Новые поезда, интернет в пути и туристические маршруты: железная дорога становится комфортнее

Интервью
16.09.2025, 11:25
Фото Александра Жабчука
Руслан Рахметов

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

АО «Пассажирские перевозки» подвело итоги летнего сезона и продолжает обновление отрасли: компания модернизирует подвижной состав, внедряет новые стандарты сервиса, развивает туристические маршруты и цифровые решения – от онлайн-табло до интернета в пути. Эти шаги делают железную дорогу современным и удобным видом транспорта. О повышении комфорта пассажиров, модернизации вокзалов, запуске уникальных туристических поездов и борьбе с безбилетным проездом рассказал председатель правления АО «Пассажирские перевозки» Ануар Ахметжанов.

– Каковы итоги летних пассажирских перевозок? Насколько увеличился пассажиропоток по сравнению с прошлым годом?

– За первые семь месяцев 2025 года услугами национального перевозчика воспользовались свыше 7,8 миллиона пассажиров. Только за летний период мы перевезли четыре миллиона 112 тысяч человек, что больше, чем в прошлом году. Особенно популярными были направления к курортным зонам и крупным городам.

– Какие направления пользовались наибольшим спросом?

– В  Астану перевезено 666 тысяч пассажиров, в Алматы – 750 тысяч, в Шымкент – 257 тысяч. Среди курортных направлений лидируют озеро Алаколь (380 тысяч пассажиров) и зона отдыха Бурабай (408 тысяч).

– Какие дополнительные меры предприняли для удобства пассажиров?

– Для летних перевозок мы запустили 13 дополнительных маршрутов. К примеру, к озеру Алаколь были назначены поезда Астана – Достык, Алматы-2 – Достык, Семей – Шар – Достык, Оскемен-1 – Актогай – Достык, Кызылорда – Достык, Павлодар – Достык.

Кроме того, усилили востребованные маршруты Астана – Алматы, Астана – Шымкент и Актобе – Астана. Для туристов с 26 по 31 августа курсировал поезд Алматы – Туркестан – Самарканд – Бухара – Ташкент – Алматы.

Были запущены медицинский поезд «Саламатты Қазақстан», детский туристический поезд «Туған елге саяхат», а также новый пригородный маршрут до курортной зоны Боровое.

– Что нового предложили для улучшения сервиса?

– Мы активно развиваем сервис «Лист ожидания». Он позволяет пассажирам быстро приобрести освободившиеся места. С начала 2025 года им воспользовались более 281 тысячи человек, из них 105 тысяч смогли выкупить билеты. Услуга доступна на сайте bilet.railways.kz и в билетных кассах.

– Какие направления были наиболее популярными у пассажиров в летний сезон?

– Наибольшим спросом пользовались маршруты Астана – Алматы, Астана – Шымкент, Алматы – Шымкент, Астана – Семей и Алматы – Семей. Это традиционно самые загруженные линии, где пассажиропоток стабильно высокий.

– Планируется ли назначение дополнительных поездов на осенние и зимние праздники, учитывая традиционный рост спроса?

– Мы всегда анализируем загрузку маршрутов. Назначение дополнительных поездов рассматривается при необходимости. Если в праздничные периоды будет наблюдаться рост пассажиропотока и высокая загрузка, мы оперативно введем дополнительные составы, как это практикуется ежегодно.

– Ведется ли работа по борьбе с безбилетным проездом, и какие меры оказались наиболее эффективными?

– Да, борьба с безбилетным проездом и незаконной перепродажей билетов ведется системно. Для повышения эффективности приняты конкретные меры. В Кодекс РК об административных правонарушениях внесены изменения: теперь за перепродажу или незаконную продажу железнодорожных билетов предусмотрены штрафы от 100 до 250 МРП, а при повторных нарушениях – от 200 до 500 МРП. Расширены официальные каналы реализации билетов – сегодня это 15 сайтов, около 30 тысяч автоматов самообслуживания, туристические агентства, почтовые отделения и другие точки. Для удобства пассажиров внедрена услуга «Лист ожидания» на сайте bilet.railways.kz, которая уведомляет о появлении свободных мест, а также реализована возможность покупки билетов по сквозным маршрутам с пересадкой при отсутствии прямых мест. Чтобы исключить схемы перепродажи, установлен специальный алгоритм задержки мест с возвращенных билетов. Для людей с ограниченными возможностями создана система онлайн-покупки льготных билетов с автоматической проверкой статуса. Кроме того, мобильные группы регулярно проводят проверки поездов, на вокзалах звучат громкоговорящие предупреждения, а совместно с ДВД организуются внезапные рейды. Все выявленные случаи перепродажи передаются в уполномоченные органы, а к нарушившим дисциплину кассирам применяются меры ответственности.

