План развития транспортной отрасли в Казахстане
Комплексный план развития транспортно-логистической отрасли на 2021-2030 годы обсудили в ходе расширенного заседания Подкомитета по железнодорожному транспорту президиума НПП «Атамекен».
В мероприятии приняли участие представители АО «НК «Қазақстан темір жолы», НПП «Атамекен», Союза транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS», государственных органов и частных экспедиторских компаний.
Наряду с исполнением протокольных решений Комитета логистики и перевозок и Подкомитета по железнодорожному транспорту обсуждены вопросы тарифообразования услуг подъездных путей, экономической целесообразности таможенного досмотра в межгосударственных пунктах пропуска транзитных грузов, а также проект Дорожной карты по железнодорожному транспорту на 2020 год.
На заседании отмечалось, что действующие государственные программы по развитию железнодорожного транспорта не в полной мере отражают потребность развития транспорта в стране и направлены в первую очередь на поддержку инфраструктурных проектов.
В свете новых тенденций развития мировой экономики, глобальных технологических изменений и подходов к территориальному развитию Республики Казахстан назрела необходимость в разработке Комплексного плана развития транспортно-логистического отрасли на 2021-2030 годы. НПП «Атамекен» уже инициировала соответствующее обращение в Правительство, и Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК поддержало его разработку.
Участники подчеркнули, что технологическими процессами работы стыковых станций определены минимальные сроки обработки грузовых поездов, в том числе включающие в себя операции, связанные с оформлением транзитных деклараций. Так, к примеру, технологическое время обработки контейнерного поезда на станции Достык составляет 4 часа 15 минут, Алтынколь – 3 часа 55 минут, Сарыагаш – 2 часа 10 минут. В соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического союза и Республики Казахстан таможенные органы имеют право в ходе проведения таможенного контроля осуществлять таможенный досмотр транзитных товаров в соответствии с системой управления рисками. Перевозчик, в свою очередь, тратит время и ресурсы на дополнительную маневровую работу, доставляя вагон или контейнер в зону таможенного контроля.
Соответственно, увеличивается время доставки грузов, а также затраты участников внешнеэкономической деятельности, что не может не сказаться на транзитном потенциале страны. В ходе обсуждения участники сообщили, что экономическая целесообразность таможенных досмотров при следовании транзитных грузов в страны, не являющиеся участниками ЕАЭС, отсутствует, поскольку в этом случае пошлины и налоги не взыскиваются в доход государства.
– Увеличение таможенных досмотров на границах негативно сказывается на технологическом процессе межгосударственного стыкового пункта, и, учитывая отсутствие возможности дополнительной технической оснащенности инфраструктуры, создает сложную поездную обстановку, – сошлись во мнении спикеры, отметив, что эти и другие нюансы необходимо учесть при разработке Комплексного плана развития на 2021-2030 годы.