Пилотный полигон в рамках проекта ЦУП открыли в Актобе

Цифровизация
28.12.2020, 19:57
Асель Шайхынова

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

В настоящее время АО «НК «ҚТЖ» активнее чем когда-либо внедряет проекты в рамках цифровой трансформации. Один из главных – «Центр управления движением поездов (ЦУП)», в рамках которого создан пилотный полигон в западном регионе – городе Актобе. Он объединил диспетчерские центры пяти отделений – Актобе, Атырау, Мангистау, Уральска и Кызылорды. 

Работа по созданию опытного полигона началась в рамках программы «Цифровая трансформация» еще в 2018 году и состояла из двух этапов.

– Изначально руководством АО «НК «ҚТЖ» была поставлена задача о создании единого центра управления движением поездов. Для этого была организована рабочая комиссия по рассмотрению вариантов организационной структуры. Комиссия изучала работу ЦУП российской и белорусской железных дорог, европейскую систему управления движением поездов «Атлас 400» и другие, – рассказывает начальник Центра автоматики, телемеханики и связи на железнодорожном транспорте филиала АО «НК «ҚТЖ» – «Акмолинское отделение магистральной сети» Бахыт Тойбаев. 

Было принято решение об организации трех центров управления движением поездов. Директором департамента автоматики, телемеханики и телекоммуникаций была предложена модернизация существующих систем ДЦ (ДВК – диспетчеризация временным кодированием, ПЧДЦ – полярно-частотное кодирование ДЦ, ЧДЦ-частотный код, НИВА), а также предложено оборудовать участки, где отсутствует система ДЦ, более современными АСДЦ собственного производства АО «НК «ҚТЖ» (это дает возможность интегрироваться с системами верхнего уровня Гид Урал, АСУ ДС ИТД). После этого предложено перейти на объединение кругов отделений в региональные центры.

– Первый этап – модернизация существующих релейно-электронных систем, у которых время передачи сигналов (ТУ, ТС) составляло от одной до пяти секунд. При этом маршрутное управление стрелками на удаленных раздельных пунктах составило расстояние в 100 километров и более от центрального поста ДЦ, – говорит Бахыт Тойбаев. 

Отметим, диспетчерская централизация (ДЦ) – это комплекс устройств железнодорожной автоматики, телемеханики и связи, предназначенный для централизованного диспетчерского управления стрелками, сигналами и другими объектами станций диспетчерского участка (круга). 

– Второй этап – организация регионального центра в диспетчерском центре в Актобе. И в первом, и во втором этапе реализации программы активное непосредственное участие приняли специалисты департамента автоматики, телемеханики и телекоммуникаций А. Енсепов (ШЧ-3), М. Мурсал (ШЧ-4), С. Кадыруглов (ШЧ-6), М. Тугультаев (ШЧ-7), А. Жолдасов (ШЧ-9), Г. Жумасейтов (ШЧ-10), Е. Атшыбаев (ШЧ-11), Г. Искаков (ШЧ-40), А. Косанов (ШЧ-39 во главе с директором дистанции сигнализации и связи ШЧ-5 С. Екибаевым, а также заместителем региональной лаборатории ЦШЛ по западному региону М. Бекеновым, – отметил он. 

Основная работа выпала на плечи Актюбинской дистанции сигнализации и связи (ШЧ-5), котора помимо решения технических вопросов организовывала и работы по капитальному ремонту нового здания ЦУПа. 

Для исполнения задачи первого этапа департаментом ЦШ предложено внедрение технических решений МП АСДЦ Актюбинского департамента разработок линейных систем (ДРЛС). 

По словам специалистов, для экономии эксплуатационных расходов все работы по разработке технической документации и установке, монтажу аппаратуры АСДЦ решено выполнить хозяйственным способом силами дистанции сигнализации и связи. Для этого разработан специальный график ведения работы. 