Следует подчеркнуть: для расследования конкретных случаев перепродажи проездного документа необходимо предоставить сам билет, купленный у перекупщика. Только так можно выявить схему и причастных лиц.

– Одной из ключевых задач компании является обновление пассажирских вагонов. На каком этапе сейчас этот процесс и каковы планы на ближайшие годы?

– На сегодняшний день парк АО «Пассажирские перевозки» насчитывает 2 204 вагона. Мы планируем полное обновление подвижного состава к 2030 году, постепенно выводя старые вагоны из эксплуатации.

Уже подписан договор с Stadler Bussnang AG на закупку 557 современных вагонов, которые будут производиться по технологии Stadler и поступать с 2025 по 2030 год.

С 2022 по 2025 год мы получили 255 вагонов и 18 электропоездов, а до конца этого года прибудет еще 63 вагона. В 2024 году было приобретено 118 вагонов производства ТОО «ЗИКСТО», а за семь месяцев 2025 года – 56 вагонов.

Кроме того, ведется работа по закупке еще 100 вагонов ТОО «ЗИКСТО» с поставкой до 2026 года. Все новые составы оснащены современными системами безопасности и комфорта. К 2030 году средний возраст вагонов снизится до 13 лет, а весь парк будет обеспечен кондиционированием воздуха.

– Как обновление подвижного состава отражается на уровне комфорта и безопасности перевозок?

– Введение новых вагонов значительно повышает комфорт и безопасность поездок. Пассажиры отмечают просторные салоны, улучшенные спальные места, современные системы климат-контроля и более высокий уровень сервиса. Это укрепляет доверие к национальному перевозчику и стимулирует развитие как внутреннего, так и международного сообщения.

Сегодня новые вагоны уже курсируют на популярных маршрутах: Актобе – Атырау, Павлодар – Туркестан, Кызылорда – Семей, Алматы – Павлодар, Алматы-2 – Саратов.

– Какие шаги предпринимаются для повышения качества сервиса и клиентоориентированности?

– Для обеспечения комфорта и безопасности пассажиров мы реализуем комплексную программу модернизации сервиса, стандартизации услуг и обновления подвижного состава.

Мы обновили стандарт комплектации вагонов МСИ. Так, увеличили размер полотенец, внедрили матрацы с антискользящим покрытием, улучшили подушки за счет нового наполнителя, добавили наволочки с удобным клапаном, увеличили количество ковровых дорожек, ввели банный халат в вагонах класса Гранд Тальго.

Кроме того, разработана Концепция дифференцированного сервиса по типам поездов и классам обслуживания. В ее рамках предусмотрены детский манеж и игровая зона, душевые кабины, индивидуальные чайные наборы, гигиенические наборы, шторы для плацкартных вагонов, услуга глажки одежды в пути, бортовое питание (пока в пилотном режиме).

– Как организовано обучение и переподготовка поездных бригад? Есть ли новые программы, направленные на улучшение обслуживания пассажиров?

– Наши проводники проходят специальное обучение по оказанию первой медицинской помощи. Это включает помощь при сердечно-сосудистых проблемах, навыки проведения искусственного дыхания, а также подготовку к оказанию помощи при родах. Основная цель – обеспечить безопасность и комфорт пассажиров в любой ситуации.

– Проводимые ремонты железнодорожных вокзалов – повлияли ли они на работу Пассажирских перевозок, и как организуется посадка и высадка пассажиров в условиях реконструкции?

– Акционерное общество «Қазақстан темір жолы» реализует масштабный проект модернизации более 100 железнодорожных вокзалов по всей стране. Работы выполняются в соответствии с постановлением правительства РК.

Цель проекта – устранение системных проблем, связанных с износом вокзалов, приведение их к современным стандартам, обеспечение безопасности, энергоэффективности, создание доступной среды для людей с ограниченными возможностями и продление срока службы объектов.

На время реконструкции основные службы, кассы и залы ожидания временно размещаются в соседних зданиях и модульных помещениях. Мы просим пассажиров с пониманием относиться к возможным неудобствам, планировать поездки заранее и соблюдать осторожность на территории ремонтных зон.

– Как продвигается обеспечение поездов доступом к интернету? Есть ли конкретные сроки и планы?

– Интернет в пути – одно из приоритетных направлений повышения качества сервиса. 25 января 2025 года стартовал пилотный проект «Интернет в поезде» на маршруте № 3/4 Астана – Алматы, который получил положительные отзывы. В апреле услуга появилась и на поезде № 67/68 Астана – Оскемен.

