Транзит в авангарде развития страны
Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»
С конца 2022 года и начала 2023 года на рынке ЕАЭС (Евразийский экономический союз) существенно выросли объемы перевозок. В 2022 году наблюдался рост ВВП республики на уровне 3,1%, который обеспечила сфера транспорта и складирования. При этом одним из лидеров рынка в этой сфере является АО «KTZ Express».
Эти данные озвучили коммерческий директор логистической компании RTL Alliance Дмитрий Башко и ведущий аналитик ASER Владислав Капота. Они рассказали об основных особенностях и тенденциях развития транспортно-логистической отрасли страны.
Аналитики считают, что к 2030 году Казахстан способен стать ведущим транзитным хабом Центральной Азии. Во многом этому способствовало то, что в 2022 году транспортные потоки из Азии в Европу были в значительной степени перестроены на нашу страну.
По их словам, из-за геополитической напряженности в Восточной Европе выросла актуальность использования Транскаспийского международного транспортного маршрута. Это привело к взрывному росту внешнеторгового оборота Казахстана – более чем на 34% по сравнению с прошлым годом. Экспорт в 2022 году вырос на 39,9%, до 84,4 миллиарда долларов, а импорт – на 21,4%, до 50 миллиардов долларов.
Развитию коридора способствует реализация на маршруте крупных инфраструктурных проектов ҚТЖ, включая строительство вторых железнодорожных путей на участке Достык – Мойынты, контейнерного хаба в порту Актау, обводной железнодорожной линии станции Алматы.
Одновременно продолжается активная цифровизация отрасли. Облачные системы и информационные сервисы позволили логистическим компаниям перенести в онлайн многие рабочие процессы, ускорить таможенное оформлении. По словам Дмитрия Башко, в этой сфере лидером рынка является компания KTZ Express.
Всему этому, безусловно, способствует и актуальная «Концепция развития транспортно-логистического потенциала Республики Казахстан до 2030 года». При этом в 2024-2026 годах ожидается появление современных торгово-логистических хабов вблизи границ на ключевых направлениях торговых потоков. На границе с Китаем откроется комплекс «Хоргосский узел», с Россией – центр трансграничной торговли «Евразия», с Кыргызстаном – индустриальный торгово-логистический комплекс (ИТЛК), с Узбекистаном – контейнерный хаб «Каспийский узел», а также международный центр промышленной кооперации «Центральная Азия».