«Цифровизация и модернизация»: Как соглашение КТЖ и РЖД изменит железнодорожные перевозки

28.11.2024, 12:28

В Астане 27 ноября в рамках государственного визита президента России Владимира Путина в Казахстан председатель правления АО «НК «Казахстан темир жолы» Нурлан Сауранбаев и глава ОАО «Российские железные дороги» Олег Белозеров подписали Соглашение о стратегическом сотрудничестве. Компании договорились совместно работать над повышением конкурентоспособности перевозок на пространстве Евразии, в которых задействована железнодорожная инфраструктура двух стран. Rail-news.kz поинтересовался у политолога и экономиста Азамата Омарова о влиянии подписанного документа на развитие трансграничных перевозок.

 

1. Каковы основные цели и ожидаемые результаты подписанного соглашения между КТЖ и РЖД?

 

Основные цели соглашения включают повышение конкурентоспособности трансъевразийских перевозок, синхронизацию развития и модернизации железнодорожной инфраструктуры, а также создание единого логистического оператора на восточном маршруте коридора «Север–Юг».  Последний, к слову, способен значительно повысить конкурентоспособность трансъевразийских перевозок. Единый оператор позволит лучше координировать логистические процессы между странами, что сократит время на обработку грузов и уменьшит задержки. Объединение ресурсов и оптимизация маршрутов помогут снизить операционные расходы, что сделает перевозки более экономичными. Внедрение современных технологий и создание единого цифрового пространства для управления перевозками ускорит процессы и повысит их прозрачность. Модернизация инфраструктуры и синхронизация тарифов позволят увеличить объемы перевозок и привлечь больше клиентов. Единый оператор сможет более эффективно привлекать грузы из разных регионов, что увеличит объем транзитных перевозок и укрепит экономические связи между Европой и Азией. Также ожидаемые результаты включают увеличение объемов транзитных и двусторонних грузовых перевозок и улучшение транспортных связей между Россией и Казахстаном. Например, планируется увеличение пропускной способности девяти межгосударственных стыковых пунктов, что позволит значительно сократить время ожидания на границе.

 

2. Как цифровизация перевозок и трансграничных операций повлияет на эффективность и скорость транспортировки грузов?

 

Цифровизация позволяет значительно повысить эффективность работы железнодорожных перевозок за счет оптимизации маршрутов, автоматизации процессов и управления данными в реальном времени. Например, внедрение электронных накладных и систем отслеживания грузов в режиме реального времени позволяет сократить время обработки документов и ускорить прохождение грузов через границу. Это способствует снижению затрат на операционные процессы и увеличению пропускной способности, что в свою очередь ускоряет транспортировку грузов.

 

3. Какие преимущества это соглашение принесет для трансъевразийских коридоров и международной торговли?

 

Трансъевразийские транспортные коридоры играют важную роль в развитии международной торговли, обеспечивая эффективные и надежные маршруты для перевозки товаров между Европой и Азией. К примеру, развитие транспортных коридоров, таких как Новый Шелковый путь, значительно сократило время доставки товаров между Китаем и Европой. Это позволило компаниям быстрее реагировать на изменения спроса и сократить запасы на складах. Использование железнодорожных маршрутов через Евразию часто оказывается дешевле, чем морские перевозки, особенно для товаров с высокой добавленной стоимостью. Это делает продукцию более конкурентоспособной на международных рынках. Трансъевразийские коридоры способствуют интеграции различных видов транспорта, что позволяет оптимизировать логистические цепочки и повысить их надежность. Развитие транспортной инфраструктуры стимулирует экономический рост в регионах, через которые проходят коридоры. Это приводит к созданию новых рабочих мест, развитию сопутствующих отраслей и увеличению налоговых поступлений

 

Соглашение между КТЖ и РЖД способствует модернизации железнодорожной инфраструктуры и увеличению пропускной способности межгосударственных стыковых пунктов. Это улучшит эффективность трансъевразийских коридоров, увеличит объем экспортных и транзитных перевозок в направлениях Восток-Запад и Север-Юг. Например, ожидается, что объем транзитных перевозок через Казахстан увеличится на 15% в течение первых двух лет после реализации соглашения.

 

4. Какие вызовы могут возникнуть при реализации этого соглашения и как планируется их преодолевать?

