Почётный железнодорожник Калтай Самбетов отметил прогресс отрасли

Новости
30.07.2025, 15:22
Фото автора
Елена Колдасбаева

Собственный корреспондент по Алматинской области

Ветеран железнодорожной отрасли, почетный железнодорожник, член Консультативного совета АО «НК «Қазақстан темір жолы» Калтай Самбетов поделился своим экспертным мнением о текущем состоянии и перспективах развития железнодорожной отрасли. Обладая многолетним опытом и глубоким знанием специфики железнодорожной системы, он подчеркнул важность комплексного подхода к развитию инфраструктуры, внедрению инноваций и подготовке квалифицированных кадров.

По словам ветерана, сегодня железная дорога – это не просто средство передвижения и перевозки грузов, а мощный двигатель экономики, оказывающий влияние на развитие регионов, промышленности и международных торговых связей.

Калтай Самбетов отметил, что в этом году День работников железнодорожного транспорта вновь будет отмечаться как самостоятельный профессиональный праздник. По его мнению, возвращение к этой традиции – важный шаг в признании вклада железнодорожников в развитие страны.

«Для нас, людей, отдавших многие годы этой профессии, важно чувствовать уважение и признание со стороны общества. Железная дорога – это не только рельсы и поезда, это труд тысяч людей, обеспечивающих бесперебойную работу важнейшей отрасли экономики», – подчеркнул он.

Он выразил уверенность, что восстановление статуса профессионального праздника станет символом преемственности поколений и будет способствовать повышению имиджа профессии среди молодежи.

Ветеран также обратил внимание на масштабные инфраструктурные проекты, реализуемые сегодня ҚТЖ. Правительством страны намечен амбициозный план по реконструкции более 11 000 километров железных дорог, модернизации пунктов пропуска и развитию Трансказахстанского железнодорожного коридора. Во исполнение поручения Главы государства начато строительство новых железнодорожных линий: обводной вокруг Алматы (75 километров), Дарбаза – Мактаарал (152 километра), Бахты – Аягоз (272 километра), Мойынты – Кызылжар (329 километров), а также модернизация и реконструкция вторых путей на направлениях Достык – Мойынты (836 километров) и Алтынколь – Жетыген (293 километра).

Один из этих проектов – Мойынты – Кызылжар. Он представляет собой продолжение маршрута Достык – Мойынты и обеспечит развитие Трансказахстанского железнодорожного коридора, ключевого звена Транскаспийского маршрута. Реализация данных проектов направлена на многократное увеличение пропускной способности и транзитного потенциала в направлении Европы, России, Китая, Центральной и Восточной Азии.

По мнению Калтая Самбетова, эти инфраструктурные проекты – инвестиции в завтрашний день, в устойчивое развитие отрасли и экономики в целом. Национальная компания «Қазақстан темір жолы» уже сегодня реализует масштабные программы модернизации инфраструктуры, цифровизации управления перевозками, а также обновления подвижного состава. Казахстан активно участвует в проекте «Один пояс – один путь», играя ключевую роль в перевозке грузов между Китаем и Европой. Запускаются новые логистические хабы, строятся международные терминалы и пограничные переходы, в том числе на границах с Китаем, Россией, странами Средней Азии и Закавказья.

Особое внимание уделяется экологическим инициативам: внедряются электровозы нового поколения, обновляется парк вагонов, применяются «зеленые технологии» в управлении и эксплуатации инфраструктуры.

В июне-июле сдан во временную эксплуатацию второй путь на участке Мойынты – Достык, что позволит увеличить поездной поток до 35 пар в сутки. В мае текущего года на станции Алматы-1 состоялся торжественный прием первых в СНГ экологических маневровых тепловозов, которые позволяют сократить расход топлива на 45%, уровень шума – на 85%, а выбросы загрязняющих веществ – до 83%. По маршруту Алматы-2 – Саратов курсирует новый пассажирский поезд с комфортабельными вагонами. В Астане запущен завод по выпуску пассажирских вагонов, соответствующих международным стандартам. На магистрали выведены 424 новых локомотива, 369 новых пассажирских вагонов, а также проведена реконструкция 125 вокзалов.