Также предусматривалось организовать бригаду специалистов для монтажа и регулировки схем увязки с существующими типами ЭЦ (ТР-54,ЭЦ-2, ЭЦ-8, 9, 12, БМРЦ И ЭЦ-РПК), закуп оборудования центрального поста (ЦП) и линейного поста (ЛП). 

Необходима была установка и сборка шкафов ЦП и ЛП на каждом раздельном пункте (на первом этапе 2019-2020 годов количество шкафов ЦП – на 24 круга, ЛП – на 249 раздельных пункта). В установленные сроки выполнены все работы по установке и монтажу оборудования системы МП АСДЦ. Параллельно специалистами ДРЛС Актобе велась разработка программного обеспечения ПО на ЦП и ЛП.

Также впервые было принято техническое решение передачи данных сигналов ТУ, ТС по каналам в цифровом формате посредствам волоконно-оптической линии связи. В данной работе активное участие приняли работники АО «Транстелеком» (ТТК), ГВЦ и связисты дистанции сигнализации и связи. 

Во втором этапе основная работа легла на плечи ШЧ-5. Это передислокация поездных диспетчеров Атырауского, Мангистауского, Кызылордиснкого, Уральского, Илецкого (ИЖУ) отделений в новое здание Центра управления движения поездов г. Актобе с организацией рабочих мест, проверка всех сигналов и других работ по организации каналов связи и многого другого. 

– По докладу с мест причастных ШЧ организовали пусконаладочные работы с проверкой зависимости между стрелками и сигналами согласно ГОСТа 33896-2016 и инструкции, методики проведения приемочных испытаний МП ДЦ при включении в эксплуатацию, – говорит Бахыт Тойбаев. 

В целом, в этом поистине историческом событии по созданию опытного полигона принимало и принимает участие немало железнодорожников, труд каждого из которых неоценим и важен.

Грузовые перевозки
05.12.2025
Перевозки через стык «Достык — Алашанькоу» выросли на 6%
Новости
05.12.2025
На линию Курык – Алят в 2026 году выйдут два новых парома
Новости
05.12.2025
Новая компетенция «Управление локомотивом» представлена на чемпионате WorldSkills Kazakhstan
Новости / Архив
05.12.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №101 от 05 декабря 2025 года
Новости
04.12.2025
Экспортный путь зерна до узбекской границы продемонстрировали журналистам
Новости
04.12.2025
Транзит по ТМТМ из Китая увеличился на 12%
Регионы
04.12.2025
Будни станции Арстансор: малый штат, большой участок ответственности
КТЖ в лицах
04.12.2025
«К каждому нужен подход»: будни проводницы женского вагона
Новости
03.12.2025
Более 1700 раз экстренно тормозили машинисты поездов в этом году
Интервью
03.12.2025
Перевозки, парк и цифровые решения: «Қазтеміртранс» подводит итоги и формирует стратегию развития до 2026 года
Пассажирские перевозки
03.12.2025
Поезд «Астана – Омск» начнет курсировать в декабре
Инфраструктура
03.12.2025
КТЖ перевыполнило план ремонта путей на 2025 год
Новости
02.12.2025
Навигационные пломбы в ЕАЭС начнут применять с февраля 2026 года
Новости
02.12.2025
Программно-аппаратный комплекс установили на автомотрисах Астанинской дистанции электроснабжения
Пассажирские перевозки
02.12.2025
ЕАЭС упростит железнодорожные пассажирские перевозки
Грузовые перевозки
02.12.2025
Перевозки грузов по сети ҚТЖ выросли до 287,8 млн тонн
Новости
02.12.2025
Порт Актау получил финансовую поддержку Европейского Союза
Новости / Архив
02.12.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №100 от 02 декабря 2025 года
Новости
01.12.2025
Железнодорожники обсудили вопросы интеграции охраны труда в бизнес-процессы
Регионы
01.12.2025
«Ұлттық диктант» написали кокшетауские железнодорожники