О работе пригородных поездов Казахстана в условиях пандемии
Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»
Пригородные поезда – один из самых востребованных и популярных видов транспорта среди населения Казахстана. Сегодня филиал АО «Пассажирские перевозки» – «Пригородные перевозки» обслуживает 70 маршрутов внутри страны, включая социально значимые. Обеспечение бесперебойного движения поездов, скорости, безопасности и комфорта пассажиров являются ключевыми принципами перевозчика. О работе в условиях пандемии, рентабельности и коллективе в интервью Rail-news.kz рассказал директор филиала «Пригородные перевозки» Султан ТАБЫНБАЕВ.
– В минувшем году экономика нашей страны и ряд системообразующих отраслей, в том числе транспортная, столкнулись с серьезным вызовом – пандемией коронавируса. Если в 2019 году наш филиал перевез 3 460 486 пассажиров, то в 2020-м практически вдвое меньше – 1 799 149. В 2021 году пригородное сообщение стало постепенно восстанавливаться, и цифры пассажиропотока пошли вверх – только за первое полугодие нами перевезено более 1 миллиона человек.
– Традиционно спрос на пригородные перевозки возрастает в летний период. Какие направления были наиболее востребованы среди населения этим летом?
– В сезон отпусков особо востребованы маршруты в направлении курортных зон, таких как Курорт-Боровое, Балхаш, Алаколь (станция Жаланашколь). Для развития национального туризма и удовлетворения спроса пасса- жиров по этим направлениям совместно с заказчиками была организована прицепка дополнительных вагонов. Кроме того, по заказу акимата Восточно-Казахстанской области увеличена составность поездов № 457/458 Семей – Жаланашколь – Достык и №459/460 Оскемен – Жаланашколь – Достык с 10 до 15 вагонов. Хочу отметить, что Пригородные перевозки сами по себе не организовывают маршруты. По законодательству Республики Казахстан «О железнодорожном транспорте» мы являемся перевозчиком, а заказчиками – уполномоченные и местные исполнительные органы. Со своей стороны мы и дальше готовы участвовать в развитии транспортной доступности для населения страны, увеличении маршрутов, для этого у нас есть необходимые возможности.
– Султан Болтаевич, сколько всего маршрутов обслуживает «Пригородные перевозки» и кто является заказчиком пригородных поездов?
– На сегодняшний день мы осуществляем перевозку пассажиров по 70 маршрутам. Из них по восьми маршрутам заказчиком является уполномоченный орган в области транспорта, пригородные поезда курсируют между областями. По заказу местных исполнительных органов (акиматы 8 областей) мы осуществляем перевозку пассажиров на 24 социально значимых маршрутах. Еще 36 маршрутов организованы по заказу АО «НК «ҚТЖ» для перевозки работников Дирекции магистральной сети. Стоит отметить, что на эти поезда жители отдаленных станций и разъездов могут приобретать билеты, железнодорожники же ездят к месту работы и обратно бесплатно. Также у нас есть два коммерческих маршрута Атырау – Макат – Кульсары и Атырау – Макат – Мукур для перевозки работников нефтегазовой отрасли.
– В условиях пандемии коронавируса могут ли пассажиры быть уверенным в соблюдении перевозчиком всех санитарных норм, обработке вагонов между рейсами, чистоте постельных принадлежностей и так далее?
– Безусловно. Для обеспечения эпидемиологической безопасности наших пассажиров мы заключили договоры со специализированными предприятиями на проведение ежедневной дезинфицирующей обработки пассажирских вагонов перед отправлением в рейс. Также в соответствии с «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к транспортным средствам для перевозки пассажиров и грузов» поездные бригады постоянно обрабатывают дезинфицирующими средствами салон вагона и санитарные узлы. Что касается постельных принадлежностей, в рамках заключенного АО «Пассажирские перевозки» долгосрочного договора на экипировку пассажирских поездов поставщики этих услуг обязательно проводят их акватермическую обработку. А постоянно действующая комиссия филиала ежедневно методом случайного отбора комплектов белья проверяет постельные принадлежности на соответствие заявленным техническим нормам: отсутствие мятых и влажных мест, заломов, искажений, а также блеска и залосненности (в пригородных поездах №610/609 Караганда – Жезказган, №606/605 Караганда – Балхаш, №457/458 Семей – Достык; 459/460 Оскемен – Достык пассажирам выдают комплекты постельных принадлежностей. – Прим. авт.).
