Транзит в авангарде развития страны

Асель Шайхынова

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

С конца 2022 года и начала 2023 года на рынке ЕАЭС (Евразийский экономический союз) существенно выросли объемы перевозок. В 2022 году наблюдался рост ВВП республики на уровне 3,1%, который обеспечила сфера транспорта и складирования. При этом одним из лидеров рынка в этой сфере является АО «KTZ Express».

Эти данные озвучили коммерческий директор логистической компании RTL Alliance Дмитрий Башко и ведущий аналитик ASER Владислав Капота. Они рассказали об основных особенностях и тенденциях развития транспортно-логистической отрасли страны.

Аналитики считают, что к 2030 году Казахстан способен стать ведущим транзитным хабом Центральной Азии. Во многом этому способствовало то, что в 2022 году транспортные потоки из Азии в Европу были в значительной степени перестроены на нашу страну.  

По их словам, из-за геополитической напряженности в Восточной Европе выросла актуальность использования Транскаспийского международного транспортного маршрута. Это привело к взрывному росту внешнеторгового оборота Казахстана – более чем на 34% по сравнению с прошлым годом. Экспорт в 2022 году вырос на 39,9%, до 84,4 миллиарда долларов, а импорт – на 21,4%, до 50 миллиардов долларов.  

Развитию коридора способствует реализация на маршруте крупных инфраструктурных проектов ҚТЖ, включая строительство вторых железнодорожных путей на участке Достык – Мойынты, контейнерного хаба в порту Актау, обводной железнодорожной линии станции Алматы.  

Одновременно продолжается активная цифровизация отрасли. Облачные системы и информационные сервисы позволили логистическим компаниям перенести в онлайн многие рабочие процессы, ускорить таможенное оформлении. По словам Дмитрия Башко, в этой сфере лидером рынка является компания KTZ Express.  

Всему этому, безусловно, способствует и актуальная «Концепция развития транспортно-логистического потенциала Республики Казахстан до 2030 года». При этом в 2024-2026 годах ожидается появление современных торгово-логистических хабов вблизи границ на ключевых направлениях торговых потоков. На границе с Китаем откроется комплекс «Хоргосский узел», с Россией – центр трансграничной торговли «Евразия», с Кыргызстаном – индустриальный торгово-логистический комплекс (ИТЛК), с Узбекистаном – контейнерный хаб «Каспийский узел», а также международный центр промышленной кооперации «Центральная Азия».

Регионы
17.09.2025
Десять рационализторских предложений внедрили в Павлодарском отделении магистральной сети
Новости
17.09.2025
Развитие грузоперевозок в Казахстане обсудили Kazlogistics и BCG в Астане
Грузовые перевозки
17.09.2025
КТЖ провело выездное заседание зернового штаба в Костанае
Новости
17.09.2025
Железнодорожники учатся сортировать отходы: в филиалах ГП прошли экосессии
Новости
16.09.2025
Центр диагностики пути КТЖ продемонстрировал современные технологии
Новости
16.09.2025
Подготовку железнодорожников к зиме обсудили в Минтрансе
Интервью
16.09.2025
Новые поезда, интернет в пути и туристические маршруты: железная дорога становится комфортнее
Новости
16.09.2025
Казахстан и Россия запускают совместный агроиндустриальный парк в Alatau City
Новости
16.09.2025
Жумангарин: Объем грузоперевозок через Казахстан вырастет в 2 раза к 2029 году
Новости / Архив
16.09.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №75 от 16 сентября 2025 года
Новости
15.09.2025
КТЖ и РЖД определили приоритетные направления стратегического сотрудничества
Грузовые перевозки
15.09.2025
Почти 24 млн тонн угля перевезли к отопительному сезону в Казахстане
Регионы
15.09.2025
Месячник по предупреждению несчастных случаев на железной дороге проходит в Уральске
Регионы
15.09.2025
Машинист электропоезда Иван Смоляк предотвратил сход поезда
Регионы
15.09.2025
Железнодорожники и полиция усилили профилактику травматизма на путях в Павлодаре
Новости
15.09.2025
Систему Express International для международных пассажирских перевозок представили в Санкт-Петербурге
Спорт
15.09.2025
Машинист Асылхан Какимов завоевал золото на международном турнире в Бишкеке
Регионы
15.09.2025
Костанайские железнодорожники более 18 миллионов тонн грузов
Пассажирские перевозки
12.09.2025
Поддержка отечественного производства, долгосрочные контракты и внедрение ИИ: что изменилось в системе закупок КТЖ в 2025 году
Регионы
12.09.2025
Месячник «Автосцепному устройству локомотивов – надежную работу!» проходит в ТЧЭ-22