От ремонта тысяч километров путей до внедрения ИИ: стратегические направления работы Дирекции магистральной сети


Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»
Железнодорожная инфраструктура – это не только рельсы и шпалы. Это стратегический каркас, от которого зависят транспортная безопасность, экономическая устойчивость и международная связность Казахстана. О развитии магистральной сети, цифровизации, кадровом потенциале и будущем отрасли мы поговорили с директором филиала АО «НК «ҚТЖ» – «Дирекция магистральной сети» Сакеном Рахметовым.
– Какие ключевые задачи стоят перед Дирекцией магистральной сети в текущих условиях?
– Одной из ключевых задач является реализация предвыборной программы Президента Республики Казахстан «Справедливый Казахстан – для всех и для каждого. Сейчас и навсегда», в рамках которой в период с 2023 по 2029 год предусмотрен ремонт 11 тысяч километров железнодорожных участков. В текущем году планируется отремонтировать 1 480 километров пути. Также в приоритете переход на современные и ресурсосберегающие технологии, новые виды оборудования и конструкций, которые имеют более высокие эксплуатационные характеристики (клееболтовые и уравнительные стыки, алюминотермитная сварка стыков, наплавка крестовин ).
Также одной из задач является минимизация и профилактика случаев наезда на людей путем строительства ограждений пути в густонаселенных районах. Планируется оградить участки Манкент – Кызылсай, Игилик – Коргасын, Уральск – Жилаево, Алматы-1 – Алматы-2. На сегодняшний день ограждены 26 станций и три перегона общей протяженностью 211 километров.
Перед Дирекцией магистральной сети поставлены следующие задачи:
– Выполнить мероприятия в рамках реализации мегапроекта ТКЖК с организацией курсирования двухъярусных контейнерных поездов.
– Внедрить новые подходы по осмотру объектов инфраструктуры (умный локомотив, дроны, самокаты, снегоходы и иное).
– Реализовать второй этап тиражирования Специализированного мостового отряда в северном и западном регионах.
– Пересмотреть нормативы ремонта специального подвижного состава.
– Разработать и внедрить программу по эффективному управлению материальными базами.
– Как вы оцениваете состояние инфраструктуры на сегодняшний день и какие участки требуют первоочередного внимания?
– По итогам шести месяцев состояние пути оценивается на 68 баллов «хорошо», план выполнен на 107%.
В первоочередном порядке планируются работы на участках с высокой грузонапряженностью, требующих выполнения ремонта пути, а также кривых участках пути, где наблюдается повышенный износ рельсов. Своевременно принимаемые меры по планированию и содержанию пути, позволяют нам организовать безопасное движение поездов.
– Какие крупные проекты по строительству и модернизации объектов сейчас реализуются?
– В соответствии с Национальным планом уже реализуются такие проекты, как строительство вторых путей на участке Достык – Мойынты (протяженность 836 км), строительство обводной железнодорожной линии в обход железнодорожного узла станции Алматы (протяженность 75 км), строительство железнодорожной линии Дарбаза – Мактаарал (протяженность 152,3 км) и строительство железной дороги Бахты – Аягоз (протяженность 272 км). Для развития Трансказахстанского железнодорожного коридора в текущем году начата реализация проектов: строительство железнодорожной линии Мойынты – Кызылжар, модернизация участков Бейнеу – Мангистау, Алтынколь – Жетыген и внедрение автоблокировки на участках Кызылжар – Сексеул, Кандыагаш – Тобол, Никельтау – Алимбет, Аксу-1 – Дегелен – Жана-Семей, Шалкар – Бейнеу.
– В какой мере цифровизация влияет на работу дирекции? Какие технологии уже внедрены или находятся в стадии реализации?
