Уроки пандемии: ориентация на стальную магистраль

Интервью
04.08.2020, 11:03
Асель Шайхынова

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

С началом пандемии приостановилось железнодорожное пассажирское сообщение, однако грузовые и контейнерные перевозки продолжались. Более того, компании, занятые в этом сегменте рынка, быстро переориентировались, «перехватив» товары у авиа- и автоперевозчиков. К примеру, мультимодальная транспортно-логистическая компания «KTZ Express», бизнес которой – контейнерные перевозки, перевозила и почтовые отправки из Китая в Европу, и гуманитарный груз, помогая стране строить инфекционные больницы нового типа.

Руководитель дочерней организации АО «НК «ҚТЖ» – АО «KTZ Express» – Дмитрий Абдуллаев подробно рассказал, какие уроки удалось усвоить во время кризиса.

– Дмитрий Вагифович, расскажите, как сказывается на контейнерных перевозках ситуация в мировой экономике в связи с пандемией коронавируса?

– Если говорить об ограничениях, связанных с распространением коронавируса, то сейчас они не оказывают прямого влияния на рост железнодорожного контейнерного транзита по территории РК.

Очевидно, что в начале вспышки пандемии в феврале в соседнем Китае мы наблюдали снижение объемов контейнерных перевозок на 39% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

Однако пауза была кратковременной. Предприятия в Китае какое-то время были закрыты, но в марте пик заболеваемости стал спадать, после снятия карантинных мер контейнерный трафик быстро восстановился. В марте перевозки из КНР возобновились полностью. В целом, рост транзитных контейнерных перевозок за период январь-июнь через территорию Казахстана наблюдается по всем направлениям. В сравнении с аналогичным периодом 2019 года рост составил 54%.

– На различных отраслях пандемия сказалась по-разному. Что можно сказать о контейнерных перевозках, какие произошли изменения в части структуры грузов, например?

– Из-за закрытия авто- и авиагрузовых сообщений, многие грузоотправители переориентировали грузы с авто- и авиатранспорта на железнодорожный. Например, в апреле мы экспедировали по территории Казахстана контейнерный поезд «China-Europe Express» по маршруту Чунцин – Вильнюс.

Примечательно, что в составе погрузки – почтовые посылки, отправленные национальной почтовой службой Китая «China Post Group», получателем же явилась национальная почта Литвы «Lithuania Post». Такие посылки до пандемии отправлялись авто- или авиатранспортом.

Кроме того, KTZ Express реализует транспортнологистический проект по организации регулярных перевозок продовольствия в собственных рефрижераторных контейнерах, который обеспечивает поставку грузов казахстанского агропромышленного сектора на экспорт.

Так, 4 июня текущего года успешно организована отправка замороженной мясной продукции ТОО «Актюбинский мясной кластер» в рефрежераторных контейнерах из Актобе на экспорт в КНР. Также в условиях пандемии мы осуществляем перевозки гуманитарного груза.

Например, по заказу Комитета по государственным материальным резервам Министерства национальной экономики РК организована отправка казахстанской муки общим весом порядка 10000 тонн в Таджикистан и Кыргызстан.

А ранее для строительства быстровозводимого инфекционного госпиталя, осуществляемого BI Group близ города Алматы, KTZ Express были доставлены 226 мобильных домиков из Мангистауской области в Алматы. Стоит отметить, что ценный груз провел в пути всего трое суток и был доставлен на место назначения на один день раньше запланированной даты.

– Какой тренд сегодня сохраняется на рынке контейнерных перевозок?

– Контейнерные поезда продолжают курсировать регулярно по установленному расписанию как внутри страны, так и в международном сообщении через Казахстан в/из Китая назначением на страны Центральной Азии, СНГ, Европу, Турцию. Рост наблюдается на всех маршрутах. Скажем, на перспективном маршруте Китай – Центральная Азия – Китай за 6 месяцев текущего года рост составил 32% (106,8 тысячи ДФЭ).

Среди знаковых отправок по данному маршруту – перевозка контейнерных поездов с катодной медью и цинком Алмалыкского горно-химического комбината в партнерстве с Узбекской железной дорогой. Сырье регулярно отправляется со станции Сергели (Узбекистан) и проделывает путь по Транскаспийскому маршруту через казахстанские приграничные станции, попадая в порт Актау, откуда на фидерном судне – в порт Баку.

Затем груз доставляется в турецкие города Стамбул, Анкара и Мерсин. Также в тренде остаются перевозки в/из России через территорию Казахстана, где рост за первое полугодие 2020 года составил 45%. По данному маршруту АО «KTZ Express» продолжает осуществлять перевозку древесины, именно этот вид перевозок способствовал росту общего объема 2019 года в направлении из России в Китай и обратно почти в три раза.

В конце марта компания возобновила доставку металлопроката из Китая в Россию, поезд будет отправляться на регулярной основе два раза в месяц.

