Связующее звено в экономике

Интервью
06.10.2016, 11:44
Открытие дороги Шар – Усть-Каменогорск, первый опыт работы с частными операторами инфраструктуры, пассажирских перевозок и локомотивной тяги, запуск скоростного движения и многое другое –  всеми этими достижениями последних десятилетий могут гордиться железнодорожники Защитинского региона. Об этом рассказал наш собеседник – директор  филиала АО «ҚТЖ – Грузовые перевозки» – «Восточно-Казахстанское отделениеГП» Нуржан Кельбуганов.   –Нуржан Амангельдинович, что можно назвать главным событием в отделении за годы независимости?   –Безусловно, это строительство и эксплуатация дороги Шар – Усть-Каменогорск в рамках первого в Казахстане концессионного проекта на базе государственно-частного партнерства. Во многом благодаря этому участку в регионе появились новые предприятия, станции, вокзалы. В марте 2013 года рядом со станцией Сарыжал в голой степи выросло предприятие ТОО «Казахцемент». С 2014 года здесь открытоскоростное движение. Это пассажирские поезда «Тұлпар-Тальго» сообщением Защита – Астана и Защита – Алматы. Оба скоростных поезда сокращают время пути от станции Защита до северной и южной столиц примерно в полтора раза.     Особенностью отделения является и то, что за годы независимости у нас появились частные операторы пригородных пассажирских перевозок сообщением Защита – Зыряновск и Защита – Лениногорск. Это предприятия «Туран-Экспресс» и «Солюкс-Экспресс». С 20 мая 2015 года на участке Шар – Усть-Каменогорскуспешно работает частный оператор тяги «KZ Сервис» со своими локомотивами СКД-9с. Мощность их двигателей превышает локомотив серии ТЭ33А в1,6 раза. Благодаря этим двухсекционным тепловозам нам удалось поднять вес поезда с 2700 до 3600 тонн, улучшить производительность локомотива, техническую скорость, оборот вагона. Особо подчеркну, что за годы независимости на территории Восточно-Казахстанского отделения грузовых перевозокполностью обновлен тяговый подвижной состав, значительно улучшились условия труда локомотивных бригад. Это большая радость для машинистов и их помощников, что они водят поезда с помощью самых новых, модернизированных тепловозов. Бригадам в них очень комфортно. – Какие новые станции и вокзалы появились на востоке? На участке Шар – Усть-Каменогорск появились шесть раздельных пунктов: станции Шалабай, Екаша, Аиртау, Сарыжал, разъезды Бурсак и Улан. На станциях все вокзалы – новые, современные, красивые. На трех станциях – Тургусун (участок Защита – Зыряновск), Усть-Таловка (Защита – Шемонаиха), Ново-Усть-Каменогорск – в рамках программы «100 вокзалов» были построены пункты обслуживания пассажиров. Там были здания, но они находились в аварийном состоянии, постройки 1930-х годов. Капитальный ремонт прошел почти на всех вокзалах, включая станции Защита, Шемонаиха, Черемшанка, Предгорная, Лениногорск, Селезневка, Ермаковка, Серебрянка. В то же время на некоторых станциях вокзалов нет до сих пор, хотя они нужны. ВЗыряновском районе развивается туристический кластер, но на станции Бухтарма вокзала нет. Местное население нередко жалуется в акиматы, обращались и к железнодорожникам. Но на этом участке не ходят пассажирские поезда АО «НК «ҚТЖ». Там частный перевозчик – ТОО «Туран-Экспресс», он ссылается на то, что строительство вокзалов – прерогатива АО «Вокзал-сервис». Вопрос пока открыт. – В чем заключаются особенности работы Восточно-Казахстанского отделения грузовых перевозок? – Это основная транспортная артерия на востоке страны. Ее протяженность, включая Шар – Усть-Каменогорск и Восточный железнодорожный участок– 668 километров. На его территории расположены 33 раздельных пункта, погрузка ведется на 22 станциях, причем наше