Школьникам Уральска из первых уст рассказали об ужасе войны

Социум
06.05.2022, 13:13
Анна Панищева

Собственный корреспондент по г. Уральск

В преддверии Дня Победы в Уральском музее железнодорожников прошла встреча тружеников тыла с учащимися подшефной школы №45, передает Rail-news.kz.

  Председатель Совета ветеранов уральских железнодорожников Акназар Карибаев представил детям бессменного хранителя истории железной дороги Приуралья, Почетного железнодорожника Михаила Надточего. Михаил Тихонович верен себе и к 77-летию Победы над фашизмом подготовил большой исторический материал. Он рассказывал четвероклашкам, какой вклад в Победу над фашизмом внес Казахстан, в том числе Уральск и железнодорожники Приуралья, доступно, интересно, подкрепляя рассказ демонстрацией экспонатов музея. 

– С оккупированных фашистами территорий в Казахстан было эвакуировано более миллиона человек и более 200 промышленных предприятий, в Уральскую область – 21 предприятие и более 80 тысяч человек, где они нашли кров и хлеб. Заводы размещались под открытым небом, начинали выпуск снарядов, мин, а параллельно возводились стены цехов. Практически все школы области (31 средняя, 138 семилетних и 363 начальные) стали госпиталями, а уроки проводили в приспособленных помещениях. В Уральске было размещено 20 госпиталей в школах, в том числе и в той, где учитесь вы, – говорил ребятишкам Михаил Тихонович, показывая газеты и фотографии военного времени. – Город Уральск был ближним тылом Сталинградской битвы, а 16 октября 1942 года вся Западно-Казахстанская область, тогда она называлась Уральской, была включена в зону фронта. Это единственная в республике область, подвергавшаяся массированным бомбардировкам. Особенно доставалось железной дороге, поскольку она была единственной транспортной артерией Сталинграда. В мирное время в сутки по нашему участку железной дороги проходило до 12 поездов в одну и другую стороны, а в военные годы – по 24 состава, – рассказывал хранитель музея, а дети рассматривали соответствующие экспонаты: карты, приказы, письма, макеты, сохранившееся оборудование. 

С июля по декабрь 1942 года в результате налетов было повреждено более 100 паровозов, погибли 1 393 и ранено 1 800 железнодорожников. Однако за всю войну западноказахстанские железнодорожники не допустили ни одной аварии или задержки поезда. Только с 1 по 19 ноября 1942 года на Сталинградский фронт было переправлено 160 тысяч солдат, 10 тысяч лошадей, 430 танков, 600 орудий, 14 тысяч автомашин. После Победы на железной дороге в Уральске трудились   60 оставшихся в живых участников войны, сейчас он один. Борис Шолубай в феврале отметил 98-летие и собирался на встречу со школьниками, однако попал в больницу. Но ребята помнят Бориса Сергеевича, ведь они – частые гости в музее железнодорожников, и пожелали ему скорейшего выздоровления. 

Школьники с большим интересом послушали рассказы труженицы тыла Глафиры Герасимовой, задавали вопросы. Глафира Андреевна родилась в селе Боярка Сталинского района (ныне Аккольский) Акмолинской области. Родители работали в совхозе «Заветы Ильича», там же десятилетней девочкой начала свою трудовую биографию и она. Рассказала о трудностях, с которыми столкнулись дети войны, об их стремлении к учебе и огромном желании помочь армии скорее победить и вернуться к мирной жизни. 

С 1952 года она работала на железной дороге осмотрщиком вагонов по пробе автотормозов, стрелочником, сигналистом, завершила трудовую деятельность в 1988 году оператором поста централизации. Ее супруг был машинистом локомотива. 

Поблагодарив ветеранов за интересную встречу, классный руководитель 4 «В» класса Асель Сарбасова выразила надежду, что еще не раз ее выпускники придут в музей железнодорожников, а она приведет сюда своих новых учеников. Дети пригласили ветеранов на свой выпускной в конце мая.

Спорт
13.08.2025
Победителей Х Спартакиады «Самрук-Қазына» поздравили в КТЖ
Инфраструктура
13.08.2025
Теміржол жөндеу перевыполнило план капитального ремонта путей за 7 месяцев
Регионы
13.08.2025
О работе энергохозяйства рассказали в Алматинской дистанции электроснабжения
Новости
13.08.2025
Таиланд, Мьянма, Алжир проявляют интерес к казахстанскому зерну
Регионы
12.08.2025
Защитинская дистанция сигнализации: профсоюз и руководство укрепляют охрану труда
Интервью
12.08.2025
Цифровая трансформация АО «KTZ Express»: объединение сервисов и упрощение работы с клиентами
Новости
12.08.2025
Liebherr поставила первую партию систем кондиционирования для вагонов Stadler в Казахстан
Регионы
12.08.2025
Четыре железнодорожных вокзала модернизируют в ЗКО
Новости
12.08.2025
Новый рекорд по передаче экспортных грузов в Китай установлен на станции Достык
Новости / Архив
12.08.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №64 от 12 августа 2025 года
Новости
11.08.2025
Дети работников Актауского порта провели каникулы в лагере «Еркемай»
Регионы
11.08.2025
Станция Отар: традиции, технологии и забота о людях
Регионы
11.08.2025
Пластик — на мороженое: карагандинские железнодорожники поддержали экоакцию
Регионы
11.08.2025
Почти 16 млн тонн различных грузов отправлено со станций Костанайского региона
Новости
08.08.2025
В Акмолинской области модернизируют 16 вокзалов
Регионы
08.08.2025
Павлодарские железнодорожники приняли участие в «Жер-2025»
Интервью
08.08.2025
Заместитель председателя Совета ветеранов Алматинского региона - о преемственности поколений на железной дороге
Новости
08.08.2025
Транспортники и полиция согласовали меры против перевозок наркотиков
Новости / Архив
08.08.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №63 от 08 августа 2025 года
Новости
07.08.2025
Развитие железнодорожных перевозок между Казахстаном и Таджикистаном обсудили в Астане