 

Возможные вызовы включают необходимость синхронизации развития инфраструктуры, управление пропускной способностью стыковых пунктов и интеграцию цифровых систем. Для преодоления этих вызовов планируется совместный анализ и разработка мер по оптимальному использованию инфраструктуры, а также продолжение работы по цифровизации и переходу на безбумажные технологии. Например, компании планируют создать совместные рабочие группы для координации действий и решения возникающих проблем.

 

5. Какое влияние это соглашение окажет на сотрудничество между Россией и Казахстаном в долгосрочной перспективе?

 

Торгово-экономическое сотрудничество между Казахстаном и Россией за последние три года демонстрирует устойчивый рост и укрепление. Взаимный товарооборот между странами достиг рекордных показателей, превысив 26 миллиардов долларов в 2022 году. В 2023 году товарооборот продолжил расти, достигнув 27 миллиардов долларов. Казахстан и Россия реализовали более 90 совместных проектов на сумму 18 миллиардов долларов, включая строительство ТЭЦ и модернизацию энергетических объектов. Российские компании инвестировали в Казахстан более 3 миллиардов долларов, а казахстанские компании вложили аналогичную сумму в экономику России. Прогноз на ближайшие годы также выглядит позитивно. Ожидается, что товарооборот между странами может достичь 30 миллиардов долларов.  Подписанная программа межрегионального и приграничного сотрудничества до 2028 года предполагает дальнейшее углубление взаимодействия в различных сферах, включая энергетику, транспорт, здравоохранение и туризм.

 

Подписанное соглашение между КТЖ и РЖД укрепит стратегическое партнерство между Россией и Казахстаном, способствуя развитию транспортных связей и увеличению объемов грузоперевозок. В долгосрочной перспективе это приведет к более тесному экономическому сотрудничеству и интеграции транспортных систем двух стран. Например, ожидается, что объем двусторонней торговли между Россией и Казахстаном увеличится на 20% в течение пяти лет после реализации соглашения.

Пассажирские перевозки
06.05.2025
Более 130 туристов отправились в путешествие на поезде «Keruen Express»
Регионы
06.05.2025
Внешний вид памятного локомотива восстановили к 80-летию Победы в Усть-Каменогорске
Регионы
06.05.2025
Алматинский регион увековечивает подвиг железнодорожников времен войны
Регионы
06.05.2025
Оскеменские железнодорожники готовятся отметить День Победы и День защитника Отечества
Регионы
06.05.2025
Пожарный поезд задействовали в ликвидации пожара на складе в Семее
Регионы
06.05.2025
Музей истории Карагандинского отделения Целинной железной дороги представил реликвии времён Великой Отечественной войны
Новости
06.05.2025
Выставка архивных фото открылась к 80-летию Победы на вокзале «Нұрлы жол»
Инфраструктура
06.05.2025
КТЖ начало масштабную модернизацию железнодорожной сети
Новости / Архив
06.05.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №34-35 от 06 мая 2025 года
Грузовые перевозки
05.05.2025
KTZ Express запустило доставку от двери до двери по маршруту Казахстан – Бельгия
Грузовые перевозки
05.05.2025
Экспорт высокотехнологичных кормов железнодорожным транспортом в Китай достиг рекордного объема
Спорт
05.05.2025
Более 400 сотрудников КТЖ приняли участие в III Charity Samruk Marathon
Новости
05.05.2025
Учения по ликвидации разлива нефти прошли в порту Актау
Новости
05.05.2025
Соглашения о развитии терминальной инфраструктуры подписали Кедентранссервис и Цзиньхуа
Пассажирские перевозки
05.05.2025
КТЖ напомнило пассажирам список запрещенных к провозу предметов
Новости
05.05.2025
АО «Кедентранссервис» организовало масштабный субботник
Грузовые перевозки
02.05.2025
Почти 72 млн тонн угля доставлено железнодорожным транспортом в отопительном сезоне 2024–2025 годов
Новости
02.05.2025
Представители Минтранса проводят профориентационную работу
Пассажирские перевозки
30.04.2025
Более 120 пассажиров отправились в путешествие на туристическом поезде «Jibek Joly»
Новости
30.04.2025
Казахстан и Пакистан расширяют транспортное сотрудничество

Читайте также