Транзит в авангарде развития страны

Асель Шайхынова

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

С конца 2022 года и начала 2023 года на рынке ЕАЭС (Евразийский экономический союз) существенно выросли объемы перевозок. В 2022 году наблюдался рост ВВП республики на уровне 3,1%, который обеспечила сфера транспорта и складирования. При этом одним из лидеров рынка в этой сфере является АО «KTZ Express».

Эти данные озвучили коммерческий директор логистической компании RTL Alliance Дмитрий Башко и ведущий аналитик ASER Владислав Капота. Они рассказали об основных особенностях и тенденциях развития транспортно-логистической отрасли страны.

Аналитики считают, что к 2030 году Казахстан способен стать ведущим транзитным хабом Центральной Азии. Во многом этому способствовало то, что в 2022 году транспортные потоки из Азии в Европу были в значительной степени перестроены на нашу страну.  

По их словам, из-за геополитической напряженности в Восточной Европе выросла актуальность использования Транскаспийского международного транспортного маршрута. Это привело к взрывному росту внешнеторгового оборота Казахстана – более чем на 34% по сравнению с прошлым годом. Экспорт в 2022 году вырос на 39,9%, до 84,4 миллиарда долларов, а импорт – на 21,4%, до 50 миллиардов долларов.  

Развитию коридора способствует реализация на маршруте крупных инфраструктурных проектов ҚТЖ, включая строительство вторых железнодорожных путей на участке Достык – Мойынты, контейнерного хаба в порту Актау, обводной железнодорожной линии станции Алматы.  

Одновременно продолжается активная цифровизация отрасли. Облачные системы и информационные сервисы позволили логистическим компаниям перенести в онлайн многие рабочие процессы, ускорить таможенное оформлении. По словам Дмитрия Башко, в этой сфере лидером рынка является компания KTZ Express.  

Всему этому, безусловно, способствует и актуальная «Концепция развития транспортно-логистического потенциала Республики Казахстан до 2030 года». При этом в 2024-2026 годах ожидается появление современных торгово-логистических хабов вблизи границ на ключевых направлениях торговых потоков. На границе с Китаем откроется комплекс «Хоргосский узел», с Россией – центр трансграничной торговли «Евразия», с Кыргызстаном – индустриальный торгово-логистический комплекс (ИТЛК), с Узбекистаном – контейнерный хаб «Каспийский узел», а также международный центр промышленной кооперации «Центральная Азия».

Новости
18.11.2025
КТЖ приняло участие во II Форуме международного сотрудничества по железнодорожному маршруту «Китай – Европа»
Новости
18.11.2025
КТЖ и Эстония обсудили развитие сотрудничества и перспективы ТМТМ
Новости
18.11.2025
АО «Кедентранссервис» обновило 19 км железнодорожных путей в 2025 году
Новости
18.11.2025
До конца года ж/д перевозки ЕАЭС – Китай перейдут на цифровой документооборот
Новости
18.11.2025
Казахстан и Узбекистан согласовали меры по стабилизации вагонопотока
Новости / Архив
18.11.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №96 от 18 ноября 2025 года
КТЖ в лицах
17.11.2025
Почетный железнодорожник Абдуали Базаркулов отметил 70-летний юбилей
Регионы
17.11.2025
Более 300 саженцев березы высадили сотрудники ВЖДО в Костанайском регионе
Новости
17.11.2025
XXI Форум межрегионального сотрудничества Казахстана и России прошел в Уральске
Новости
17.11.2025
Более 3,5 тысячи сельчан получили помощь юристов поезда «Саламатты Қазақстан»
Грузовые перевозки
17.11.2025
Более 38 млн тонн угля перевезено железнодорожным транспортом за сезон
Регионы
17.11.2025
Модернизация участка Алтынколь – Жетыген увеличит пропускную способность до 33 пар поездов в сутки
Пассажирские перевозки
17.11.2025
Поезд Атырау–Алматы будет курсировать ежедневно
Грузовые перевозки
17.11.2025
КТЖ проинформировало участников рынка о ходе перевозок зерна
Новости
14.11.2025
Лучших практиков по безопасности движения поездов определили на конкурсе в Астане
Инфраструктура
14.11.2025
Более 1400 км железнодорожного пути отремонтировано в Казахстане
Новости
14.11.2025
Профактив железнодорожников обсудил внедрение новой системы оценки профессиональных рисков в Астане
Новости
14.11.2025
Опасная попытка пересечения путей в Таразе: КТЖ напоминает о правилах безопасности
Регионы
14.11.2025
Парк эксплуатационного локомотивного депо Актогай пополнился 12 локомотивами ТЭ36А
Новости / Архив
14.11.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №95 от 14 ноября 2025 года