«Китай - перспективное направление»: эксперт – об экспорте казахстанского зерна

Интервью
30.09.2024, 14:45
иллюстративное фото

Эксперт-официальный представитель Зернового союза Казахстана Евгений Карабанов рассказал в интервью Rail-news.kz о ситуации, из-за которой экспорт казахстанского зерна в Китай был практически остановлен, назвал объем поставленного в КНР зерна в этом году, а также рассказал, почему Казахстану важен этот рынок.

В августе активно обсуждали, что Китай изменил тарифные правила для казахстанской пшеницы, и это приводит к остановке экспорта. Разрешилась ли эта ситуация? Что происходит сейчас?

Китай не менял тарифные правила именно для казахстанской пшеницы.

В Синьцзян-уйгурском автономном округе находится бондовая зона. Китайские компании имели возможность ввозить туда через Достык-Алашанькоу и Алтынколь-Хоргос зерно без уплаты 65% пошлины, как в другие регионы страны. Они платили около 7%.

И дело в том, что некие китайские предприниматели начали хитрить. То зерно, которое было предназначено для переработки, то есть оно не облагалось повышенными пошлинами, они начали вывозить в виде зерна, а должны были в виде готовой продукции. В связи с этим в Китае идет масштабное расследование, виновные лица будут привлечены и наказаны по всей строгости китайских законов. У китайского правительства больше вопросов даже не к тому, что пошлину они не заплатили, а к тому факту, что на внутренний рынок Китая стала поступать фуражная пшеница (предназначенная для изготовления кормов для скота) под видом продовольственной.

Подобная ситуация была в 2018 году. Тогда это привело к остановке экспорта примерно на четыре месяца.

Казахстан может продолжать экспортировать, но на общих основаниях - с уплатой пошлины в размере 65%. Сейчас Казахстан экспортирует только двум-трем компаниям, которые имеют квоты от китайского правительства на беспошлинный ввоз.

Сколько зерна мы поставили в Китай в этом году?

В этом маркетинговом году (сентябрь 2023 — август 2024) мы очень хорошо увеличили объемы поставок зерна. В Китай за 11 месяцев мы поставили почти 600 тысяч тонн. В прошлом маркетинговом году цифра за аналогичный период была равна 350 тысячам тонн. В сезоне 2017-2018 годов мы экспортировали максимальный объем пшеницы - 600 тысяч тонн, и в этом году мы вплотную приблизились к этому значению. Если брать пятилетний цикл, то там средняя цифра тоже значительно ниже, чем в прошедшем сезоне, — 290 тысяч тонн в год.

Изменяются ли рынки сбыта казахстанского зерна? Можно ли сказать, что Казахстан стал больше ориентироваться на Китай?

Рынки сбыта практически не меняются. Все, что были, к примеру, 10 лет назад, они и остались. На одних рынках происходит наращивание объемов, на других — уменьшение. В прошедшем маркетинговом году у нас в Азербайджан практически не было поставок, хотя в предыдущие года мы поставляли в среднем около 200 тысяч тонн.

Больше всего мы экспортируем в Узбекистан: примерно 3,2 — 3,5 миллиона ежегодно.

Китай - перспективное направление для Казахстана.

В Северном Казахстане создают крупный агроцентр, ориентированный на экспорт в Китай. Разве это не доказательство того, что Казахстану интересен рынок Китая?

Этот агроцентр создают в рамках одной кампании. Северо-Казахстанская область очень большая, возить зерно на расстояние 300-400 километров до этого центра не будет рентабельно, все это очень локально. Чтобы говорить, что мы всерьез нацелены на рынки Китая, то таких центров нужно открыть по четыре-пять штук в каждой области.

Какова ситуация с зерном в Китае? Будет ли у Казахстана потребность в наращивании экспорта зерновых в Китай в долгосрочной перспективе?

Мы сейчас находимся в поисках новых рынков. Рассматриваем северную и центральную Африку, Ближний Восток, и там нам очень серьезно придется конкурировать с ведущими мировыми игроками — Россией, Украиной, США, Канадой, Австралией.

Зато рядом есть огромный китайский рынок, куда эти страны тащат судами за тысячи морских миль свое зерно. А у нас - прямая граница, и мы не зависим ни от транзитов, ни от желаний стран, участвующих в транзите, пропускать/не пропускать наше зерно, ограничивать/не ограничивать ввоз. То есть для нас китайский рынок по всем показателям более приоритетен, и его нам просто необходимо развивать, убирая всевозможные барьеры, которые возникают.

Китай в среднем покупает 10-11 миллионов тонн пшеницы с мировых рынков. Я думаю, что 10% от этих объемов мы могли бы занять, учитывая географическую близость. Мы для себя обозначаем такую цифру — 1-1,5 миллиона тонн.

Отгрузки зерна совпадают с отгрузками угля. Как Казахстан справляется с нынешними объемами сейчас? И не возникнет ли сложностей, если объемы продолжат увеличиваться?

Казахстану нужно решить вопрос с инфраструктурой. На сегодняшний день та инфраструктура, что есть, принимает все вместе, через нее идет и уголь, и нефтепродукты, и газ, и лес, и руда. Мы ждем, когда будет достроена вторая ветка Достык-Мойынты, и будет увеличен грузопоток. Если он хотя бы в три раза увеличиться, нам всем будет хорошо.

Регионы
29.05.2025
Сотрудники стыковых станций встретились на корпоративном семинаре в Алматы
Регионы
29.05.2025
Детскую железную дорогу запустили в Караганде
Новости
29.05.2025
Железнодорожники усилили профилактическую работу на переездах
Регионы
29.05.2025
Железнодорожники провели профилактические беседы со школьниками в Соль-Илецке
Пассажирские перевозки
29.05.2025
Два новых электропоезда запустят в Казахстане
Пассажирские перевозки
29.05.2025
Минтранс планирует перевезти железнодорожным транспортом более 7 млн пассажиров этим летом
Новости
29.05.2025
Первый камень нового сервисного центра компании Alstom заложен в Астане
Пассажирские перевозки
29.05.2025
Первый туристический поезд отправился из Сианя в Алматы
Новости
28.05.2025
Развитие ТМТМ и проекты Alstom обсудили на инвестиционном форуме в Астане
Регионы
28.05.2025
Учения с участием пожарного поезда прошли на станции Есиль
Регионы
28.05.2025
Итоги весеннего комиссионного осмотра подвели в ВКО
Грузовые перевозки / Цифра недели
28.05.2025
Железнодорожные перевозки между Казахстаном и Китаем выросли на 13%
Пассажирские перевозки
28.05.2025
В поезде «Астана – Жезқазған» родилась девочка
Интервью
27.05.2025
Казахстанско-китайский терминал в Сиане: транзитный прорыв Евразии
Новости
27.05.2025
АО «Кедентранссервис» и Maersk наладили терминальное сотрудничество в Казахстане
Новости
27.05.2025
Акционеры ОТЛК ЕРА разрабатывают новую стратегию до 2035 года
Новости
27.05.2025
Более одной тысячи железнодорожников приняли участие в акции «Велосипедный день»
Новости / Архив
27.05.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №40 от 27 мая 2025 года
Инфраструктура
26.05.2025
Движение по вторым путям железнодорожного участка Достык – Мойынты запустят в июне
Новости
26.05.2025
Железнодорожники приняли участие в республиканских командно-штабных учениях «Өрт-2025»