Центр управления движением поездов заработает в Актобе до конца 2020 года
Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»
В нынешних условиях АО «НК «ҚТЖ» более чем когда-либо активно внедряет проекты в рамках «Цифровой трансформации». Это веление времени. Один из главных проектов – «Центр управления движением поездов» – в Западном регионе, в городе Актобе. Он объединит диспетчерские центры пяти отделений (Актобе, Атырау, Мангистау, Уральск, Кызылорда).
По планам, он должен заработать в текущем году. По итогам пилотного проекта планируется рассмотреть целесообразность создания 3–5 аналогичных центров управления движением поездов с охватом всех регионов.
До сих пор управление движением поездов, регулирование сигналами светофоров, переключение стрелок на путях в основном производятся дистанционно поездными диспетчерами из диспетчерских центров, расположенных в областных центрах.
Однако информация «свободен» либо «занят» путь передается, грубо говоря, допотопным способом. Естественно, в реалиях XXI века с цифровыми километровыми шагами это тре бует пересмотра.
Поэтому в рамках данного проекта на станциях устанавливается дополнительное оборудование (микропроцессорная диспетчерская централизация – МПДЦ), которое позволяет в автоматическом режиме отображать на мониторе у поездного диспетчера реальную ситуацию на станционных путях в режиме реального времени.
Создание единого центра управления движением поездов обеспечит централизованный контроль поездного положения и управление движением поездов с отображением всех данных на единое «коллективное табло». В результате процесс передачи и получения информации о показаниях светофоров, стрелочных переводов, приближения поезда будет автоматизирован. Управление движением поездов будет обеспечивать централизованно поездной диспетчер.
За 2018–2019 годы по проекту уже достигнуты высокие результаты. Так, микропроцессорная диспетчерская централизация внедрена на 84 раздельных пунктах (9 диспетчерских кругах на участках Шалкар – Жем, Кандыагаш – Шубаркудык, Шубаркудык – Сагыз, Сагыз – Макат, Уральск – Озинки, Уральск – Казахстан, Казахстан – Илецк, Илецк – Жайсан, Казалы – Саксаульск).
Модернизировано оборудование связи в 57 линейно-аппаратных залах, а также внедрены автоматизированные системы контроля подвижного состава и ведения технической документации по всем дистанциям сигнализации и связи.
При автоматизации постепенно будут укрупнены диспетчерские центры из областных в межрегиональные с дистанционным форматом управления станциями. То есть отделения дорог не просто оптимизируются, а укрупнятся диспетчерские круги, удлинятся «плечи» безотцепочного движения локомотивов.
Прежде всего повысится производительность труда и сократятся затраты на содержание локомотивного парка существующих отделений дорог. Ожидаемый экономический эффект от реализации проекта до 2025 года составляет 30,7 миллиарда тенге.
Проект «Центр управления движением поездов» обеспечит замену физически изношенных и внедрение современных микропроцессорных систем диспетчерской централизации.
По словам специалистов, минувший год стал годом больших изменений в Программе трансформации. Он привнес кардинальные изменения не только в программу, но и в деятельность компании в целом.
Была принята новая стратегия развития компании до 2029 года. В целом запущенная в августе 2019 года программа «Цифровая трансформация» является одним из инструментов реализации стратегии и ее целей и направлена на повышение операционной эффективности, стоимости и инвестиционной привлекательности компании.