– Цифровизация на сегодняшний день – это не просто модное слово, а уже веление времени. Без автоматизированных систем уже невозможно эффективно управлять процессами, имеющимися в дирекции, регионах, дистанциях. В части цифровизации сегодня проведена интеграция диагностических вагонов МДК с системой SAP, и в результате руководители дистанции пути, НЖС, дирекции в автоматическом режиме на корпоративную электронную почту получают уведомления о повторяющихся дефектах/отступлениях, выявленных вагонами МДК. Также в дирекции внедрены дашборды, на которых в легко воспринимаемом виде отражаются показатели работы по безопасности движения, безопасности и охране труда, выполнению планов капитального ремонта пути, исполнению проектов инфраструктурного развития и другие. Кроме этого, в дирекции проводятся пилотные проекты по разработке, адаптации под условия работы дистанции пути автоматизированной системы по контролю состояния бесстыкового пути (КСБП), автоматизированной системы с использованием искусственного интеллекта по контролю соблюдения технологии производства работ путевыми бригадами. Понимая важность развития цифровизации, на сколько быстро в мире изменяются информационные технологии, в дирекции принято решение и проводятся работы по созданию отдельного блока ИТ, которого никогда не было в структуре и на который будут возложены вопросы цифровизации, обеспечения потребностей дирекции в информационных технологиях.
– Какие шаги предпринимаются для обеспечения безопасности и надежности железнодорожной инфраструктуры?
– Для обеспечения безопасности и надежности железнодорожной инфраструктуры принимаются комплексные меры, включая ежесуточный контроль состояния пути и своевременное устранение выявленных отступлений. Одним из эффективных методов контроля за состоянием пути является применение мобильных диагностических комплексов (МДК), результаты которых позволяют нам выявить слабые места и вовремя отреагировать. Такая диагностика не только помогает принимать меры по обеспечению безопасности движения, но и дает возможность скорректировать и сформировать первоочередные и плановые виды ремонта.
– Существуют ли регионы или участки сети, где эксплуатация требует особого контроля в связи с климатом или нагрузкой?
– Да, существуют участки, где эксплуатация требует особого контроля. В нашем случае – это участки с высокой грузонапряженностью и кривыми малого радиуса, а также южные и северные регионы, где экстремальные температуры и колебания климата создают повышенные риски для надежности и безопасности железнодорожной инфраструктуры. В южных регионах (жаркий климат): удлинение рельсов, необходимость точного температурного регулирования, перегрев стрелочных переводов и элементов пути, повышенный износ материалов. В северных регионах (холодный климат): термосжатие рельсов, обледенение и снег, пучение грунта, усложнение сварочных и ремонтных работ.
– Как продвигается работа по модернизации административно-бытовой инфраструктуры для персонала на местах?
– Утверждена Программа по улучшению санитарно-бытовых условий и повышению уровня организации труда, с момента реализации которой, начиная с 2023 года:
– оборудовано 1 224 единицы пунктов обогрева для кратковременного нахождения работников;
– установлена 291 единица мобильных зданий для отдыха и проживания работников, к которым подключены все необходимые инженерные коммуникации, оснащены мебелью, бытовой техникой, душевыми кабинами для комфортного проживания работников.
К концу 2025 года планируется установить еще 16 мобильных зданий. Текущим ремонтом отремонтировано 71 здание. В целом планируется приобрести 568 модульных зданий – это табельные, автогаражи, гаражи для путевой техники, помещения для отдыха работников.
– Как выстроено взаимодействие между центральным аппаратом дирекции и региональными подразделениями, дистанциями пути?
– Взаимодействие между центральным аппаратом дирекции и региональными подразделениями, дистанциями пути осуществляется в рамках установленной вертикали управления. Все этапы взаимодействия регламентированы соответствующими утвержденными регламентами.
– Какие трудности вы видите в кадровом обеспечении и какие шаги предпринимаются для привлечения и удержания специалистов?
– В кадровом обеспечении основными трудностями являются:
– дефицит квалифицированных специалистов, особенно на линейных участках и в отдаленных регионах, станциях;
– высокая текучесть кадров, обусловленная переходом работников в другие отрасли или регионы с более привлекательными условиями труда и оплаты;
– низкая мотивация молодежи к поступлению и продолжению карьеры в железнодорожной отрасли;
– отсутствие замены опытных кадров.
Для привлечения и удержания работников принимаются следующие меры:
1. Проводится системная работа по профориентации привлечения молодых специалистов, в том числе через целевое обучение в профильных учебных заведениях.
2. Развитие системы наставничества и внутреннего обучения.
3. Предоставляются социальные гарантии.
4. Ежегодно повышается заработная плата работникам.
В соответствии с Трудовым кодексом Республики Казахстан ежегодно с учетом уровня инфляции РК в пределах финансово-экономических возможностей компании производится повышение заработной платы работникам.
