Уроки пандемии: ориентация на стальную магистраль

Интервью
04.08.2020, 11:03
Асель Шайхынова

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

С началом пандемии приостановилось железнодорожное пассажирское сообщение, однако грузовые и контейнерные перевозки продолжались. Более того, компании, занятые в этом сегменте рынка, быстро переориентировались, «перехватив» товары у авиа- и автоперевозчиков. К примеру, мультимодальная транспортно-логистическая компания «KTZ Express», бизнес которой – контейнерные перевозки, перевозила и почтовые отправки из Китая в Европу, и гуманитарный груз, помогая стране строить инфекционные больницы нового типа.

Руководитель дочерней организации АО «НК «ҚТЖ» – АО «KTZ Express» – Дмитрий Абдуллаев подробно рассказал, какие уроки удалось усвоить во время кризиса.

– Дмитрий Вагифович, расскажите, как сказывается на контейнерных перевозках ситуация в мировой экономике в связи с пандемией коронавируса?

– Если говорить об ограничениях, связанных с распространением коронавируса, то сейчас они не оказывают прямого влияния на рост железнодорожного контейнерного транзита по территории РК.

Очевидно, что в начале вспышки пандемии в феврале в соседнем Китае мы наблюдали снижение объемов контейнерных перевозок на 39% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

Однако пауза была кратковременной. Предприятия в Китае какое-то время были закрыты, но в марте пик заболеваемости стал спадать, после снятия карантинных мер контейнерный трафик быстро восстановился. В марте перевозки из КНР возобновились полностью. В целом, рост транзитных контейнерных перевозок за период январь-июнь через территорию Казахстана наблюдается по всем направлениям. В сравнении с аналогичным периодом 2019 года рост составил 54%.

– На различных отраслях пандемия сказалась по-разному. Что можно сказать о контейнерных перевозках, какие произошли изменения в части структуры грузов, например?

– Из-за закрытия авто- и авиагрузовых сообщений, многие грузоотправители переориентировали грузы с авто- и авиатранспорта на железнодорожный. Например, в апреле мы экспедировали по территории Казахстана контейнерный поезд «China-Europe Express» по маршруту Чунцин – Вильнюс.

Примечательно, что в составе погрузки – почтовые посылки, отправленные национальной почтовой службой Китая «China Post Group», получателем же явилась национальная почта Литвы «Lithuania Post». Такие посылки до пандемии отправлялись авто- или авиатранспортом.

Кроме того, KTZ Express реализует транспортнологистический проект по организации регулярных перевозок продовольствия в собственных рефрижераторных контейнерах, который обеспечивает поставку грузов казахстанского агропромышленного сектора на экспорт.

Так, 4 июня текущего года успешно организована отправка замороженной мясной продукции ТОО «Актюбинский мясной кластер» в рефрежераторных контейнерах из Актобе на экспорт в КНР. Также в условиях пандемии мы осуществляем перевозки гуманитарного груза.

Например, по заказу Комитета по государственным материальным резервам Министерства национальной экономики РК организована отправка казахстанской муки общим весом порядка 10000 тонн в Таджикистан и Кыргызстан.

А ранее для строительства быстровозводимого инфекционного госпиталя, осуществляемого BI Group близ города Алматы, KTZ Express были доставлены 226 мобильных домиков из Мангистауской области в Алматы. Стоит отметить, что ценный груз провел в пути всего трое суток и был доставлен на место назначения на один день раньше запланированной даты.

– Какой тренд сегодня сохраняется на рынке контейнерных перевозок?

– Контейнерные поезда продолжают курсировать регулярно по установленному расписанию как внутри страны, так и в международном сообщении через Казахстан в/из Китая назначением на страны Центральной Азии, СНГ, Европу, Турцию. Рост наблюдается на всех маршрутах. Скажем, на перспективном маршруте Китай – Центральная Азия – Китай за 6 месяцев текущего года рост составил 32% (106,8 тысячи ДФЭ).

Среди знаковых отправок по данному маршруту – перевозка контейнерных поездов с катодной медью и цинком Алмалыкского горно-химического комбината в партнерстве с Узбекской железной дорогой. Сырье регулярно отправляется со станции Сергели (Узбекистан) и проделывает путь по Транскаспийскому маршруту через казахстанские приграничные станции, попадая в порт Актау, откуда на фидерном судне – в порт Баку.

Затем груз доставляется в турецкие города Стамбул, Анкара и Мерсин. Также в тренде остаются перевозки в/из России через территорию Казахстана, где рост за первое полугодие 2020 года составил 45%. По данному маршруту АО «KTZ Express» продолжает осуществлять перевозку древесины, именно этот вид перевозок способствовал росту общего объема 2019 года в направлении из России в Китай и обратно почти в три раза.

В конце марта компания возобновила доставку металлопроката из Китая в Россию, поезд будет отправляться на регулярной основе два раза в месяц.

Доставка груза осуществляется на завод ООО «РусТехнологии Муром», который является крупнейшим производителем оцинкованной стали. Кроме того, по маршруту Россия – Китай транзитом через Казахстан организовывается регулярная отправка железной руды. Ежемесячный объем в среднем составляет от 25 до 100 тысяч тонн.

