Автоведение локомотивов встает на рельсы в Казахстане

Инфраструктура
23.05.2019, 11:01
Асель Шайхынова

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

В Казахстане внедряются интеллектуальные системы автоведения локомотивов. На днях на железнодорожном участке Нур-Султан – Экибастуз представители АО «НК «ҚТЖ» и российского разработчика провели испытания локомотива с применением интеллектуальных систем автоведения, которые значительно облегчат труд машинистов, улучшат их работоспособность и внимательность.

В экспериментальную поездку отправился грузовой поезд весом до 6 300 тонн. Система автоведения в режиме реального времени рассчитывает скоростную траекторию следования непосредственно на борту локомотива. Учитываются график движения, профиль пути, вес и длина состава, а также показания светофоров, данные по ограничению скорости, тяговые и тормозные характеристики локомотива. Информация отображается на экране дисплея, установленного в кабине машиниста. Пользовательское меню работы с системой автоведения напоминает меню сотового телефона.

Как отметил главный инженер АО «НК «ҚТЖ» Батыр Котырев, внедрение автоведения позволит получить экономию электроэнергии, улучшить условия труда локомотивной бригады, повысить производительность труда машинистов за счет снижения психофизиологических нагрузок и утомляемости во время поездки. Кроме того, программа увеличит пропускную способность участков обслуживания, появится возможность для удлинения «плеч обслуживания» локомотивных бригад.

– Теперь в депо будут организованы поэтапное обучение и обкатка по применению автоведения машинистов-инструкторов и машинистов. После сдачи зачета на программном тренажере в учебном классе машинисты смогут работать с автоведением. Планируется, что первые подготовленные машинисты самостоятельно поведут поезда с применением системы в четвертом квартале 2019 года, – рассказал Батыр Котырев.

В свою очередь, заместитель начальника столичного эксплуатационного локомотивного депо Александр Недюжин отметил, что применение систем автоведения уменьшит психофизиологическую нагрузку и утомляемость машиниста.

– Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены провел исследование по применению автоведения. По его данным, система уменьшает загруженность машиниста и продлевает его работоспособность в среднем на 2–3 часа, – сказал Александр Недюжин. По словам же руководителя департамента развития ООО «АВП Технология» Дмитрия Волковского, решены сложные задачи взаимодействия двух интеллектуальных цифровых систем – системы управления всего оборудования электровоза французской компании Alstom с системой автоведения поезда от российского разработчика – компании ООО «АВП Технология».

– На дисплеях высокого разрешения пульта машинисту предоставляется вся оперативная и диагностическая информация о режимах работы оборудования всех секций локомотива. Для локомотивной бригады созданы самые безопасные и комфортные условия труда. Кабина электровоза оснащена компьютеризованной системой климат-контроля; установлены мягкие и удобные сиденья, холо дильник, микроволновая печь и эргономичный санузел, впервые на электровозах этой серии применена полностью автоматическая система ведения поезда, которая сводит к минимуму вероятность ошибки машиниста, обеспечивает наиболее рациональный режим ведения и энергопотребления, – поделился он.

Также, по его словам, уникальность работы системы автоведения состоит в том, что весь расчет с параметров для формирования команды по управлению локомотивом в бортовом блоке центрального процессора происходит с частотой один раз в секунду, то есть здесь и сейчас.

Автоведение планируется ввести в эксплуатацию на пассажирских тепловозах серии ТЭП33А, грузовых электровозах серии KZ8A и пассажирских электровозах серии KZ4AT.

Грузовые перевозки
21.10.2025
Экспорт казахстанского зерна вырос до 7,3 млн тонн
Новости
21.10.2025
Президентам Казахстана и Азербайджана презентовали проект «Развитие Среднего коридора»
Новости
21.10.2025
В транспортные коридоры Центральной Азии инвестируют 52 млрд долларов
Новости
21.10.2025
Железнодорожники Акмолинского региона представили 64 рационализаторских предложения
Пассажирские перевозки
21.10.2025
ТОП-5 удобных сервисов для пассажиров поездов назвали в КТЖ
Новости
21.10.2025
ОТЛК ЕРА обслуживает 800 маршрутов на Евразийском континенте
Новости / Архив
21.10.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №87 от 21 октября 2025 года
Новости
20.10.2025
Руководство КТЖ посетило завод Stadler для проверки готовности к запуску новых вагонов
Регионы
20.10.2025
Акмолинские железнодорожники погрузили 7,2 миллиона тонн грузов
Регионы
20.10.2025
Павлодарские железнодорожники отметили 120-летие профсоюзного движения
Регионы
20.10.2025
Железнодорожники Семейского отделения магистральной сети высадили более 3 тысяч деревьев
Регионы
20.10.2025
Карагандинский филиал «Казпрофтранс» вручил ветеранам памятные медали к 120-летию профсоюзного движения
Пассажирские перевозки
20.10.2025
Нацперевозчик запустил новый пригородный маршрут Аркалык — Державинская
Регионы
20.10.2025
Железнодорожники и полицейские провели профилактический рейд на станции Жетысу
Новости
20.10.2025
Работники KTZ Express высадили более 1300 деревьев в рамках акции «Таза Қазақстан»
Регионы
20.10.2025
Более 470 тыс. тонн зерна нового урожая отправлено из Костанайского региона
Регионы
19.10.2025
Талгат Алдыбергенов проверил ход реконструкции вокзала в Уральске
Новости
17.10.2025
Преподаватели железнодорожных вузов и колледжей прошли стажировку в КТЖ
Регионы
17.10.2025
Железнодорожники Восточного Казахстана провели мониторинг наличия угля на угольных тупиках региона
Новости
17.10.2025
Железнодорожник Султан Смамбаев награжден медалью «Ерен еңбегі үшін»