отделение находится в первой пятерке по погрузке-выгрузке. Кстати, еще одна особенность нашего отделения – один из самых сложных профилей пути на железнодорожных магистралях АО «НК «ҚТЖ». Он отличается большим числом уклонов и подъемов, протяженность таких участков – 399 километров. У нас расположено большое число искусственных сооружений, а именно 515. Это 172 моста, 2 тоннеля, 11 путепроводов, 12 противообвальных галерей, 314 труб, 4 фильтрующие насыпи. Восточно-Казахстанское отделение грузовых перевозок – тупиковое, и в этом  его уникальность. Наш грузооборот непосредственно зависит от нашей работы, погрузки-выгрузки. На других отделениях грузооборот формируется в том числе за счет транзита.    Четыре станции нашего отделения расположены на территории Российской Федерации.Вместе со станцией Локоть, которая находится в оперативном подчинении Семипалатинского отделения дороги, они образуют Восточный железнодорожный участок. Это Неверовская, где базируется дирекция ВЖУ, а также Ремовская, Масальская, Третьяково. Их работники,являясь гражданами другого государства (России),числятся в штате АО «НК «ҚТЖ». Мы много лет успешно работаем, оперативно управляем движением, погрузкой и выгрузкой на этом участке. Никаких сложностей нет. Только вот при внедрении АСУ «Договорная и коммерческая работа» возникла проблема, связанная с разницей в начислении НДС между Казахстаном и Россией. Да и в самой программе не предусмотрена оплата за перевозки в российских рублях. Но сейчас программисты решают этот вопрос. – Изменилась ли структура грузов за последнюю четверть века? – Сейчас у нас 27 наименований народно-хозяйственных грузов, причем 50% от всего объема занимает цветная руда, 20% – цемент, также есть химикаты, сода, строительные и лесные грузы, сельхозпродукция. Погрузка ведется во все регионы Казахстана, на экспорт в КНР, Россию, страны Средней Азии, Афганистан, Иран. В годы независимости, а точнее в 2002 году в Усть-Каменогорске построили и сдали в эксплуатацию автосборочный завод «АЗИЯ АВТО». Это крупнейший производитель легковых автомашин в Казахстане. Отгрузка происходит на станции Защита. С момента образования «АЗИЯ АВТО» перевезено около 8700 вагонов с автомобилями.  Машины отгружают и перевозят по железной дороге во все регионы Казахстана и соседние страны. По станции Лениногорск ТОО «Казцинкмаш» провел техническое перевооружение с полной заменой технологически устаревшего оборудования и технологий. Проект реализован, а ожидаемый результат – внедрение современного высокоинтеллектуального оборудования и технологий. Только за восемь месяцев этого года по железной дороге перевезли 90 вагонов оборудования весом около 20,5 тысячи тонн. Крупное металлургическое предприятие «Казцинк» по станции Защита ввело в строй медеплавильный и электролизный заводы. Этот проект – один из самых дорогих и масштабных. Он реализован в декабре 2010 года и позволил сбалансировать горно-обогатительные возможности предприятия с металлургическими мощностями, благодаря новой технологии можно извлекать дополнительное количество металлов. Эти заводы имеют мощность 70 тысяч тонн катодной меди в год. Вся медь отгружается на экспорт в Турцию, а свинец – в Испанию. По станции Лениногорскпроведена реконструкция цинкового производства ТОО «Казцинк». Объемы перевозок цинка только за восемь месяцев 2016 года составили 84 тысячи тонн. В 2015 году на территории АО «Титано-магниевый комбинат» Усть-Каменогорска создано производство титановых слитков и слябов. Продукцию отгружают в Южную Корею для строительства атомной станции. По станции Зыряновск ТОО «Фаворит» отгружает лесную продукцию.