Пилотный полигон в рамках проекта ЦУП открыли в Актобе

Цифровизация
28.12.2020, 19:57
Асель Шайхынова

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

В настоящее время АО «НК «ҚТЖ» активнее чем когда-либо внедряет проекты в рамках цифровой трансформации. Один из главных – «Центр управления движением поездов (ЦУП)», в рамках которого создан пилотный полигон в западном регионе – городе Актобе. Он объединил диспетчерские центры пяти отделений – Актобе, Атырау, Мангистау, Уральска и Кызылорды. 

Работа по созданию опытного полигона началась в рамках программы «Цифровая трансформация» еще в 2018 году и состояла из двух этапов.

– Изначально руководством АО «НК «ҚТЖ» была поставлена задача о создании единого центра управления движением поездов. Для этого была организована рабочая комиссия по рассмотрению вариантов организационной структуры. Комиссия изучала работу ЦУП российской и белорусской железных дорог, европейскую систему управления движением поездов «Атлас 400» и другие, – рассказывает начальник Центра автоматики, телемеханики и связи на железнодорожном транспорте филиала АО «НК «ҚТЖ» – «Акмолинское отделение магистральной сети» Бахыт Тойбаев. 

Было принято решение об организации трех центров управления движением поездов. Директором департамента автоматики, телемеханики и телекоммуникаций была предложена модернизация существующих систем ДЦ (ДВК – диспетчеризация временным кодированием, ПЧДЦ – полярно-частотное кодирование ДЦ, ЧДЦ-частотный код, НИВА), а также предложено оборудовать участки, где отсутствует система ДЦ, более современными АСДЦ собственного производства АО «НК «ҚТЖ» (это дает возможность интегрироваться с системами верхнего уровня Гид Урал, АСУ ДС ИТД). После этого предложено перейти на объединение кругов отделений в региональные центры.

– Первый этап – модернизация существующих релейно-электронных систем, у которых время передачи сигналов (ТУ, ТС) составляло от одной до пяти секунд. При этом маршрутное управление стрелками на удаленных раздельных пунктах составило расстояние в 100 километров и более от центрального поста ДЦ, – говорит Бахыт Тойбаев. 

Отметим, диспетчерская централизация (ДЦ) – это комплекс устройств железнодорожной автоматики, телемеханики и связи, предназначенный для централизованного диспетчерского управления стрелками, сигналами и другими объектами станций диспетчерского участка (круга). 

– Второй этап – организация регионального центра в диспетчерском центре в Актобе. И в первом, и во втором этапе реализации программы активное непосредственное участие приняли специалисты департамента автоматики, телемеханики и телекоммуникаций А. Енсепов (ШЧ-3), М. Мурсал (ШЧ-4), С. Кадыруглов (ШЧ-6), М. Тугультаев (ШЧ-7), А. Жолдасов (ШЧ-9), Г. Жумасейтов (ШЧ-10), Е. Атшыбаев (ШЧ-11), Г. Искаков (ШЧ-40), А. Косанов (ШЧ-39 во главе с директором дистанции сигнализации и связи ШЧ-5 С. Екибаевым, а также заместителем региональной лаборатории ЦШЛ по западному региону М. Бекеновым, – отметил он. 

Основная работа выпала на плечи Актюбинской дистанции сигнализации и связи (ШЧ-5), котора помимо решения технических вопросов организовывала и работы по капитальному ремонту нового здания ЦУПа. 

Для исполнения задачи первого этапа департаментом ЦШ предложено внедрение технических решений МП АСДЦ Актюбинского департамента разработок линейных систем (ДРЛС). 

По словам специалистов, для экономии эксплуатационных расходов все работы по разработке технической документации и установке, монтажу аппаратуры АСДЦ решено выполнить хозяйственным способом силами дистанции сигнализации и связи. Для этого разработан специальный график ведения работы. 

