Казахстан и Узбекистан обсудили реализацию проекта Дарбаза-Мактаарал
В ходе двухдневного государственного визита Президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева в Узбекистан был проведен ряд переговоров по дальнейшему укреплению отношений между двумя братскими странами. В рамках визита было подписано 17 документов, придавших новый импульс сотрудничеству двух стран.
Президенты акцентировали внимание на расширении политической, торгово-экономической, энергетической, транспортно-логистической, культурно-гуманитарной сфер и обсудили масштабные вопросы казахстанско-узбекского стратегического партнерства. При этом договорились приложить усилия для скорейшего завершения строительства железной дороги Дарбаза-Мактаарал. Этот маршрут позволяет расширить транзитный потенциал и снизить нагрузку на пункт пропуска «Сарыагаш». Он также обеспечит доступ к станции Сырдарья и разовьет такие железнодорожные станции, как Сарыагаш, Жетысай и Жылга. Стороны также обсудили вопрос развития торгово-транспортных коридоров в регионе и отметили, что важную роль в этом направлении играют Казахстан и Узбекистан. Касым-Жомарт Токаев рассказал о преимуществах и экономической эффективности железной дороги Дарбаза-Мактаарал. Он также рассказал о развитии международных транспортных маршрутов.
- Казахстанские компании готовы активно участвовать в строительстве различных транспортных развязок и поставлять необходимые материалы. Мы договорились совместно развивать Транскаспийский международный транспортный маршрут. Верю, что мы поднимем отношения, основанные на добрососедстве и надежном партнерстве, на новый уровень. Чем теснее и успешнее будет казахстанско-узбекское сотрудничество, тем стабильнее будет ситуация в Центральной Азии, - сказал Президент Казахстана.
Реализация проекта железной дороги «Дарбаза-Мактаарал», позволяющего увеличить товарооборот между двумя странами, в первую очередь увеличит транзитный потенциал в 5 раз, а также соединит Мактааральский район, производящий много сельскохозяйственного сырья, материалов с магистральной железнодорожной веткой, а соответственно, это положительно скажется на развитии региона.
Основной грузопоток на казахстанской железной дороге в Узбекистан проходит через международную узловую станцию Сарыагаш. Однако сегодня мощность этой станции достигла своего пика. Поэтому реализация проекта «Дарбаза-Мактаарал» по увеличению пропускной способности на казахстанско-узбекской государственной границе облегчит грузопоток на территории Сарыагаш-Ташкент и приведет к перераспределению на новую ветку. Это также дает импульс развитию приграничного региона Туркестанской области. Этот проект также снизит нагрузку на существующий погранпереход Сарыагаш-Келес.