– Расскажите, какие меры уже приняты для сохранения и увеличения объемов грузопотоков в условиях посткризисного восстановления?

– Отмечу, что остановка предприятий в Европе в связи с пандемией привела к резкому замедлению и товаропотоков в Китай, и перевозок порожних контейнеров. Одна из важных мер, принятых для обеспечения бесперебойной доставки грузов в сообщении Китай – Европа – Китай, сохранения и увеличения объемов грузопотоков в условиях посткризисного восстановления, – обеспечение своевременного возврата порожних контейнеров из Европы в Китай.

В связи с этим железнодорожные администрации Казахстана, России и Беларуси ввели симметричную скидку 40% на перевозки порожних контейнеров из Европы в Китай. Сниженные ставки применяются при транзитной перевозке порожних универсальных контейнеров (длиной 40 и 45 футов) на специализированных платформах в составе контейнерных поездов длиной не менее 57, но не более 82 условных вагонов. Данные тарифные условия призваны улучшить балансировку потоков контейнеров на маршруте Китай – Европа – Китай

– Как отражается введение карантинных мер на работе сотрудников офиса? Как происходит взаимодействие с клиентами? Страдают ли процессы «на удаленке»?

– С 20 марта мы перевели на удаленный режим работы основную часть работников центрального аппарата в соответствии с распоряжением Президента Республики Казахстан и рекомендациями Всемирной организации здравоохранения.

Однако, это нисколько не отразилось на качестве предоставляемых нами услуг: мы полностью обеспечили функционирование всех необходимых информационных систем в удаленном режиме и обеспечили сотрудников необходимой оргтехникой и компьютерами.

Для обеспечения бесперебойной работы в АО «KTZ Express» автоматизированы все бизнес-процессы для обслуживания клиентов. Мы запустили личный кабинет и предоставляем скидки при размещении заявки на получение транзитных кодов для клиентов на сайте my.ktze.kz. Возможности личного кабинета позволяют не только подавать заявки на перевозку, но и отслеживать дислокацию грузов и историю заказов.

Кроме того, внедрена автоматизированная система управления взаимоотношениями с клиентами CRM, комплексная система ИРС «Перевозки», на базе которой автоматизируются процессы управления перевозками и парком подвижного состава, а также решаются задачи оперативно-финансового учета.

Созданные условия позволяют привлекать дополнительные грузы, что отвечает стратегии KTZ Express по развитию электронных сервисов с целью создания комфортной среды для клиентов и автоматизации процессов взаимодействия участников перевозки.

Благодаря данным продуктам мы эффективно управляем перевозками, контролируем состояние и комплектацию вагонов и осуществляем планирование движения даже в сложившихся условиях – удаленно. 

Новости
22.11.2024
КТЖ выявило хищение дизельного топлива на 16 млн тенге в депо Бесколь
Пассажирские перевозки
22.11.2024
Нацперевозчик объявил о скидках на железнодорожные билеты
Новости
22.11.2024
Железнодорожную инфраструктуру продолжают обновлять в Акмолинском регионе
Регионы
22.11.2024
Обучение первозимников ведут на предприятиях Семейского отделения ГП
Регионы
22.11.2024
Семинар-совещание по технике безопасности провели на станции Балхаш
Новости
22.11.2024
Около сотни руководителей линейного уровня путевого хозяйства прошли обучение в Астане
Новости
22.11.2024
Вопросы в области логистики и инфраструктуры обсудили на СВМДА в Астане
Грузовые перевозки
22.11.2024
Более 160 тысяч тонн зерна погрузили в ноябре в Костанайском отделении ГП
Новости / Архив
22.11.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №99 от 22 ноября 2024 года
Регионы
21.11.2024
Директор специализированного мостового отряда Канат Карбозов стал обладателем «Самұрық-Қазына» акционерлік қоғамының құрметті қызметкері»
Регионы
21.11.2024
Экскурсию для подростков провели на железнодорожных предприятиях станции Илецк
Регионы
21.11.2024
Условный пожар потушили на станции Кушмурун
Новости
21.11.2024
Дноуглубительные работы досрочно завершили в порту Курык
Новости
21.11.2024
Новые инновационные технологии диагностики пути внедряют на железной дороге в Казахстане
Новости
21.11.2024
КТЖ расширит терминальную сеть в Европе
Грузовые перевозки
20.11.2024
Более 307 тыс. тонн зерна погрузили в ноябре в Акмолинском отделении ГП
Новости
20.11.2024
KAZAKH GRAIN & LOGISTIC FORUM 2024 пройдет в Астане
Новости
20.11.2024
Казахстан планирует развивать транспортно-транзитные коридоры в формате СНГ +
Регионы
20.11.2024
О мерах безопасности вблизи железной дороги продолжают напоминать учащимся школ и колледжей в Уральске
Интервью
20.11.2024
Об обеспечении безопасности на железной дороге рассказали ревизоры в ВКО