В начале года мы также запустили сервис «Онлайн-табло движения поездов», позволяющий проверять расписание, отслеживать задержки и получать актуальную информацию о движении. Данные поступают с GPS-трекеров, установленных на 99 маршрутах, и отображаются как для пассажиров на сайтах bilet.railways.kz и tablo-railways.kz, так и в ситуационном центре для контроля движения поездов.

Планируется дальнейшее расширение проектов, чтобы обеспечить Интернетом больше маршрутов и улучшить цифровой сервис для пассажиров.

– В последнее время большое внимание уделяется развитию внутреннего туризма. Каковы результаты работы туристического поезда Jibek Joly?

– В августе этого года мы запустили уже седьмой рейс туристического поезда Jibek Joly. Маршрут традиционно соединяет Алматы, Туркестан, Самарканд, Бухару, Ташкент и снова Алматы. За несколько сезонов более 700 туристов уже воспользовались этим предложением, что подтверждает устойчивый интерес к железнодорожным турам.

– Чем этот поезд отличается от стандартных маршрутов и какие сервисные особенности предусмотрены?

– Jibek Joly и «Керуен Экспресс» сформированы из современных вагонов отечественного производства, оборудованных для комфортных многодневных путешествий. Интерьеры украшены элементами национального орнамента, есть вагон-ресторан. Турпакет включает не только проезд, но и сопровождение гидов, экскурсионную программу, входные билеты и трансферы – это полноценный культурно-исторический тур.

– Планируется ли расширение маршрутов или запуск аналогичных туристических проектов?

– Мы продолжаем развивать железнодорожный туризм. Помимо поездов в Узбекистан реализован международный проект «Сиань – Алматы» из Китая. Эти направления укрепляют культурные связи, развивают транспортный и туристический потенциал Казахстана, а также популяризируют историческое наследие региона. Туристические рейсы организованы при содействии Узбекских железных дорог, Комитета туризма, Министерства транспорта РК и Kazakh Tourism.

– Какова роль компании в развитии внутреннего туризма и привлечении иностранных гостей?

– Железная дорога остается самым доступным и удобным способом путешествовать по Казахстану. Наши туристические поезда позволяют открыть для себя ключевые культурные и исторические места вдоль Великого Шелкового пути. Мы создаем уникальный туристический продукт, который сочетает комфорт поездки, насыщенную экскурсионную программу и знакомство с богатым наследием страны.

– Мы признательны вам за содержательную беседу. Уверены, что обновление подвижного состава, улучшение сервиса и развитие туристических маршрутов выводят АО «Пассажирские перевозки» на новый уровень.

Новости
28.10.2025
Семинар по искусственному интеллекту прошёл в КТЖ
Инфраструктура
28.10.2025
Более 11 тысяч километров железнодорожных линий обновят до 2029 года
Регионы
28.10.2025
Отдел первой линии поддержки проводил на пенсию ведущего инженера Флюру Колузаеву
Регионы
28.10.2025
Историю профсоюза железнодорожников собрали в одном фотоальбоме в Усть-Каменогорске
Новости
28.10.2025
Внутренние тренеры КТЖ прошли тренинг по применению ИИ в работе
Регионы
28.10.2025
Железнодорожный подъездной путь к аэропорту «Сары-Арка» построят в Караганде
Пассажирские перевозки
27.10.2025
Прямое железнодорожное сообщение возобновили между Алматы и Москвой
Новости
25.10.2025
В «КТЖ-Грузовые перевозки» наградили работников ко Дню Республики
Регионы
24.10.2025
Условный пожар потушили на станции Оскемен-1
Новости
24.10.2025
Искусственный интеллект в КТЖ — новый уровень управления железной дорогой
Регионы
24.10.2025
Работники локомотивного хозяйства приступили к обучению в рамках Корпоративной программы развития
Регионы
24.10.2025
Алматинское отделение магистральной сети завершает подготовку к зиме
Новости
24.10.2025
Около 60 студентов колледжа побывали на экскурсии в Центральном музее КТЖ
Новости / Архив
24.10.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №88-89 от 24 октября 2025 года
Интервью
23.10.2025
Жамбул Байдельдинов: внедряется система видеожетонов
Новости
23.10.2025
КТЖ разрабатывает цифровую платформу нового поколения
Новости
23.10.2025
Нурлан Сауранбаев: развитие ТМТМ — стратегический приоритет Казахстана
Грузовые перевозки
23.10.2025
Казахстан экспортировал 1,6 млн тонн зерна нового урожая
Регионы
23.10.2025
Почетный железнодорожник Султан Буромбаев отмечает 60-летний юбилей
Безопасность
23.10.2025
Машинист пассажирского поезда сумел избежать ДТП на участке Астана – Ерейментау