Доставка груза осуществляется на завод ООО «РусТехнологии Муром», который является крупнейшим производителем оцинкованной стали. Кроме того, по маршруту Россия – Китай транзитом через Казахстан организовывается регулярная отправка железной руды. Ежемесячный объем в среднем составляет от 25 до 100 тысяч тонн.

– Расскажите, какие меры уже приняты для сохранения и увеличения объемов грузопотоков в условиях посткризисного восстановления?

– Отмечу, что остановка предприятий в Европе в связи с пандемией привела к резкому замедлению и товаропотоков в Китай, и перевозок порожних контейнеров. Одна из важных мер, принятых для обеспечения бесперебойной доставки грузов в сообщении Китай – Европа – Китай, сохранения и увеличения объемов грузопотоков в условиях посткризисного восстановления, – обеспечение своевременного возврата порожних контейнеров из Европы в Китай.

В связи с этим железнодорожные администрации Казахстана, России и Беларуси ввели симметричную скидку 40% на перевозки порожних контейнеров из Европы в Китай. Сниженные ставки применяются при транзитной перевозке порожних универсальных контейнеров (длиной 40 и 45 футов) на специализированных платформах в составе контейнерных поездов длиной не менее 57, но не более 82 условных вагонов. Данные тарифные условия призваны улучшить балансировку потоков контейнеров на маршруте Китай – Европа – Китай

– Как отражается введение карантинных мер на работе сотрудников офиса? Как происходит взаимодействие с клиентами? Страдают ли процессы «на удаленке»?

– С 20 марта мы перевели на удаленный режим работы основную часть работников центрального аппарата в соответствии с распоряжением Президента Республики Казахстан и рекомендациями Всемирной организации здравоохранения.

Однако, это нисколько не отразилось на качестве предоставляемых нами услуг: мы полностью обеспечили функционирование всех необходимых информационных систем в удаленном режиме и обеспечили сотрудников необходимой оргтехникой и компьютерами.

Для обеспечения бесперебойной работы в АО «KTZ Express» автоматизированы все бизнес-процессы для обслуживания клиентов. Мы запустили личный кабинет и предоставляем скидки при размещении заявки на получение транзитных кодов для клиентов на сайте my.ktze.kz. Возможности личного кабинета позволяют не только подавать заявки на перевозку, но и отслеживать дислокацию грузов и историю заказов.

Кроме того, внедрена автоматизированная система управления взаимоотношениями с клиентами CRM, комплексная система ИРС «Перевозки», на базе которой автоматизируются процессы управления перевозками и парком подвижного состава, а также решаются задачи оперативно-финансового учета.

Созданные условия позволяют привлекать дополнительные грузы, что отвечает стратегии KTZ Express по развитию электронных сервисов с целью создания комфортной среды для клиентов и автоматизации процессов взаимодействия участников перевозки.

Благодаря данным продуктам мы эффективно управляем перевозками, контролируем состояние и комплектацию вагонов и осуществляем планирование движения даже в сложившихся условиях – удаленно. 

Регионы
18.07.2025
Воспитанники детсада посетили Уральский железнодорожный музей
Новости
18.07.2025
Более 9 млн тонн казахстанского зерна отправлено на экспорт
Новости
18.07.2025
Эксплуатацию вагонов с продленным сроком службы ограничат в Казахстане
Инфраструктура
18.07.2025
Железнодорожный мост построят через Сырдарью
Новости
18.07.2025
Развитие морской отрасли обсудили в Министерстве транспорта РК
Новости
18.07.2025
АО «Кедентранссервис» обсуждает сотрудничество в сфере цифровизации логистики с китайскими компания
Новости
18.07.2025
Цифровой модуль для договоров с нерезидентами запущен в KTZ Express
Инфраструктура
18.07.2025
Половина ремонтной кампании на железной дороге завершена в Казахстане
Новости / Архив
18.07.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №54 от 18 июля 2025 года
Регионы
17.07.2025
Лучших осмотрщиков-ремонтников вагонов определили на станции Караганда-Сортировочная
Регионы
17.07.2025
Меры по противодействию коррупции обсудили на станции Илецк
Регионы
17.07.2025
Финансового ревизора Южного регионального отдела ревизии Валентину Нейман проводили на пенсию
Регионы
17.07.2025
Учения по реагированию на случай холеры прошли на станции Павлодар
Новости
17.07.2025
Капитальный ремонт 16 домов отдыха локомотивных бригад проводит КТЖ
Регионы
17.07.2025
Костанайские железнодорожники отгрузили почти 7 млн тонн
Инфраструктура
17.07.2025
Строительство логистического хаба «Тобыл» начато в Костанае
Пассажирские перевозки
16.07.2025
Нарушения в туристических поездах выявила комиссия АО «Пассажирские перевозки»
Регионы
16.07.2025
В июне экспорт угля «Шубарколь комир» достиг рекордных 841 тыс. тонн
Новости
16.07.2025
Брейн-ринг для машинистов электровозов прошел в Центре оценки и развития персонала железнодорожного транспорта
Новости
16.07.2025
На обходной линии в обход ж/д узла станции Алматы выполнено более 96% земляных работ