В целях повышения заинтересованности работников в конечных результатах труда и мотивации работников предусмотрено ежемесячное премирование работников с применением коэффициента трудового участия (КТУ) в размере 20% от установленных тарифных ставок.
Кроме того, производятся выплаты единовременных премий к государственным праздникам: Международному женскому дню 8 Марта, Наурыз мейрамы, к профессиональному празднику – Дню работников железнодорожного транспорта, к национальному празднику – Дню Республики.
5. Внедрение программ нематериальной мотивации и морального поощрения.
В целях укрепления корпоративного духа, привлечения и закрепления профессионального кадрового состава, стимулирования непрерывной трудовой деятельности работников за преданность и многолетний труд работникам, имеющим непрерывный железнодорожный стаж от 10 до 19 лет, от 20 до 29 лет, от 30 лет и выше, внедрены новые награждения нагрудными знаками «Теміржол саласында 10 жыл мінсіз қызметі үшін», «Теміржол саласында 20 жыл мінсіз қызметі үшін», «Теміржол саласында 30 жыл мінсіз қызметі үшін» с выплатой ежегодной материальной надбавки в размере 100 000 тенге, 200 000 тенге, 300 000 тенге, соответственно.
Кроме того, с целью поощрения командной эффективности и повышения престижа труда учреждена новая форма поощрения для лучших трудовых коллективов – награда «Үздік теміржол ұжымы», включающая вручение переходящего флага, сертификатов и выплаты единовременной надбавки к должностному окладу каждому работнику в течение года.
– Как развивается система обучения и повышения квалификации технического персонала?
– Ежегодно в дирекции проходят обязательные виды обучения с отрывом от производства порядка 16 тысяч работников.
Выстроена непрерывная модель профессионального развития, где сочетаются теоретическая подготовка, практическое обучение на производстве, а также регулярное повышение квалификации с учетом внедрения новых технологий.
Кроме того, планируется запуск пилотного проекта в трех отделениях магистральной сети (НЖС-1 Акмола, НЖС-7 Алматы, НЖС-11 Актобе) курсирования вагона-тренажера, оборудованного новыми техническими средствами, наглядными пособиями, организационно-техническими средствами, мебелью по участкам этих отделений, что намного улучшит качество обучения работников малых станций, где отсутствуют кабинеты технической учебы и учебные полигоны.
– Какие меры принимаются для увеличения пропускной способности ключевых направлений?
– Одной из мер является повышение скоростей движения после выполнения летне-путевых работ. По итогам проделанных в прошлом году работ повышены скорости движения: пассажирским поездам на 605 километров, грузовым и контейнерным поездам на 405 километров. В текущем году уже повышены скорости для пассажирских поездов на 142 километра. Работа продолжается.
Для увеличения пропускной способности участков, а также развития транзитного потенциала Казахстана, кроме реализации крупных инфраструктурных проектов, до 2029 года планируется развитие порядка 200 станций и раздельных пунктов, в том числе 21 станции в текущем году.
– Насколько важно сегодня развитие новых магистральных маршрутов в контексте международного транзита?
– В первую очередь это позволяет эффективно перераспределять возрастающие транзитные потоки, снижая нагрузку на наиболее загруженные участки.
Во-вторых, использовать новые маршруты как альтернативные пути в случае чрезвычайных ситуаций или плановых ремонтных работ, минимизируя потенциальные потери и убытки.
– Что бы вы хотели сказать молодым специалистам, которые только начинают путь в железнодорожной инфраструктуре?
– Хочу пожелать молодым специалистам настойчивости, профессионального роста и веры в собственные силы. Железнодорожная отрасль – это основа транспортной системы страны, и ваша работа будет иметь прямое влияние на развитие инфраструктуры и экономики. Учитесь у опытных коллег, не бойтесь брать на себя ответственность и постоянно развивайтесь. Эта профессия требует дисциплины, точности и вовлеченности, но и отдача будет соответствующей.
Магистральная сеть – это не просто инфраструктура, а опора всей транспортной системы страны. В ее устойчивости – стабильность экономики, а в ее развитии – курс на интеграцию с мировыми рынками. Работа дирекции требует инженерной точности, стратегического видения и высокого профессионализма на каждом уровне. И все это есть благодаря людям, которые ежедневно делают железную дорогу надежной и современной.
– Спасибо за беседу.