Алексей Гром о транзитном потенциале Казахстана
Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»
Президент АО «Объединенная транспортно-логистическая компания – Евразийский железнодорожный альянс» Алексей Гром во время брифинга в Нур-Султане рассказал о планах по увеличению ежегодного объема транзитных контейнерных перевозок компании через Казахстан до 1 миллиона TEU в 2020–2024 годах. Также он поведал о достижимости этого показателя, о решении проблем организации транзита через Казахстан, Россию и Беларусь, о конкуренции суши с морем.
АО «ОТЛК ЕРА» является совместной компанией железных дорог Республики Казахстан, России и Республики Беларусь по организации перевозок транзитных грузов в составе регулярных контейнерных поездов в сообщении Китай – Европа – Китай по территориям стран ЕАЭС на колее 1520 мм. Алексей Гром также отметил, что, по его версии, главное событие в 2018 году – реорганизация ОТЛК в ОТЛК ЕРА.
Так, со 2 апреля 2018-го компания стала совместным предприятием трех железнодорожных компаний – Казахстана, России и Беларуси (по 33% акций у каждой из сторон). Компания стремительно развивается. Объем железнодорожных транзитных контейнерных перевозок в сообщении Китай – Европа – Китай в 2018 году составил 350 тысяч TEU, что на 35% больше, чем годом ранее. Из общего объема доля перевозок АО «ОТЛК ЕРА» через пограничные переходы Достык и Алтынколь по итогам 2018 года составила 83%.
– Алексей Николаевич, в чем преимущество ОТЛК ЕРА?
– Хочу отметить, что ОТЛК ЕРА – проект, в котором участники не конкурируют, а дополняют друг друга и объединяются для решения задач транзита по конкретным маршрутам, проходящим по территориям всех трех государств. При этом каждая из сторон может разрабатывать собственные транзитные проекты по альтернативным коридорам. Этого, кстати говоря, требует и рынок – сегодняшнему клиенту очень важно иметь возможность использовать несколько опций для евразийского транзита.
– Расскажите, пожалуйста, о заявленной цифре дня – вы планируете 1 000 000 контейнеров в год перевозить через Казахстан.
– Да, по планам этот показатель будет достигнут к 2024 году. Акционеры ОТЛК ЕРА поставили задачу перевозить 1 миллион контейнеров в год. В целом такой рост станет возможным благодаря оцифровке и оптимизации процессов перевозки грузов по железнодорожной колее 1520 и повышению вагонной загрузки на маршруте Китай – Европа – Китай в рамках инициативы One million club, реализуемой совместно с акционерами, партнерами и клиентами ОТЛК ЕРА. Помните, как звучит инициатива китайского лидера по развитию нового Шелкового пути? One belt, one road. Мы прибавляем к ней «one million». Контейнеров, разумеется.
Два года назад в 1 миллион контейнеров мало кто верил. Многие скептически рассуждали о возможностях инфраструктуры железнодорожной колеи 1520 мм, и цифра в 300 тысяч контейнеров к 2025 году казалась почти предельной. Но уже в 2017 году мы перевезли почти 300 тысяч контейнеров в коридоре Китай – Европа – Китай и создали большой задел в части запаса прочности инфраструктуры на будущее. В настоящий момент компания активно работает над ростом клиентской базы и расширением номенклатуры товаров, перевозимых из Европы в Китай.
За первые четыре месяца 2019 года общий объем контейнерных перевозок в сообщении Китай – Европа – Китай составил около 102 тысяч TEU, примерно плюс 16% к аналогичному периоду предыдущего года. При этом на перевозки ОТЛК ЕРА пришлось 85 тысяч TEU от этого показателя, плюс 45% к январю – апрелю 2018 года.
– От чего зависит достижение заявленного показателя?
– В целом успех международных проектов зависит от степени интеграции всех игроков, участвующих в перевозках. Для достижения объема в миллион контейнеров каждый должен хорошо делать свою работу, как это ни банально звучит. Оператор вагона – вовремя предоставлять к перевозке технически исправный и коммерчески пригодный вагон, оператор терминала – осуществлять перегруз в установленные регламентом сроки и стремиться оптимизировать эти сроки. Европейские перевозчики – вовремя подводить необходимый парк узкоколейных вагонов для минимизации рисков задержки грузов на приграничных станциях и так далее. Развитие железнодорожного транзита в коридоре Китай – Европа – Китай в интересах всех участников, и прежде всего необходимы работоспособные партнерства.
– Каков, на ваш взгляд, транзитный потенциал Казахстана?