– Какие условия созданы для удобства маломобильных групп населения?
– В четырех наших электропоездах, соединяющих столицу с Карагандой, Кокшетау и Атбасаром, имеются вагоны со специализированными подъем- никами для посадки и высадки пассажиров с ограниченными возможностями. В этих составах также есть отдельные места для инвалидов-колясочников, оснащенные ремнями безопасности, устройствами закрепления колясок и индивидуальной кнопкой вызова проводника. Кроме того, предусмотрены экологические туалетные комплексы увеличенной площади, с расширенными дверными проемами. Для пассажиров с ослабленным зрением размещены информационные таблички с рельефно-точечным шрифтом Брайля. Чтобы обеспечить безопасность маломобильных групп, открытие и закрытие раздвижных входных дверей электропоезда дублируется звуковыми и световыми сигналами снаружи и внутри вагонов. Герметизированные межвагонные переходы оборудованы раздвижными дверями с механизмом синхронизации открытия створок и фиксации дверей в открытом положении. К слову, конструкция позволяет одновременно открывать две створки двери одной рукой.
– Не секрет, что в основе успеха любой компании – люди. Как проходит отбор и обучение персонала?
– В нашем филиале трудятся около 800 человек. Это проводники пассажирских вагонов, электропоездов, локомотивные бригады и административно-управленческий персонал. Особенность «Пригородных перевозок» в том, что только у нас в штате есть машинисты и помощники машинистов электропоездов. Долгие годы мы сами выращиваем свои кадры, ни от кого не зависим. Обучаем помощников машиниста в дортехшколах на право управления электропоездом, затем повышаем их уровень, обучая на классность. Став машинистом, работник полу- чает 4-й класс. Через год, если у него хорошие показатели по безопасности и экономии энергии, присваиваем 3-й класс, что положительно сказывается на его зарплате. Далее направляем на обучение на второй, а затем и первый класс. Для машинистов у нас также предусмотрена возможность раннего выхода на пенсию – в 57 лет. Работа машиниста электропоезда очень сложная. В этой профессии остаются самые преданные и ответственные сотрудники. Если, к примеру, машинист пассажирского поезда от столицы до Кокшетау делает по пути следования от 3 до 8 остановок, то машинист электропоезда – около 30 остановок. Иногда длина перрона остановочного пункта на перегоне не превышает 30 метров, и чтобы остановиться на нем, нужно большое искусство управления тормозами. Если локомотивную бригаду пассажирского поезда по прибытии на станцию Кокшетау сменяет другая бригада, а они уходят на отдых, то машинист и помощник машиниста электропоезда уже через час отправляются в обратный путь. К тому же на локомотивную бригаду электропоезда ложится ответственность за посадку и высадку пассажиров на всем пути следования. В пассажирском поезде ее осуществляют проводники пассажирских вагонов, они закрывают двери в тамбуре и подают сигнал отправления поезду, машинисту локомотива. В электропоезде же контроль за посадкой и высадкой пассажи- ров, автоматическим закрытием всех дверей по составу лежит на локомотивной бригаде. Учитывая, что в электропоездах по нормативам численности предусмотрены только один проводник на два вагона, а также частые остановки в пути следования, где проводникам необходимо производить обилечивание севших пассажиров, выполнять другие обязанности, посадка пассажиров проводниками осуществляется только на станциях формирования и оборота электропоезда. Поэтому к нашим машинистам предъявляются жесткие требования по состоянию здоровья и психологическим характеристикам. Подбор локомотивных бригад ведется практически на научном уровне, ведь машинисту и его помощнику предстоит проводить много времени вместе и важно сработаться. Проводники тоже должны пройти медкомиссию, обладать хорошим зрением и слухом. Требуем также наличия профильного образования и сертификата об окончании курсов проводников, проверяем знание специфики железной дороги, всех действующих инструкций и приказов. В процессе работы проводим курсы повышения квалификации, а также обучение по санитарно-гигиенической, пожарной безопасности, этике работы с людьми. У нас в пригородных перевозках дружный коллектив, который является патриотом своей работы и любит своих пассажиров. Процентов 70 пассажиров проводники знают в лицо. Ведь электричка, пригородный поезд – это своего рода семейный транспорт. Люди с малых станций едут на работу, в больницу, по другим делам и обратно. Мы получаем очень много благодарностей в адрес наших поездных бригад и стараемся сделать поездки пассажиров максимально комфортными и безопасными.