По Шемонаихе предприятие СПК «Триумф-Агро» грузит растительное масло, мукомольно-крупяную продукцию, комбикорм. На станции Предгорное растительное масло отгружает ТОО «Востоксельхозпродукт», на станциях Усть-Каменогорск, Зыряновск, Защита, НУК ТОО «Астана-Бизнес» грузится зерно и шрот. – За эти годы, вероятно, научно-технический прогресс коснулся и автоматизированных систем управления? – В 1991 году мы были на «нулевом» уровне. Сейчас у нас автоматизированы и информатизированы17 грузовых станций из 22. На линейных станциях функционируют 172 автоматизированных рабочих места. В административном здании нашего отделения –более 270 АРМов. На 14 станциях региона в 2012 году внедрены комплексы АСУ с общим числом 96 рабочих мест. В регионе недавно завершены разработки по укладке ВОЛС и продолжается проект «Последняя миля» на всех трех участках: Защита – Локоть, Защита – Зыряновск и Защита – Лениногорск по подведению оптоволокна к рабочим местам. Ежегодно с внедрением новых систем увеличивается число вычислительной и оргтехники, значительно выросло количество объектов, подключаемых к корпоративно почте, электронному документообороту, растет уровень автоматизации производственных процессов. Время диктует необходимость в информационных системах, возрастают требования к качеству и контролю над их технологическим сопровождением. В целом, железнодорожные предприятия на востоке страны, которые являются частью структуры АО «НК «КТЖ» и интегрированы в экономику всей страны, развиваются поступательно. Безусловно, большая часть наших достижений – это заслуга всех служб стальной магистрали, их коллективов, которые работают слаженно, с самоотдачей, выполняя поставленные перед ними задачи.

Ольга УШАКОВА, Усть-Каменогорск

Грузовые перевозки
03.07.2024
За полгода перевозки в направлении КНР увеличились на 12,5%
Новости
02.07.2024
Более 40 документов подписали в рамках Казахстанско-Китайского делового совета
Инфраструктура
02.07.2024
Грузовые вагоны произвели в Атырау
Новости
02.07.2024
Успехи инициативы «Один пояс, один путь» отметил председатель правления «Самрук-Қазына» на Казахстанско-Китайском Деловом Совете
Грузовые перевозки
02.07.2024
Около пяти тысяч грузовых поездов прошло через Казахстан в Китай - посол КНР
Новости
02.07.2024
Марат Карабаев встретился с министром транспорта КНР в Астане
Грузовые перевозки
02.07.2024
Объем грузоперевозок по железной дороге между Казахстаном и Китаем продолжает показывать рост
Новости
02.07.2024
Первые маневровые локомотивы в рамках соглашения КТЖ и CRRC досрочно поступили на станцию Алтынколь
Грузовые перевозки
02.07.2024
Автоматизированное ведение графика исполненного движения поездов стало доступно на нескольких участках в Казахстане
Регионы
02.07.2024
Профилактические работы ведут в Алматинской дистанции электроснабжения
Грузовые перевозки
02.07.2024
Телемеханическую систему контроля бодрствования машиниста внедрили в КТЖ
Пассажирские перевозки
02.07.2024
Количество инва-купе увеличивается в Казахстане
Новости / Архив
02.07.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №55 от 02 июля 2024 года
Новости
02.07.2024
Президент Казахстана подписал расширяющие сотрудничество с Китаем в транспортной сфере законы
История железной дороги
01.07.2024
Жамбылское эксплуатационное локомотивное депо отмечает вековой юбилей
Новости
01.07.2024
Вокзалы Астаны перешли на усиленный режим
Новости
01.07.2024
Kazlogistics и Global Logistics Alliance подписали Меморандум о сотрудничестве
Новости
01.07.2024
Условную течь серной кислоты ликвидировали на станции Уштобе
Грузовые перевозки
01.07.2024
Организация тюркских государств создала Альянс логистических центров и грузоперевозчиков
Спорт
01.07.2024
Турнир по бильярду среди железнодорожников прошел в Астане