– Я знаю, что транзитный потенциал Казахстана – важнейшая составляющая государственной стратегии развития, это дает свои колоссальные результаты. И ОТЛК ЕРА совместно с ҚТЖ реализует комплексный план по развитию транзитного сервиса на пространстве 1520 за счет оптимизации порожних пробегов, планирования перевозок, а также согласованной тарифной политики стран ЕАЭС без снижения тарифов на транзит по Казахстану. Сейчас наши поезда движутся со скоростью 1 020 километров в сутки, что на 74 километра в сутки выше уровня прошлого года.
В текущем году мы планируем ускориться до 1 073 километров в сутки. Для клиента это будет означать, что груз будет попадать из одной части Евразии в другую еще быстрее. Представляете, 5,5 тысячи километров за четыре с половиной дня – от границы с Китаем до границы с Европой. Мы – Казахстан, Россия и Беларусь – уже поняли, что вместе – лучше. Добавлю, что у вас потрясающе развивается инфраструктура. К примеру, терминал, который построил Казахстан на границе с Китаем, в Хоргосе. Это уникальный объект инфраструктуры в правильной локации.
– В настоящее время компания работает на 57 маршрутах из Китая в Европу. Планируете ли разрабатывать новые направления?
– Да, верно. В 2018 году ОТЛК ЕРА ввела шесть дополнительных маршрутов, увеличив их общее число до 57. Сервисы компании используются клиентами для перевозок из 16 новых городов Китая и Евросоюза. Только с начала 2019 года было открыто четыре новых европейских направления: Ноймаркт, Барселона, Бремерхафен, Люксембург. Среднее транзитное время доставки по маршруту Китай – Европа – Китай за 4 месяца 2019 года сократилось на 14% по сравнению с 12 месяцами 2018 года и составило чуть более 5 суток. В 2019 году ОТЛК ЕРА с АО «НК «ҚТЖ» добились сокращения среднего времени доставки по маршруту Китай – Европа – Китай на 29%, и теперь груз идет по Казахстану два с половиной дня вместо трех дней.
– Алексей Николаевич, а как сейчас обстоят дела с обратной загрузкой? Как вы оцениваете потенциал грузовой базы из Европы в Китай?
– ОТЛК ЕРА сумело в 2018 году добиться 76% обратной загрузки грузовых поездов из Европы в КНР. Ранее считалось, что в среднем можно принять 100 контейнеров с грузами из Китая, а обратно отправить только 50 загруженных. Потенциал грузовой базы из Европы в Китай не до конца изведан. В 2018 году железная дорога показала, что в транзите между Китаем и Европой она может конкурировать по цене с морским транспортом. Разница в тарифах между морем и железной дорогой очень сильно «сблизилась».
– А как дела обстоят с таможнями? Есть ли проблемы при пересечении границ?
– В интеграционных проектах все звенья должны работать слаженно. Если будет провал хотя бы на одном участке – на границе, на таможне, на железной дороге, – все усилия по повышению скорости пойдут насмарку. Что касается таможни, если мы все переведем в цифровой формат и откажемся от многочисленных бумажных носителей, это будет колоссальным шагом вперед для железнодорожного транзита. Необходима цифровая декларация, наличие прямой связи между входной и выходной таможней. Мы живем в едином таможенном пространстве, груз приходит через казахстанских таможенников, а выходит через белорусских. Когда у белорусских таможенников, допустим, возникает вопрос, его бывает нужно по мгновенным каналам связи задать Казахстану. С точки зрения коммуникационных средств, железнодорожный транзит должен быть идеальным. Если груз идет морем из Шанхая в Роттердам, никаких транзитных деклараций не нужно. Мы надеемся, что таможня даст добро на то, чтобы к транзитному контейнеру не нужно было бы прикладывать огромный пакет документов.
– Как раньше происходила транзитная перевозка по маршруту, где сегодня оператором контейнерного сервиса выступает ОТЛК ЕРА?
– Представьте, что вы китайский клиент и хотите провезти груз по маршруту из Китая в Европу. Допустим, вы все знаете про Китай, вы знаете, как доехать до границы, но дальше у вас три страны, а потом Европа. К кому вы обращаетесь? К «Қазақстан темір жолы». Мол, я хочу через вас проехать, сколько стоит и что необходимо сделать? Они вам говорят: стоит столько-то, повезешь вот с такой компанией, мы тебе все согласуем, все будет хорошо. Что вы делаете дальше? Вы идете в ОАО «РЖД», потому что вы не можете остановиться на границе с Россией. Вам говорят: работай с такой-то компанией, стоить будет столько-то, мы все для тебя сделаем. Все будет хорошо. Потом надо идти на БЖД, и там то же самое. Теоретически такое возможно, если вы много с этим работаете и способны содержать штат во всех трех странах. Можно все сделать именно по вышеизложенному алгоритму, но будет долго и дорого. ОТЛК ЕРА предлагает все то же дешевле, быстрее и эффективнее. Это вообще принцип экспедиторской компании – снять головную боль клиента по вопросам организации сквозной транспортной услуги.