Также предусматривалось организовать бригаду специалистов для монтажа и регулировки схем увязки с существующими типами ЭЦ (ТР-54,ЭЦ-2, ЭЦ-8, 9, 12, БМРЦ И ЭЦ-РПК), закуп оборудования центрального поста (ЦП) и линейного поста (ЛП). 

Необходима была установка и сборка шкафов ЦП и ЛП на каждом раздельном пункте (на первом этапе 2019-2020 годов количество шкафов ЦП – на 24 круга, ЛП – на 249 раздельных пункта). В установленные сроки выполнены все работы по установке и монтажу оборудования системы МП АСДЦ. Параллельно специалистами ДРЛС Актобе велась разработка программного обеспечения ПО на ЦП и ЛП.

Также впервые было принято техническое решение передачи данных сигналов ТУ, ТС по каналам в цифровом формате посредствам волоконно-оптической линии связи. В данной работе активное участие приняли работники АО «Транстелеком» (ТТК), ГВЦ и связисты дистанции сигнализации и связи. 

Во втором этапе основная работа легла на плечи ШЧ-5. Это передислокация поездных диспетчеров Атырауского, Мангистауского, Кызылордиснкого, Уральского, Илецкого (ИЖУ) отделений в новое здание Центра управления движения поездов г. Актобе с организацией рабочих мест, проверка всех сигналов и других работ по организации каналов связи и многого другого. 

– По докладу с мест причастных ШЧ организовали пусконаладочные работы с проверкой зависимости между стрелками и сигналами согласно ГОСТа 33896-2016 и инструкции, методики проведения приемочных испытаний МП ДЦ при включении в эксплуатацию, – говорит Бахыт Тойбаев. 

В целом, в этом поистине историческом событии по созданию опытного полигона принимало и принимает участие немало железнодорожников, труд каждого из которых неоценим и важен.

Новости
16.05.2025
Эксперты обсудили вопросы обновления Договора о Едином транзитном тарифе
Новости
16.05.2025
Министры транспорта Китая и стран ЦА обсудили цифровизацию перевозок и ИБР в Астане
Новости
16.05.2025
KTZ Express и порт Ляньюньган обсудили строительство контейнерного хаба в порту Актау
Регионы
16.05.2025
Отчетно-выборная конференция профсоюзной организации прошла на станции Оскемен-1
Регионы
16.05.2025
Конкурс «Лучший по профессии» прошел в Илецком отделении ГП
Новости / Архив
16.05.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №37 от 16 мая 2025 года
Новости
15.05.2025
Порт Курык и SPG Циндао подписали меморандум на транспортном форуме Казахстан — Китай
Новости
15.05.2025
Казахстан и КНР: мосты, реки, хабы — на повестке транспортного форума в Астане
Новости
15.05.2025
KTZ Express ведёт переговоры по сотрудничеству с портом Чабахар
Регионы
15.05.2025
Весенний осмотр завершился в Оскеменском регионе
Регионы
15.05.2025
Более 2 млн тонн грузов отправлено в апреле со станций Костанайского региона
Пассажирские перевозки
15.05.2025
Более 9,5 тысячи пассажиров воспользовались услугами «Поезд+поезд» и «Вагон+вагон»
Новости
15.05.2025
Железнодорожники совершенствуют действия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Новости
14.05.2025
Неделя на финансирование: правительство ускоряет торгово-транзитные проекты
Регионы
14.05.2025
Уральские железнодорожники провели конкурс по технике безопасности
Новости
14.05.2025
Более 20 км железнодорожного полотна отремонтировало Теміржол жөндеу
Безопасность
14.05.2025
Железнодорожники напомнили правила безопасного поведения на путях 21 тысячи граждан
Новости
14.05.2025
Казахстан и Шэньси обсудили развитие маршрута Китай – Европа
Регионы
13.05.2025
Цветы, знаки, воспоминания: уральские железнодорожники провели памятные акции ко Дню Победы
Новости
13.05.2025
Имена фронтовиков — на бумажных крыльях: акцию памяти провели в Кокшетау