Имя Нигматжана Исингарина золотыми буквами вписано в историю стальной магистрали Казахстана
Наш великий соотечественник, первый министр транспорта независимого Казахстана, Почетный железнодорожник Нигматжан Исингарин – личность уникальная. На его судьбе, достижениях, жизненных принципах и подходах к постановке и решению задач нужно воспитывать молодое поколение. Таким мнением поделился с нами председатель Союза транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS» Юрий Лавриненко, чья трудовая биография на протяжении полувека тесно переплеталась с профессиональной деятельностью Нигматжана Кабатаевича.
Их первая встреча состоялась в 1968 году на крыльце управления Казахской железной дороги. Окончив Ленинградский институт железнодорожного транспорта, молодой специалист Юрий Лавриненко по распределению был направлен в Алма-Ату. – Когда мы с товарищем подошли к зданию на улице Панфилова, навстречу вышел симпатичный молодой человек с авоськой. Нельзя было не отметить его умное, интеллигентное лицо и доброжелательность, – вспоминает Юрий Иванович. – Когда Нигматжана Кабатаевича представили как заместителя главного инженера Казахской железной дороги, для нас, вчерашних студентов, это стало большим стимулом и примером. Ведь по возрасту он был немногим старше, а уже вышел на такой высокий профессиональный уровень. К слову, на сети Советского Союза Казахская железная дорога была самой большой и одной из самых напряженных. Следующая встреча и период совместной деятельности железнодорожников пришлись на 1979 год, когда началось совершенствование транспортно-логистического и топливно-энергетического комплексов страны. В рамках соответствующего постановления правительства на развитие Целинной железной дороги и Павлодарского отделения выделялось финансирование от министерств энергетики, угольной промышленности и путей сообщения. Юрий Лавриненко на тот момент возглавлял станцию Экибастуз, а Нигматжан Исингарин был главным инженером Целинной железной дороги.
– Работа была достаточно напряженной, планерки проводились с участием руководителей союзного правительства, министров, и Нигматжан Кабатаевич на них всегда открыто защищал интересы железнодорожников, регионов и республики в целом, – рассказывает Юрий Лавриненко.
Его всегда отличали высокий интеллект, развитое логическое мышление и системный подход к решению вопросов. Он не боялся тяжелого труда и следовал принципу: «Хочешь сделать хорошо – сделай сам».
– Нигматжан Кабатаевич – это человек с рабочими, мозолистыми, руками. В семье и на службе он всегда брал на себя главную ответственность, – вспоминает Юрий Иванович.
НА РУБЕЖЕ НЕЗАВИСИМОСТИ
Переломным моментом для экономики бывших советских республик стал распад Союза. К этому времени Нигматжан Исингарин прошел серьезный профессиональный путь. Будучи заместителем министра путей сообщения СССР по вопросам проектирования и строительства путевого хозяйства, зданий и сооружений, он контролировал строительство Байкало-Амурской магистрали, железных дорог Тюменского Севера, восстановительные работы после землетрясения в Армении. Когда только-только формировалась независимость Казахстана, Нигматжан Исингарин предпринял ряд конкретных шагов для сохранения бесперебойного движения железнодорожного транспорта. Он инициировал и ускорил процесс восстановления участка Актогай – Достык, понимая, насколько это важно для Казахстана.
– До того как были приняты важные политические решения, эксперты отрасли, в том числе Нигматжан Кабатаевич, успели заключить соглашения между железнодорожными администрациями, сохранили технологию и обеспечили в переходный период безостановочную, регулярную работу железных дорог, – отметил Юрий Иванович. – Движение – это жизнь государства, что бы ни происходило, транспорт должен функционировать.
Когда Советский Союз и Министерство путей сообщения перестали существовать, Нигматжан Кабатаевич возглавил Алма-Атинскую железную дорогу. Под его началом проделана большая работа по восстановлению инфраструктуры, распределению станций, разъездов. – Я могу это засвидетельствовать, так как в то время был начальником Алма-Атинского отделения дороги, – говорит Юрий Лавриненко. Достык – Алашанькоу стал первым международным железнодорожным переходом независимого Казахстана.
– Нигматжан Кабатаевич продвигал этот вопрос, будучи заместителем министра путей сообщения СССР. Потом, став начальником Алма-Атинской железной дороги, восстановил железнодорожный участок и международный переход. Помню, как в 1990 году мы состыковали участок, в 1991-м запустили грузовое движение, а в 1992 году – пассажирское. Сегодня это основной рычаг для реализации транзитного потенциала республики, – приводит факты собеседник.
Вклад Нигматжана Исингарина в становление стальной магистрали независимого Казахстана сложно переоценить. Он стал первым министром транспорта РК и первым заместителем Премьер-министра страны.
– Эти годы были очень сложными: Нигматжан Кабатаевич сумел грамотно использовать резервы, имеющиеся на железной дороге, чтобы удержать экономику от гиперинфляции и поддержать отечественное производство, – вспоминает Юрий Лавриненко.
К слову, Министерство транспорта РК первым среди стран СНГ разделило хозяйственную деятельность и госуправление. Это преобразование было инициировано Нигматжаном Исингариным, чтобы безболезненно перейти к рыночным взаимоотношениям. Тогда министерство взяло на себя функции госуправления, а хозяйственная деятельность перешла в ведение трех железных дорог Казахстана. – Это одно из достижений Нигматжана Кабатаевича как государственного деятеля высокого уровня, – уверен Юрий Иванович. При нем на железной дороге усилили текущий осмотр и профилактику, сократили крупные виды ремонта, нагрузили основные средства, что позволило железной дороге несколько лет не повышать тарифы. – Он знал, что нужно делать. Заставил немного напрячься все отрасли, но зато страна успешно прошла самые сложные периоды, были созданы условия для стабилизации и развития экономики. И роль Нигматжана Кабатаевича в этом велика, – считает Юрий Лавриненко.
ПАНОРАМА РАЗВИТИЯ
Будучи интернационалистом, руководствующимся принципами дружбы и сотрудничества между нациями, Нигматжан Исингарин заручился доверием правительств стран СНГ. В 1996 году он стал председателем Интеграционного комитета Таможенного союза СНГ, заместителем генерального секретаря Евразийского экономического сообщества. Нигматжан Исингарин стал одним из основателей Ассоциации национальных экспедиторов РК, а также Казахстанской ассоциации перевозчиков и операторов вагонов, которые возглавляет в настоящий момент.
– Формирование нормативной базы, совершенствование взаимоотношений с грузоотправителями, рациональное использование подвижного состава – в это вложено много труда Нигматжана Кабатаевича, – отметил Юрий Иванович.
Во главу угла Нигматжан Исингарин всегда ставил человека. Бывая в разных регионах страны, он вносил в свою записную книжку фамилии достойных тружеников и старался помочь им, в том числе учредив ряд стипендий для студентов. Ученый, мыслитель, государственный деятель, автор большого количества научных трудов и публикаций, а также истории железной дороги Казахстана, Нигматжан Кабатаевич создал развернутую панораму по развитию отрасли и формированию профессиональных компетенций – По глубине описания отдельных династий и судеб, хронологии его можно поставить в один ряд с литературными классиками, – считает Юрий Лавриненко. – При этом имя самого Нигматжана Исингарина золотыми буквами вписано в историю стальной магистрали Казахстана.