Возвращаясь в прошлое

Жаңалықтар
11.04.2017, 16:16

Около 37 тысяч документов хранятся в железнодорожном архиве на станции Защита, который недавно передали в ведение Семейского отделения магистральной сети.  Работа архивариуса может показаться кому-то скучной только от незнания истинного положения вещей.  Инженер-технолог первой категории Вера Денисенко трудится в этой должности уже три года и говорит, что ее работа является одной из самых интересных. – Начинала я на железной дороге с 1981 года сотрудницей ведомственного детсада, затем была проводником НОДовского служебного вагона, возглавляла хозяйственный отдел в Восточно-Казахстанском отделении дороги, потом меня сюда перевели, – рассказывает наша героиня. – Когда сюда пришла, мне надо было принять весь архив – это большой фонд, тогда насчитывал 36287 документов от 23 организаций железной дороги, включая Восточный железнодорожный участок, который у нас расположен на территории Российской Федерации. Работа очень интересная, связана с людьми, их живыми историями, а не только документами. Несколько помещений с металлическими стеллажами и рассортированными по алфавиту, прошитыми книгами – это нынешний архив станции Защита. Сюда сдают Книги приказов, справки формы Т-2, где есть краткая информация о тех, кто когда-либо работал на железной дороге, личные дела, профсоюзные документы, документы с информацией о несчастных случаях, исторические справки о предприятиях, бумаги о структурных преобразованиях, переименовании организаций. Есть документы, которые положено хранить 75 лет, другим же достаточно пяти, после чего их уничтожают. Документы бессрочного хранения сдают в государственные городской или областной архивы. К примеру, в архиве на станции Защита можно найти данные, что впервые железная дорога, точнее, узкоколейка протяженностью 96 верст (примерно 102,4 км) для строительства промышленных объектов и разработки богатейших полиметаллических месторождений появилась на востоке страны в 1915 году. Ее построило Риддерское горнопромышленное акционерное общество между Усть-Каменогорском и Риддером.  Также  документы могут рассказать, что в 1936 году на станции Защита была введена во временную эксплуатацию железная дорога Рубцовск – Риддер. Построенные линии сыграли большую роль в освоении природных богатств Рудного Алтая. В общем, про судьбу железной дороги на востоке страны здесь можно узнать многое. Конечно же, архив может быть полезен и отдельным гражданам. За помощью к Вере Владимировне ежегодно обращается больше тысячи человек. Сами приходят, звонят, пишут письма. Не только по Казахстану, но и из Германии, Прибалтики, Украины, России, Киргизии, других стран. В основном обращаются те, кому нужно подтвердить свой рабочий стаж при оформлении документов на получение пенсий, экологических выплат для пострадавших от ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Дело в том, что жители ВКО в начале 90-х получали специальные удостоверения, по которым им выплачивали компенсацию за ущерб здоровью от ядерного полигона, но были люди, которые вовремя документ не получили или утеряли.  Теперь им нужно подтвердить, что в то время они трудились в данном регионе на железной дороге, и они приходят в архив. В 2015 году Вера Денисенко ответила на 1309 запросов. Только в Россию она отправила почти 300 справок с подтверждением стажа работы. В 2016-м запросов было чуть меньше – 853.

Ольга УШАКОВА, Усть-Каменогорск

Әлемде
23.07.2024
Германияда Еуро-2024 кезінде қалааралық пойыздармен 12 миллион жолаушы тасымалданды
Әлемде
23.07.2024
Еуропалық Одақ көлік жобаларына 7 миллиард еуро бөлмек
Жүк тасымалы
23.07.2024
ҚТЖ астық тасымалына дайындығын пысықтауда
Қауіпсіздік
23.07.2024
Атырауда техникалық-әдістемелік сабақ өтті
Жаңалықтар / Мұрағат
23.07.2024
«Қазақстан теміржолшысы» газеті, №60 23 шілде 2024 жыл
Жаңалықтар
22.07.2024
Қазақстан, Түрікменстан және Ауғанстан жаңа теміржол магистралінің құрылысын талқылады
Инфрақұрылым
22.07.2024
Күрделі жөндеу жұмыстары кезең-кезеңімен жүзеге асырылуда
Әлеумет
22.07.2024
Теміржолшылардың балалары лагерге аттанды
Спорт
22.07.2024
Қазақстан темір жолының 120 жылдығына орай Таразда спартакиада өтті
Жаңалықтар
22.07.2024
Ауғанстан, Түрікменстан және Өзбекстан делегациясы Бейнеу астық терминалының мүмкіндігімен танысты
Жолаушылар тасымалы
22.07.2024
Қаныш Сәтбаевтың 125 жылдығына арнайы безендірілген пойыз жолға шықты
Темір жол тарихы
21.07.2024
«Алатау» жүрдек пойызы қалай пайда болды?
Жаңалықтар
19.07.2024
Жаңа – Есіл локомотив депосының паркі жаңартылды
Жаңалықтар
19.07.2024
Мемлекеттік тілді дамыту бойынша өткен байқаудың жеңімпаздары анықталды
Станция тынысы
19.07.2024
Шағыр станциясында жүк тиеп жөнелту артып келеді
Аймақтар
19.07.2024
«Жасыл істер марафонында» Жамбыл бөлімшесі бірінші орынды жеңіп алды
Жүк тасымалы
19.07.2024
Биыл Қытайға 2 млн тоннадан астам астық экспортталмақ
Сұхбат
19.07.2024
Барлық сын-тегеурінге төтеп бердік
Инфрақұрылым
19.07.2024
11 мың шақырым теміржол жөндеуден өтеді
Жаңалықтар / Мұрағат
19.07.2024
«Қазақстан теміржолшысы» газеті, №59 19 шілде 2024 жыл