С оптимизмом в будущее
Становление и развитие крупнейшего собственника и оператора вагонного парка страны происходило в годы независимости Республики Казахстан. Собственный парк компании представлен грузовыми вагонами всех типов и родов. В преддверии предстоящего праздника президент АО «Қазтеміртранс» Эдиль Искаков дал интервью редакции газеты «Қазақстан теміржолшысы».
– В настоящее время в деятельности организации происходят изменения, связанные с переходом на новый организационный уровень. В связи с этим какой Вы видите политику дальнейшего развития компании?
– АО «Қазтеміртранс» было создано в 2003 году как компания по обеспечению потребности рынка перевозок грузовыми вагонами. Наряду с предоставлением в имущественный найм грузовых вагонов, с 2013 года компания оказывала услуги оператора вагонов. С 1 августа 2016-го в целях создания Единого центра продаж услуг оператора на базе АО «KTZ Express» функцию по продаже услуг оператора вагонов собственности АО «Қазтеміртранс» осуществляет АО «KTZ Express». С целью дальнейшего развития в компании рассматривается политика реализации новой операционной модели, которая предусматривает АО «Қазтеміртранс» как собственника вагонного парка, предоставляющего в аренду грузовые вагоны. В настоящее время принимаются управленческие решения для постановки стратегических задач и разрабатываются меры по их выполнению. Внедрение этой операционной модели позволит повысить операционную прибыль на один вагон и в целом улучшить финансово-производственные показатели компании.
– В СМИ неоднократно писали о том, что вагонный парк АО «НК «ҚТЖ» испытывает дефицит. С чем это связано?
– В настоящее время рынок перевозок грузов железнодорожным транспортом во внутри республиканском сообщении испытывает дефицит подвижного состава по причине оттока вагонов основных владельцев собственного парка на территорию России. Основной причиной сложившейся ситуации послужил запрет Министерства транспорта Российской Федерации на эксплуатацию грузовых вагонов, срок службы которых необходимо было продлить после 1 января 2016 года. В связи с этим в период 1-2 кварталов 2016 года в России были разделаны на металлолом около 220 тысяч вагонов. Таким образом, на рынке услуг операторов грузовых вагонов стран СНГ образовался дефицит подвижного состава, что, в свою очередь, повлияло на увеличение цен по его использованию. Например, тариф по использованию полувагона на территории России вырос с 500 до 1000-1200 рублей в сутки, при этом курс рубля вырос с 3,7 до 5,4 тенге. В то же время, во избежание значительного роста цен на перевозку грузов железнодорожным транспортом во внутри республиканском сообщении, АО «НК «ҚТЖ» был применен прейскурант цен на услуги оператора вагонов, которые применялись для грузоотправителей Казахстана с декабря 2013 года. В связи с ростом рыночной цены на использование подвижного состава, для частных казахстанских и иностранных собственников подвижного состава предпочтительнее стало использование парка на экспортно-импортных маршрутах, чем на внутренних перевозках Казахстана. Этот фактор сформировал среду для оттока частного вагонного парка, в том числе отечественных собственников, на территорию высокодоходных рынков сопредельных государств.Учитывая невозможность административными мерами вернуть частный парк на территорию Казахстана, в то же время в июле-августе 2016 года в АО «НК «ҚТЖ» проведен ряд совещаний с участием крупных грузоотправителей угольной промышленности Казахстана, а также их аффилированных транспортных компаний, владеющих собственным парком вагонов. В рамках данных совещаний были разработаны совместные мероприятия по увеличению скорости перевозок и сокращению оборота вагонов, что способствовало высвобождению потребного парка полувагонов и позволило обеспечить дополнительные объемы перевозок.Полное обеспечение внутренних перевозок вагонным парком возможно только на основе единых рыночных принципов формирования доходности перевозок.Вопросы обновления вагонного парка всегда являются актуальными для компании. В качестве мер рассматривается пополнение за счет аренды новых инновационных грузовых вагонов, а также приобретение вагонов и ремонт некоторых родов вагонов с продлением срока службы в 2018-2021 годах.
– Усилия многих стран мира направлены на реализацию антикризисных мероприятий. Как отрицательные последствия кризиса сказались на финансовых показателях АО «Қазтеміртранс», и какие сегодня меры предпринимаются по обеспечению финансовой устойчивости компании?
– В условиях рыночной экономики неизбежно возникают кризисные ситуации как для системы в целом, так и для отдельных хозяйствующих субъектов. Ослабление национальной валюты с одновременным падением промышленного производства повлияли на производственные показатели многих предприятий, в том числе на деятельность АО «Қазтеміртранс». В условиях перехода на новую операционную модель в компании вырабатываются адекватные механизмы, нацеленные на обеспечение финансовой устойчивости компании, повышение эффективности деятельности предприятия, изменение характера управления активами. Так, в целях управления финансовой устойчивостью компании в среднесрочной перспективе разработана и утверждена Политика управления долговым портфелем АО «Қазтеміртранс» на 2016-2020 годы, разработана Программа повышения эффективности и управления активами и затратами на 2017 год. Данная Программа предусматривает такие меры, как проведение мероприятий, направленных на работу с парком неисправных вагонов, оптимизацию организационной структуры компании и другие, которые должны дать положительный экономический эффект. – Как в условиях кризиса в компании решаются вопросы социальной поддержки работников? – В ноябре текущего года между работодателем и профсоюзом подписано дополнительное соглашение к Коллективному договору между АО «Қазтеміртранс» и его трудовым коллективом на 2015-2017 годы. Его цель заключается в сохранении социально-экономической стабильности и конкурентоспособности компании как обязательного условия повышения уровня жизни работников. В условиях непростой экономической ситуации профсоюзом и работодателем в рамках социального партнерства достигнуты соглашения о принятии дополнительных мер социальной поддержки работников организации. Это предоставление бесплатного проезда один раз в год работнику и одному иждивенцу в купейном вагоне пассажирского или скорого поездов, в плацкартном вагоне поезда «Тұлпар-Тальго», а также возможность санаторно-курортного отдыха в оздоровительных центрах Казахстана, странах ближнего и дальнего зарубежья, возмещение один раз в 24 месяца расходов на проведение стоматологических процедур. С целью стимулирования молодых работников компании была увеличена единовременная материальная помощь по итогам работы за год трем самым активным членам Совета по делам молодежи с 20 до 30 МРП. Также предоставляются учебные отпуска с сохранением места работы работникам, направленным на обучение, стажировку за рубеж в рамках международной стипендии «Болашак». Предусмотрена такая мера, как единовременное материальное поощрение победителей ежегодного конкурса по присуждению молодежной премии «Жас кәсіби маман» в размере 20 МРП. Не обделены вниманием и поддержкой работники, уходящие на пенсию по достижении пенсионного возраста. Им сохранены все причитающиеся выплаты.
– Спасибо Вам за содержательную беседу! Поздравляем с предстоящим Днем независимости и желаем Вашей компании стабильности и процветания!
Диана ИБРАЕВА
Фото Александра ЖАБЧУКА