О работе железной дороги в годы Отечественной войны вспомнили в Уральске

Регионы
09.05.2024, 13:00
Фото автора
Анна Панищева

Собственный корреспондент по г. Уральск

Уральск - единственный в Казахстане город, включенный непосредственно во фронтовую зону. Западно-Казахстанская, тогда Уральская, область 760 раз подвергалась бомбардировкам фашистской авиации.

Уральские железнодорожники своим самоотверженным трудом внесли весомый вклад в Победу над фашистской Германией.

«Фашистские самолеты регулярно бомбили станции Сайхин, Жанибек и Шунгай (ныне они относятся к РЖД), где формировались фронты, дивизии отправлялись по железной дороге к Волге», – рассказывает труженик тыла, хранитель музея железнодорожников Михаил Надточий.

За время бомбежек погибли тысячи мирных жителей. В этих местах высаживались вражеские десанты, но их быстро ликвидировали. В горвоенкомат только от железнодорожников поступило три тысячи заявлений добровольцев. Из железнодорожников и членов их семей на станции Уральск было создано подразделение народного ополчения в количестве 1 400 человек. Единственной транспортной артерией Сталинграда была железная дорога. Из Майкопа и Грозного было доставлено 500 цистерн с горючим. Их переправляли через Каспийское море, Урал и далее – по железной дороге в Сталинград.

На железной дороге Уральской области применяли сдваивание поездов, «живую» блокировку, то есть цепочка сигналистов стояла в одном километре друг от друга, караванный способ движения поездов с интервалом в несколько минут, были построены дополнительные разъезды и посты. Все это позволило увеличить пропускную способность в два раза. Ежесуточно через станцию Уральск проходило 24 поезда, до 85% составляли воинские перевозки. Скорость воинских эшелонов достигала 80-100 километров в час, до тысячи километров в сутки.

Коллективы паровозного депо и мастерские дистанции пути выпускали мины. Машинист паровозного депо Уральска Покусай вел поезд с танками к Сталинграду и был 15 раз атакован авиацией, бригада погибла, сам Покусай ранен, но довел поезд до пункта назначения. В другой раз его паровоз от налета авиации получил 300 пробоин! Об этом легендарном машинисте писала газета «Правда». Мало кому известно, что один из паровозов особого резерва Наркомата путей сообщения, которым доставили состав с пленными фельдмаршалом Паулюсом и офицерами его штаба, вел машинист Уральского депо Бобрышев. Труд уральских железнодорожников был высоко отмечен правительством страны, в том числе боевыми наградами.

С ноября 1942 года в госпиталях Уральска резко увеличилось число раненых, поступивших со Сталинградского фронта. Станция переливания крови ежедневно давала до 75 литров крови, 90% железнодорожников безвозмездно сдавали кровь защитникам Сталинграда. Огромную помощь в питании бойцов, курсантов и командиров оказывал подхоз железной дороги, находившийся на станции Ростоши (ныне Белес). Железнодорожники Уральска внесли огромный вклад в строительство 10 военных аэродромов в Чапаевском, Фурмановском районах, а также аэродромов Шуктубай, Яик, Алгабас возле одноименных станций.

Все население выходило на устранение последствий налетов, на снегоуборку и борьбу с паводком. В 1942 году подъем Урала составил 942 сантиметра (в 2024 – 865 сантиметров).  От реки Чаган до Уральска насыпь укрепляли камнями, мешками с песком, для погашения волны применяли привязанные пустые бочки, бревна, тюки сена. Чтобы не снесло мост через Урал, краном восстановительного поезда на подходе к нему опускали в воду полувагоны с камнями вдоль насыпи, на мост ставили для усиления устойчивости паровозы. Железнодорожники перестроили работу на военный лад, каждый стремился внести достойный вклад для скорейшего продвижения поездов. Работали по 48 часов, не покидая рабочих мест и во время налетов. В первые четыре месяца войны пришли на железную дорогу десятки женщин. В депо станции Уральск 58 женщин обучились профессиям помощника машиниста паровоза, кочегара, токаря, слесаря, заместив мужчин, ушедших на фронт.

Работники станции Чингирлау под руководством секретаря парторганизации Арстангалиева начали сбор подарков для воинов. Первая партия подарков от Уральского отделения была отправлена уже в июле 1941 года. Рабочие дистанции пути проводили субботники и воскресники по ремонту пути, а заработанные деньги переводили в фонд обороны. Работники станции Ангаты за пять воскресников перечислили в фонд обороны 8 300 рублей. Железнодорожники из личных сбережений собрали средства на вооружение. Одним из первых внес свой вклад в 100 тысяч рублей путевой рабочий К. Селевка, за ним последовали его коллеги. На собранные уральскими железнодорожниками средства были построены танковая колонна и авиаэскадрилья. Почин железнодорожников поддержали рабочие и колхозники области. Этот самоотверженный поступок был высоко оценен Верховным главнокомандующим Иосифом Сталиным, приславшим благодарственную телеграмму коллективу Уральской дистанции пути и Уральского паровозного депо.

