Этап модернизации путевого хозяйства завершили на станции Балхаш-1


Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»
На станции Балхаш-1, расположенной на участке от станции Саяк до станции Мойынты, завершен масштабный этап модернизации железнодорожной инфраструктуры, передает Rail-news.kz.
Здесь введена в постоянную эксплуатацию микропроцессорная система централизации стрелок и сигналов МПЦ-QZ – современный комплекс, объединяющий функции железнодорожной автоматики и телемеханики.
Запуск новой системы состоялся 16 июля 2025 года. Он стал важным шагом в повышении технологической надежности и безопасности движения на стратегически значимом направлении сети ҚТЖ.
В ходе проекта были проведены масштабные работы, затронувшие все основные элементы железнодорожного узла. Помимо внедрения автоматизированной системы управления, реализована капитальная модернизация путевого хозяйства, направленная на повышение надежности, пропускной способности и долговечности инфраструктуры.
Одним из ключевых решений стал переход на более тяжелый тип рельсов – вместо старогодных Р50 на станции Балхаш-1 уложены современные рельсы Р65. Эти изменения выполнены на приемоотправочных путях No 4, 6 и 7, что позволило значительно повысить устойчивость пути под тяжеловесными составами и снизить износ элементов верхнего строения.
Существенным шагом стало и обновление стрелочных переводов. На станции установлены современные конструкции, полностью совместимые с микропроцессорной системой управления. Новые стрелочные переводы появились на позициях No 46, 125, 109, 110 и 111, а также выполнена модернизация существующих – No 49, 51, 40, 38, 9 и 15. Эти меры обеспечили не только повышение надежности, но и оптимизацию маневровой работы.
Для точного соблюдения геометрии и корректной работы устройств автоматики произведена сдвижка стрелочного перевода No 134 на четыре метра. Это инженерное решение позволило оптимизировать траекторию движения составов и повысить плавность прохождения стрелочных участков.
Система МПЦ-QZ, ставшая ядром технологического обновления, обеспечивает централизованное управление всей инфраструктурой станции. В ее зоне ответственности – 69 стрелочных переводов, 21 путь, оборудованный устройствами автоматической локомотивной сигнализации (АЛС), и 90 светофоров, из которых 25 поездные и 65 маневровые. Все устройства прошли комплекс испытаний и регулировку, по итогам которых признаны соответствующими требованиям правил технической эксплуатации (ПТЭ) и инструкций по сигнализации и управлению движением.
Модернизация станции Балхаш-1 – пример системного подхода к обновлению железнодорожной инфраструктуры в Казахстане. Внедрение микропроцессорной централизации и капитальное усиление путевого хозяйства обеспечивают новый стандарт работы стратегически важного узла, где технологии и инженерные решения напрямую способствуют повышению безопасности движения и устойчивому развитию транспортной системы страны.