Более 5 тыс. железнодорожных рейсов совершено за 10 лет по маршруту Китай – Европа через Казахстан

Фото Александра ЖАБЧУКА
Асель Шайхынова

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

Казахстан – страна, где была впервые озвучена инициатива «Один пояс, один путь», платформа глобального сотрудничества. Этот международный проект отмечает свой десятилетний юбилей, и в текущем году, по данным аналитиков, ожидается «взрывной рост» грузовых железнодорожных перевозок Китай – Европа через Казахстан. По их данным, за эти 10 лет совершено более пяти тысяч железнодорожных рейсов по данному направлению.

В сентябре 2013 года в присутствии глав Казахстана и КНР представители порта Ляньюньган в китайской провинции Цзянсу и АО «НК «ҚТЖ» подписали соглашение о сотрудничестве в области совместного строительства каналов для транзитных грузоперевозок и транзитно-распределительных баз. Это и стало точкой отсчета появления китайско-казахстанской базы логистического сотрудничества в Ляньюньгане.  С тех пор Казахстан – самая большая страна в мире, не имеющая выхода к морю, была соединена с морем. 

Логистическая база в Ляньюньгане – это первый важный проект Казахстана и Китая в совместном строительстве «Одного пояса, одного пути». За 10 лет база из маленькой площадки без специальной железной дороги превратилась в центр комбинированных сухопутно-морских перевозок. 

Также 8 июня 2017 года председатель КНР Си Цзиньпин в третий раз прибыл в Казахстан, где, выступая с речью, отметил, что новый наземно-морской транспортный коридор Азия – Европа, соединяющий Ляньюньган и Хоргос, построен в качестве демонстрационного проекта в рамках инициативы «Один пояс, один путь». Казахстанско-китайская граница находится всего лишь в 15 километрах от сухого порта СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» – еще одного знакового объекта данной международной инициативы.

В нынешнем юбилейном году многочисленные грузовые поезда Китай – Европа из различных городов Китая набирают обороты и совершают свои путешествия. Так, 1 января грузовой поезд Китай – Европа покинул станцию в муниципалитете Чунцин на юго-западе Китая и, согласно расписанию, прибыл в Дуйсбург в Германии через 15 дней.

– Январь обычно является межсезоньем для грузовых поездов Китай – Европа, но в этом году мы наблюдали изменения в сторону увеличения, – сообщил Global Times менеджер международной экспедиторской компании Hengtong Мэн Сянъюй.

Напомним, в 2016 году Китай торжественно запустил самый первый грузовой поезд Китай – Европа, направлявшийся в Польшу. И сейчас это направление демонстрирует бурное развитие в рамках инициативы «Один пояс, один путь», особенно в последние три года на фоне прошедшей эпидемии, растущей геополитической неопределенности и сбоев в цепочках поставок. Как показывают данные China State Railway Group Co., в 2022 году было отправлено около 16 000 грузовых поездов Китай – Европа, которые перевезли 1,6 миллиона единиц двадцатифутового эквивалента (TEU), что на 9% и 10% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года соответственно.

Также аналитики отмечают, что за последние три года грузовые поезда Китай – Европа на данном маршруте через Казахстан заработали репутацию «дороги жизни», когда морские и воздушные перевозки были подорваны пандемией. Поездами в Европу было отправлено более 109 000 тонн средств для борьбы с пандемией, а также автозапчасти, электронные изделия и различное сырье.

– Поезда открыли новый проход между Китаем, Центральной Азией, Восточной Азией, Юго-Восточной Азией и Европейским континентом. Это также создает новый ландшафт в глобальной торговле, который приведет к взаимовыгодному сотрудничеству со странами и регионами вдоль «Одного пояса, одного пути», – заявил Global Times декан института «Пояса и пути» при Хайнаньском университете Лян Хаймин.

В целом за эти годы между Казахстаном и Китаем сложился особый характер взаимоотношений по всем направлениям деятельности. Об этом свидетельствует непрерывное взаимодействие стран в вопросах торговли, инвестиций и логистики. За этот период партнерство вышло на новый качественный уровень. По всем направлениям сотрудничества наблюдается положительная динамика. Сегодня в Казахстане работают 3 300 совместных предприятий в таких стратегических отраслях, как транспорт и логистика, горно-металлургический комплекс, обрабатывающая промышленность и другие.

