Электронная система продажи билетов ҚТЖ «Мобиус»: быстро и удобно
Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»
Свыше 8,5 миллиона билетов продано за пять месяцев 2022 года на пассажирские поезда в Казахстане. Львиная доля из них – 70% – приходится на онлайн-продажи, что на 9,8% выше показателя прошлого года, передает Rail-news.kz.
По итогам прошлого года продано 17 758 523 билета, из них 60,2% – в электронном формате, с января по май 2022 года – 8 543 909, при этом 5,9 миллиона (70%) оформлено «онлайн». Рост этого показателя обусловлен постоянным совершенствованием АО «Пассажирские перевозки» системы продаж электронных проездных документов.
– Организация продажи железнодорожных билетов и повышение доли онлайн-продажи является одним из направлений деятельности национального перевозчика, – отмечает и. о. заместителя генерального директора АО «Пассажирские перевозки» Ерлан Жимайлов. – Благодаря внедрению системы электронного билетирования доля онлайн-продаж выросла с 17% в 2014-2015 годах до 70% в настоящее время.
Система позволила сократить расходы АО «Пассажирские перевозки», связанные с технической поддержкой терминального оборудования билетных касс, поэтапно отойти от использования бланков строгой отчетности, а также расширить сеть каналов продаж и обеспечить прозрачность данных о наличии или отсутствии свободных мест при покупке билетов в режиме самообслуживания. Приобрести проездные документы без комиссий можно через билетные кассы национального перевозчика, официальный портал по продаже билетов BILET.RAILWAYS.KZ и мобильное приложение «Билеты КТЖ».
Кроме того, к услугам пассажиров 15 сторонних интернет-сайтов, порядка 30 тысяч автоматов самообслуживания, почтовые отделения и т. д.
– Стоит отметить, что действующая на сегодняшний день электронная система продажи билетов усовершенствована и не позволяет авторизированным пользователям производить переоформление билетов. Процесс покупки билетов прозрачен, поэтому невозможно совершать противоправные действия, связанные с перепродажей билетов, – подчеркнул Ерлан Жимайлов.
Он добавил, что полный переход на отечественную систему продажи билетов «Мобиус» исключил технические возможности для массовых спекуляций. Для удобства пассажиров на базе «Мобиуса» с 2019 года предоставляется не имеющая аналогов в странах СНГ услуга «Лист ожидания»: если в продаже нет свободных мест, пассажир может встать в электронную очередь, и при их появлении система в порядке очередности предложит пассажиру выкупить место. Можно использовать фильтр по стоимости билета и номеру поезда. В прошлом году этой услугой воспользовались 147 082 пассажира, при этом только 55 040 пассажиров выкупили забронированные Листом ожидания места. За пять месяцев этого года услугой воспользовались 96 777 пассажиров, и только 34 212 из них приобрели места.
– К настоящему моменту полный переход на электронно-цифровую форму продажи билетов, без использования традиционных бланков, среди стран СНГ произвела лишь железнодорожная администрация Казахстана, – сообщил Ерлан Жимайлов.
Активно использует АО «Пассажирские перевозки» и сервис государственных услуг EGOV MOBILE.
Первый проект – Е-удостоверение, реализуется с декабря 2020 года: посадка в вагон с помощью электронного удостоверения личности. Второй проект – онлайн-продажа билетов для лиц с ограниченными возможностями, внедрен с июля 2021 года: при подтверждении статуса инвалидности на сайте BILET.RAILWAYS.KZ можно приобрести билет со скидкой 50%.
К слову, купить билет со скидкой граждане Казахстана могут также благодаря дисконтным картам «Саяхатшы», «Жастар» и «Алтын».
Дисконтная карта «Саяхатшы» предлагает скидки от 10 до 20% на поезда «Тулпар-Тальго». Она выдается бесплатно, а размер скидки зависит от общей стоимости поездок в пассажирских поездах «Тальго» в течение последнего года.
Карта «Жастар» предназначена для пассажиров в возрасте от 16 до 25 лет и позволяет покупать билеты со скидкой 25% на коммерческие поезда «Тальго» в вагоны категории «Турист» и «Сидячие». При этом стоимость самой карты – 3 000 тенге.
Карта «Алтын» предполагает скидку в 25% на все поезда АО «Пассажирские перевозки» (только на территории Казахстана), приобрести ее можно в билетных кассах за 19 999 тенге.
В октябре прошлого года АО «Пассажирские перевозки» в пилотном режиме запущен еще один проект – по продаже билетов в женских вагонах. С того времени услугой воспользовалась 71 161 представительница прекрасного пола.
– Хочу подчеркнуть, что наряду с национальным перевозчиком услуги по перевозке пассажиров в Казахстане предоставляют и частные компании. Но не все пассажиры, приобретая билет, обращают на это внимание. Поэтому зачастую мы получаем жалобы на состояние вагонов и качество сервиса в поездах, к которым не имеем никакого отношения. Со своей стороны мы делаем все, чтобы путешествия на поездах формирования АО «Пассажирские перевозки» были безопасными и максимально комфортными, – сказал Ерлан Жимайлов.