийском море.  

Конечно же, инвестиции. Китай постоянно говорит, что Казахстан представляет для него ключевую страну в выходе на Запад. Наша страна извлекает из этого определенные дивиденды, преследует национальные интересы. В этом направлении у нас очень активно развиваются прямые иностранные инвестиции для развития транспортных коридоров.  

Цифровизация логистической сферы - внедрение электронных систем, создание совместных логистических предприятий, таких как «Middle Corridor Multimodal Ltd».  

Также я бы отметил рост экспорта Казахстана. За последние пять лет Китай стал крупным рынком для казахстанских сельскохозяйственной продукции, металлов, нефти. А Китай стал для Казахстана основным торговым партнером.  

Эти показатели - реальные аргументы, которые свидетельствуют укреплению сотрудничества между Казахстаном и Китаем в транспортно-логистической сфере.

Регионы
06.11.2025
Командно-штабные учения по ликвидации условного пожара прошли на станции Мангистау
Грузовые перевозки
06.11.2025
Годовой план ОСЖД по экспорту грузов через станцию Алтынколь выполнен досрочно
Регионы
06.11.2025
Осмотрщики ПТО Оскемен-1 не допустили выхода в рейс вагонов с дефектными автосцепками
КТЖ в лицах
06.11.2025
Представителя железнодорожной династии Карлыгаш Шаяхметову проводили на пенсию
Регионы
06.11.2025
Костанайские железнодорожники проводят рейды против бесконтрольного выпаса скота
Новости
05.11.2025
Блогер показал преображение вокзала Казалы
Новости
05.11.2025
КТЖ призвало родителей напомнить детям о правилах безопасности вблизи железной дороги
Новости
05.11.2025
Встреча молодых специалистов «Самрук-Қазына» прошла в Алматы
Регионы
05.11.2025
Итоги трехлетней работы подвели на отчетно-выборной конференции регионального Совета ветеранов в Алматы
Пассажирские перевозки
05.11.2025
Вагоны Stadler успешно прошли климатические испытания на севере Казахстана
Новости
05.11.2025
Делегация КТЖ посетила железнодорожные объекты США
Новости
04.11.2025
Казахстан и Китай договорились о размещении сменных работников приграничных станций на территории друг друга
Новости
04.11.2025
Зерновой союз: ограничения погрузки КТЖ — вынужденная мера и направлены на нормализацию перевозок
Новости
04.11.2025
Корпоративные омбудсмены «Самрук-Қазына» посетили ряд машиностроительных предприятий в Астане
Регионы
04.11.2025
Карагандинский филиал ВЖДО подвёл итоги работы за девять месяцев
Новости
04.11.2025
Alstom приняла участие в Казахстанском глобальном инвестиционном круглом столе
Регионы
04.11.2025
Месячник по усилению безопасности перевозочного процесса и сохранности перевозимых грузов проходит в КТЖ
Новости
04.11.2025
XII Молодежный форум транспортников Kazlogistics прошел в Алматы
Новости / Архив
04.11.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №92 от 04 ноября 2025 года
Грузовые перевозки
03.11.2025
Экспорт казахстанского зерна в Китай смещается в пользу комбикормов