Возвращаясь в прошлое

Новости
11.04.2017, 16:16

Около 37 тысяч документов хранятся в железнодорожном архиве на станции Защита, который недавно передали в ведение Семейского отделения магистральной сети.  Работа архивариуса может показаться кому-то скучной только от незнания истинного положения вещей.  Инженер-технолог первой категории Вера Денисенко трудится в этой должности уже три года и говорит, что ее работа является одной из самых интересных. – Начинала я на железной дороге с 1981 года сотрудницей ведомственного детсада, затем была проводником НОДовского служебного вагона, возглавляла хозяйственный отдел в Восточно-Казахстанском отделении дороги, потом меня сюда перевели, – рассказывает наша героиня. – Когда сюда пришла, мне надо было принять весь архив – это большой фонд, тогда насчитывал 36287 документов от 23 организаций железной дороги, включая Восточный железнодорожный участок, который у нас расположен на территории Российской Федерации. Работа очень интересная, связана с людьми, их живыми историями, а не только документами. Несколько помещений с металлическими стеллажами и рассортированными по алфавиту, прошитыми книгами – это нынешний архив станции Защита. Сюда сдают Книги приказов, справки формы Т-2, где есть краткая информация о тех, кто когда-либо работал на железной дороге, личные дела, профсоюзные документы, документы с информацией о несчастных случаях, исторические справки о предприятиях, бумаги о структурных преобразованиях, переименовании организаций. Есть документы, которые положено хранить 75 лет, другим же достаточно пяти, после чего их уничтожают. Документы бессрочного хранения сдают в государственные городской или областной архивы. К примеру, в архиве на станции Защита можно найти данные, что впервые железная дорога, точнее, узкоколейка протяженностью 96 верст (примерно 102,4 км) для строительства промышленных объектов и разработки богатейших полиметаллических месторождений появилась на востоке страны в 1915 году. Ее построило Риддерское горнопромышленное акционерное общество между Усть-Каменогорском и Риддером.  Также  документы могут рассказать, что в 1936 году на станции Защита была введена во временную эксплуатацию железная дорога Рубцовск – Риддер. Построенные линии сыграли большую роль в освоении природных богатств Рудного Алтая. В общем, про судьбу железной дороги на востоке страны здесь можно узнать многое. Конечно же, архив может быть полезен и отдельным гражданам. За помощью к Вере Владимировне ежегодно обращается больше тысячи человек. Сами приходят, звонят, пишут письма. Не только по Казахстану, но и из Германии, Прибалтики, Украины, России, Киргизии, других стран. В основном обращаются те, кому нужно подтвердить свой рабочий стаж при оформлении документов на получение пенсий, экологических выплат для пострадавших от ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Дело в том, что жители ВКО в начале 90-х получали специальные удостоверения, по которым им выплачивали компенсацию за ущерб здоровью от ядерного полигона, но были люди, которые вовремя документ не получили или утеряли.  Теперь им нужно подтвердить, что в то время они трудились в данном регионе на железной дороге, и они приходят в архив. В 2015 году Вера Денисенко ответила на 1309 запросов. Только в Россию она отправила почти 300 справок с подтверждением стажа работы. В 2016-м запросов было чуть меньше – 853.

Ольга УШАКОВА, Усть-Каменогорск

Новости
23.07.2024
Повышение эффективности казахстанских морских портов обсудили в Актау
Регионы
23.07.2024
Внутренние тренеры КТЖ провели выездное обучение в Уральске
Регионы
23.07.2024
Итоги работы за второй квартал по предупреждению несчастных случаев подвели в Акмолинском отделении ГП
Регионы
23.07.2024
Летние путевые работы продолжают вести в Карагандинском регионе
Новости
23.07.2024
Первый контейнерный поезд пройдет через Казахстан из Ирана в Китай по коридору «Север-Юг»
Новости
23.07.2024
Правила железнодорожных перевозок изменят в Казахстане
Новости / Архив
23.07.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №60 от 23 июля 2024 года
Грузовые перевозки
22.07.2024
АО "Кедентранссервис" заключило договор с Hamburger Hafen аnd Logistik AG
Грузовые перевозки
22.07.2024
Более тысячи тонн керамической плитки отправили в Казахстан по МТК «Север-Юг»
Новости
22.07.2024
Глава KAZLOGISTICS посетил порты Актау и Курык
Грузовые перевозки
22.07.2024
Условия нахождения и использования транспортных средств международной перевозки установили на таможенной территории ЕАЭС
Новости
22.07.2024
Казахстан прорабатывает экспорт пшеницы через Бейнеуский терминал в Афганистан и Пакистан
Новости
22.07.2024
Строительство новой железнодорожной магистрали обсуждают Казахстан, Туркменистан и Афганистан
Новости
22.07.2024
Пропускную способность восточного направления транспортного коридора «Север-Юг» через Казахстан увеличат до 10 млн тонн в год
Пассажирские перевозки
22.07.2024
Оформленный в честь 125-летия Каныша Сатпаева поезд отправился со станции Нұрлы жол в Жезказган
Новости
19.07.2024
Самрук-Қазына: Около 330 млрд тенге недополучило КТЖ из-за субсидирования грузоперевозок
Новости
19.07.2024
Казахстан намерен продолжить активное участие в развитии Восточной ветки Север-Юг - Карабаев
Новости
19.07.2024
Общий трудовой стаж династии железнодорожников из Алматы достиг 820 лет
Новости
19.07.2024
Цифровые тенге направили на строительство участка железной дороги «Достык-Мойынты»
Новости
19.07.2024
Новые маневровые тепловозы прибыли в эксплуатационное локомотивное депо Жана-Есиль