В тылу железнодорожники также ответственно относились к служебным обязанностям. Машинист депо Уральск Завертайло стал водить тяжеловесные поезда без промывки, сэкономил 46 тонн топлива. В одну из поездок с боевым грузом со станции Уральск потекла топка паровоза, ремонт которой по правилам нужно производить при потушенном и остывшем паровозе, на что потребуется не менее двух суток. Машинист с помощником забросали топку углем, надели телогрейки, замотали головы, облились водой и залезли в горячую топку, устранили неисправность, поезд с боевым грузом был доставлен на фронт строго по графику.

За образцовое выполнение заданий правительства и военного командования СССР орденом Ленина наградили машиниста депо Уральск Завертайло, машинист-инструктора депо Казахстан Петрова, путевого обходчика шестой дистанции пути Алдыбаева. Орден «Знак Почета» получил в награду машинист депо Уральск А. Куличев, медали «За трудовое отличие» – машинисты Кривенцов, Буданчиков и другие работники отделения. Бывший работник отделения И. Куличев за боевые заслуги был удостоен звания Героя Советского Союза, его имя присвоено улице в Уральске.

В марте 1944 года Народный комиссар, генерал-директор путей сообщения Л. Каганович наградил знаком «Почетный железнодорожник» девять работниц Уральского отделения. Среди них бригадир 6-й дистанции пути Грищенко, стрелочница станции Чингирлау Финадеева, осмотрщик вагоноремонтного депо Лозунская. Оператору станции Уральск Булоховой среди первых в отделении был вручен почетный знак «Отличный движенец», учрежденный в сентябре 1943 года ВЦСПС и Наркомпути.

Сегодня на учете совета ветеранов-железнодорожников Уральского узла стоят 192 труженика тыла. Многие из них имеют награды.

Новости
03.07.2024
Итоги акции «Марафон зеленых дел» подвели в КТЖ
Новости
03.07.2024
Роль ШОС, сотрудничество Китая и Казахстана, «Один пояс, один путь»: посол КНР в РК дал большое интервью
Грузовые перевозки
03.07.2024
Посол КНР: Объем торговли между Казахстаном и Китаем достиг 17,6 млрд долларов
Грузовые перевозки
03.07.2024
За полгода перевозки в направлении КНР увеличились на 12,5%
Новости
02.07.2024
Более 40 документов подписали в рамках Казахстанско-Китайского делового совета
Инфраструктура
02.07.2024
Грузовые вагоны произвели в Атырау
Новости
02.07.2024
Успехи инициативы «Один пояс, один путь» отметил председатель правления «Самрук-Қазына» на Казахстанско-Китайском Деловом Совете
Грузовые перевозки
02.07.2024
Около пяти тысяч грузовых поездов прошло через Казахстан в Китай - посол КНР
Новости
02.07.2024
Марат Карабаев встретился с министром транспорта КНР в Астане
Грузовые перевозки
02.07.2024
Объем грузоперевозок по железной дороге между Казахстаном и Китаем продолжает показывать рост
Новости
02.07.2024
Первые маневровые локомотивы в рамках соглашения КТЖ и CRRC досрочно поступили на станцию Алтынколь
Грузовые перевозки
02.07.2024
Автоматизированное ведение графика исполненного движения поездов стало доступно на нескольких участках в Казахстане
Регионы
02.07.2024
Профилактические работы ведут в Алматинской дистанции электроснабжения
Грузовые перевозки
02.07.2024
Телемеханическую систему контроля бодрствования машиниста внедрили в КТЖ
Пассажирские перевозки
02.07.2024
Количество инва-купе увеличивается в Казахстане
Новости / Архив
02.07.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №55 от 02 июля 2024 года
Новости
02.07.2024
Президент Казахстана подписал расширяющие сотрудничество с Китаем в транспортной сфере законы
История железной дороги
01.07.2024
Жамбылское эксплуатационное локомотивное депо отмечает вековой юбилей
Новости
01.07.2024
Вокзалы Астаны перешли на усиленный режим
Новости
01.07.2024
Kazlogistics и Global Logistics Alliance подписали Меморандум о сотрудничестве