– Казахстан готов довести объемы ежегодных поставок пшеницы в КНР до одного миллиона тонн и выше. Для этого в том числе есть и инфраструктурные возможности. Мною дано поручение о пилотном направлении одного железнодорожного состава зерна в бондовую зону КНР, – проинформировал не так давно участников международного форума приграничного сотрудничества заместитель Премьер-министра – министр торговли и интеграции РК Серик Жумангарин.

Напомним, в настоящее время принимаются меры по модернизации торговой инфраструктуры и системы пограничного контроля на МЦПС «Хоргос» и СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота». Развиваются транзитные направления, в том числе в рамках Транскаспийского международного транспортного маршрута. За 2022 год объем перевозок грузов транзитом по железной дороге Казахстана увеличился на 1,1 миллиона тонн и составил 9,4 миллиона тонн. Транзитные перевозки автотранспортом из КНР возросли в два раза и составили 980,6 тысячи тонн. Также на форуме озвучено, что по итогам 2022 года взаимная торговля между Казахстаном и КНР достигла 24 миллиарда долларов. Экспорт казахстанской продукции в Китай вырос более чем на треть и превысил $13 миллиардов. Импорт увеличился на 33,5% и составил $11 миллиардов. Казахстан экспортирует в Китай нефть, медь и катоды из меди, руды и концентраты медные, природный газ, ферросплавы, уран, подсолнечное масло. Из КНР завозятся преимущественно телефонные аппараты, вычислительные машины, электрогенераторные установки, изделия из черных металлов, шины, части и принадлежности для автомобилей и тракторов, дорожная и строительная техника, автомобили.

По информации заместителя Премьер-министра – министра торговли и интеграции РК, в порту Ляньюньган в совокупности с казахстанско-китайским логистическим терминалом сформирована необходимая база для беспрепятственного транзита грузов. Для создания благоприятных инфраструктурных условий планируется строительство торгового хаба в Урумчи и Алматы. Кроме того, будет открыт третий железнодорожный переход между Казахстаном и Китаем в районе автомобильного пункта пропуска Бахты (РК) – Чугучак (КНР).

Новости
14.08.2025
Казахстан и Китай обсуждают строительство зернового хаба в Чэнду
Новости
14.08.2025
Транспортные полицейские отработали навыки расследования происшествий на железной дороге
Новости
14.08.2025
Казахстан намерен отправить на экспорт около 13 млн тонн зерна
Регионы
14.08.2025
Более 220 детей павлодарских железнодорожников отдохнули в летних лагерях
Спорт
13.08.2025
Победителей Х Спартакиады «Самрук-Қазына» поздравили в КТЖ
Инфраструктура
13.08.2025
Теміржол жөндеу перевыполнило план капитального ремонта путей за 7 месяцев
Регионы
13.08.2025
О работе энергохозяйства рассказали в Алматинской дистанции электроснабжения
Новости
13.08.2025
Таиланд, Мьянма, Алжир проявляют интерес к казахстанскому зерну
Регионы
12.08.2025
Защитинская дистанция сигнализации: профсоюз и руководство укрепляют охрану труда
Интервью
12.08.2025
Цифровая трансформация АО «KTZ Express»: объединение сервисов и упрощение работы с клиентами
Новости
12.08.2025
Liebherr поставила первую партию систем кондиционирования для вагонов Stadler в Казахстан
Регионы
12.08.2025
Четыре железнодорожных вокзала модернизируют в ЗКО
Новости
12.08.2025
Новый рекорд по передаче экспортных грузов в Китай установлен на станции Достык
Новости / Архив
12.08.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №64 от 12 августа 2025 года
Новости
11.08.2025
Дети работников Актауского порта провели каникулы в лагере «Еркемай»
Регионы
11.08.2025
Станция Отар: традиции, технологии и забота о людях
Регионы
11.08.2025
Пластик — на мороженое: карагандинские железнодорожники поддержали экоакцию
Регионы
11.08.2025
Почти 16 млн тонн различных грузов отправлено со станций Костанайского региона
Новости
08.08.2025
В Акмолинской области модернизируют 16 вокзалов
Регионы
08.08.2025
Павлодарские железнодорожники приняли участие в «Жер-2025»