Одним из значимых проектов стало создание региональных центров управления движением поездов в трех мегаполисах – Актобе, Алматы и Астане. С момента запуска этих центров существенно улучшились показатели эксплуатационной деятельности, устранены межотделенческие барьеры, повышена эффективность использования локомотивов, локомотивных бригад, подвижного состава и инфраструктуры. По Юго-Восточному центру (РЦУП-2, Алматы) за первое полугодие 2025 года было сформировано и отправлено 43 802 длинносоставных и 1 372 тяжеловесных поезда.

По итогам шести месяцев этого года грузооборот железнодорожного транспорта в Казахстане составил 272 миллиарда тонно-километров брутто. Объем перевозок по сравнению с аналогичным периодом 2024 года вырос на 10,3 миллиарда тонно-километров, или 8,6%.

Как подчеркивает Калтай Самбетов, в современных условиях одного диплома недостаточно. Чтобы быть востребованным и эффективным специалистом, необходимо постоянно обновлять знания, изучать новые технологии, совершенствовать навыки и набираться практического опыта. Сегодня железная дорога – это высокотехнологичная система, которая динамично развивается и требует от специалистов постоянного профессионального роста. Внедрение цифровых решений, автоматизация процессов, современные подходы к логистике и управлению – все это меняет требования к кадровому составу.

Особое внимание ветеран уделил необходимости поддержки молодых специалистов и преемственности поколений. Важно, чтобы молодежь не просто приходила на железную дорогу, но и оставалась в профессии, развивалась, гордилась своим делом, сохраняя и приумножая достижения отрасли.

«Я, как ветеран железнодорожного транспорта, уверен, что с таким потенциалом казахстанская железная дорога станет стратегическим ресурсом для будущих поколений, останется надежной опорой государства, демонстрируя единство, профессионализм и энтузиазм, направленные на достижение новых высот», – отметил он.

Регионы
12.08.2025
Защитинская дистанция сигнализации: профсоюз и руководство укрепляют охрану труда
Интервью
12.08.2025
Цифровая трансформация АО «KTZ Express»: объединение сервисов и упрощение работы с клиентами
Новости
12.08.2025
Liebherr поставила первую партию систем кондиционирования для вагонов Stadler в Казахстан
Регионы
12.08.2025
Четыре железнодорожных вокзала модернизируют в ЗКО
Новости
12.08.2025
Новый рекорд по передаче экспортных грузов в Китай установлен на станции Достык
Новости / Архив
12.08.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №64 от 12 августа 2025 года
Новости
11.08.2025
Дети работников Актауского порта провели каникулы в лагере «Еркемай»
Регионы
11.08.2025
Станция Отар: традиции, технологии и забота о людях
Регионы
11.08.2025
Пластик — на мороженое: карагандинские железнодорожники поддержали экоакцию
Регионы
11.08.2025
Почти 16 млн тонн различных грузов отправлено со станций Костанайского региона
Новости
08.08.2025
В Акмолинской области модернизируют 16 вокзалов
Регионы
08.08.2025
Павлодарские железнодорожники приняли участие в «Жер-2025»
Интервью
08.08.2025
Заместитель председателя Совета ветеранов Алматинского региона - о преемственности поколений на железной дороге
Новости
08.08.2025
Транспортники и полиция согласовали меры против перевозок наркотиков
Новости / Архив
08.08.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №63 от 08 августа 2025 года
Новости
07.08.2025
Развитие железнодорожных перевозок между Казахстаном и Таджикистаном обсудили в Астане
Новости
07.08.2025
Переговоры о развитии ТМТМ прошли в Баку
В мире
07.08.2025
Грузовой поезд отправился со станции Сянлушань в Казахстан
Новости
07.08.2025
Более 29 тысяч граждан оштрафованы за переход ж/д путей в неположенных местах
Новости
06.08.2025
С профессиональным праздником поздравили железнодорожников в МВД