«Цифровизация и модернизация»: Как соглашение КТЖ и РЖД изменит железнодорожные перевозки
В Астане 27 ноября в рамках государственного визита президента России Владимира Путина в Казахстан председатель правления АО «НК «Казахстан темир жолы» Нурлан Сауранбаев и глава ОАО «Российские железные дороги» Олег Белозеров подписали Соглашение о стратегическом сотрудничестве. Компании договорились совместно работать над повышением конкурентоспособности перевозок на пространстве Евразии, в которых задействована железнодорожная инфраструктура двух стран. Rail-news.kz поинтересовался у политолога и экономиста Азамата Омарова о влиянии подписанного документа на развитие трансграничных перевозок.
1. Каковы основные цели и ожидаемые результаты подписанного соглашения между КТЖ и РЖД?
Основные цели соглашения включают повышение конкурентоспособности трансъевразийских перевозок, синхронизацию развития и модернизации железнодорожной инфраструктуры, а также создание единого логистического оператора на восточном маршруте коридора «Север–Юг». Последний, к слову, способен значительно повысить конкурентоспособность трансъевразийских перевозок. Единый оператор позволит лучше координировать логистические процессы между странами, что сократит время на обработку грузов и уменьшит задержки. Объединение ресурсов и оптимизация маршрутов помогут снизить операционные расходы, что сделает перевозки более экономичными. Внедрение современных технологий и создание единого цифрового пространства для управления перевозками ускорит процессы и повысит их прозрачность. Модернизация инфраструктуры и синхронизация тарифов позволят увеличить объемы перевозок и привлечь больше клиентов. Единый оператор сможет более эффективно привлекать грузы из разных регионов, что увеличит объем транзитных перевозок и укрепит экономические связи между Европой и Азией. Также ожидаемые результаты включают увеличение объемов транзитных и двусторонних грузовых перевозок и улучшение транспортных связей между Россией и Казахстаном. Например, планируется увеличение пропускной способности девяти межгосударственных стыковых пунктов, что позволит значительно сократить время ожидания на границе.
2. Как цифровизация перевозок и трансграничных операций повлияет на эффективность и скорость транспортировки грузов?
Цифровизация позволяет значительно повысить эффективность работы железнодорожных перевозок за счет оптимизации маршрутов, автоматизации процессов и управления данными в реальном времени. Например, внедрение электронных накладных и систем отслеживания грузов в режиме реального времени позволяет сократить время обработки документов и ускорить прохождение грузов через границу. Это способствует снижению затрат на операционные процессы и увеличению пропускной способности, что в свою очередь ускоряет транспортировку грузов.
3. Какие преимущества это соглашение принесет для трансъевразийских коридоров и международной торговли?
Трансъевразийские транспортные коридоры играют важную роль в развитии международной торговли, обеспечивая эффективные и надежные маршруты для перевозки товаров между Европой и Азией. К примеру, развитие транспортных коридоров, таких как Новый Шелковый путь, значительно сократило время доставки товаров между Китаем и Европой. Это позволило компаниям быстрее реагировать на изменения спроса и сократить запасы на складах. Использование железнодорожных маршрутов через Евразию часто оказывается дешевле, чем морские перевозки, особенно для товаров с высокой добавленной стоимостью. Это делает продукцию более конкурентоспособной на международных рынках. Трансъевразийские коридоры способствуют интеграции различных видов транспорта, что позволяет оптимизировать логистические цепочки и повысить их надежность. Развитие транспортной инфраструктуры стимулирует экономический рост в регионах, через которые проходят коридоры. Это приводит к созданию новых рабочих мест, развитию сопутствующих отраслей и увеличению налоговых поступлений
Соглашение между КТЖ и РЖД способствует модернизации железнодорожной инфраструктуры и увеличению пропускной способности межгосударственных стыковых пунктов. Это улучшит эффективность трансъевразийских коридоров, увеличит объем экспортных и транзитных перевозок в направлениях Восток-Запад и Север-Юг. Например, ожидается, что объем транзитных перевозок через Казахстан увеличится на 15% в течение первых двух лет после реализации соглашения.
4. Какие вызовы могут возникнуть при реализации этого соглашения и как планируется их преодолевать?
Возможные вызовы включают необходимость синхронизации развития инфраструктуры, управление пропускной способностью стыковых пунктов и интеграцию цифровых систем. Для преодоления этих вызовов планируется совместный анализ и разработка мер по оптимальному использованию инфраструктуры, а также продолжение работы по цифровизации и переходу на безбумажные технологии. Например, компании планируют создать совместные рабочие группы для координации действий и решения возникающих проблем.
5. Какое влияние это соглашение окажет на сотрудничество между Россией и Казахстаном в долгосрочной перспективе?
Торгово-экономическое сотрудничество между Казахстаном и Россией за последние три года демонстрирует устойчивый рост и укрепление. Взаимный товарооборот между странами достиг рекордных показателей, превысив 26 миллиардов долларов в 2022 году. В 2023 году товарооборот продолжил расти, достигнув 27 миллиардов долларов. Казахстан и Россия реализовали более 90 совместных проектов на сумму 18 миллиардов долларов, включая строительство ТЭЦ и модернизацию энергетических объектов. Российские компании инвестировали в Казахстан более 3 миллиардов долларов, а казахстанские компании вложили аналогичную сумму в экономику России. Прогноз на ближайшие годы также выглядит позитивно. Ожидается, что товарооборот между странами может достичь 30 миллиардов долларов. Подписанная программа межрегионального и приграничного сотрудничества до 2028 года предполагает дальнейшее углубление взаимодействия в различных сферах, включая энергетику, транспорт, здравоохранение и туризм.
Подписанное соглашение между КТЖ и РЖД укрепит стратегическое партнерство между Россией и Казахстаном, способствуя развитию транспортных связей и увеличению объемов грузоперевозок. В долгосрочной перспективе это приведет к более тесному экономическому сотрудничеству и интеграции транспортных систем двух стран. Например, ожидается, что объем двусторонней торговли между Россией и Казахстаном увеличится на 20% в течение пяти лет после реализации соглашения.