ҚТЖ полностью удовлетворяет потребности грузоотправителей

Интервью
22.10.2021, 14:25
Ежегодно в разгар отопительных сезонов в разных регионах страны вспыхивает ажиотаж, связанный с нехваткой твердого топлива. В этот период грузоотправители начинают подавать заявки на поставку угля в больших объемах для обеспечения нужд коммунально-бытового сектора и населения. В свою очередь, АО "НК "ҚТЖ" проводит все необходимые мероприятия по исполнению обязательств по плану перевозок. О том, с чем могут быть связаны трудности на железнодорожных тупиках, рассказал заместитель председателя правления АО «НК «Қазақстан темір жолы» Оралхан КУЛАКОВ, передает Rail-news.kz.

- Оралхан Райханович, с наступлением осени традиционно возникает ажиотаж, связанный с нехваткой угля. И зачастую кивают в вашу сторону, якобы не хватает вагонов. С чем, на ваш взгляд, связана данная ситуация?

– Сразу скажу – проблем с вагонами нет! Мы прогнозировали, что такая ситуация возможна, поэтому просили грузоотправителей, в первую очередь, угольщиков, заблаговременно отправлять груз, переориентировать погрузки угля с осенне-зимнего периода на летние месяцы. С аналогичной просьбой мы неоднократно обращались, в том числе и через СМИ, к населению и акиматам. Однако активный закуп у нас начинается с наступлением холодов, тогда нарушается равномерность погрузки, создаются условия для ажиотажа и роста цен.

Для своевременного и полного обеспечения заявок грузоотправителей, исключения дефицита полувагонов при перевозке угля для ТЭЦ, коммунально-бытового сектора и населения в период отопительного сезона регулярно в ҚТЖ проводятся встречи по вопросам обеспечения погрузки угля. У нас действует специальный штаб, сформированы мониторинговые группы для свода информации по наличию коммунально-бытового угля, которые на постоянной основе предоставляют отчеты о работе подъездных путей, наличии проблемных вопросов.

За крупными отправителями угля закреплены полувагоны АО «Қазтеміртранс». Это гарантирует угольным разрезам предоставление со стороны ҚТЖ подвижного состава. Кроме того, в этом году организованы кольцевые маршрутные отправки угля из основных крупных угледобывающих предприятий.

Читать также: Пресс-тур: основные точки реализации угля в Нур-Султане (+фото)

– Вы сказали, что дефицита подвижного состава для перевозки угля нет…

– Поясню. Перевозка угля с каждым годом растет. За период январь-сентябрь текущего года по сети казахстанских железных дорог погрузка угля выросла к уровню аналогичного периода прошлого года на 5,2% и составила 76,6 млн тонн. Казахстанским потребителям доставлено свыше 53,6 млн тонн твердого топлива. Этот показатель вырос на 3,5%. На экспорт отправлено 23 млн тонн. Прогнозируемый объем погрузки угля в 2021 году составляет 104 млн тонн, из них 73 млн тонн доставят на внутренний рынок страны. С нашей стороны принимаются все меры по своевременному обеспечению подвижного состава.

В Казахстане насчитывается более 63 тыс. полувагонов различных форм собственности. Из них 35 тысяч, или 55% парка, задействовано в перевозке угля. Этого количества достаточно при соблюдении отправителями и получателями технологических сроков оборота вагонов. Простой вагонов приводит к затруднению работы железной дороги.

  Возможно ли, что дефицит вагонов создается искусственно самими работниками станций? Насколько прозрачен процесс распределения вагонов?

– Это невозможно, работники станций не могут никак влиять на дефицит или профицит подвижного состава. Все вагоны являются собственными и направляются на станцию погрузки согласно перевозочным документам, которые оформляются строго по инструкции оператора или собственника подвижного состава.

  Выгодно ли ҚТЖ возить уголь? Сколько зарабатывает Нацкомпания на этом?

– Судите сами: тарифная ставка на перевозку каменного угля   по отношению к тарифу на перевозку других грузов является самой низкой. К примеру, в 5 раз ниже к тарифу перевозок черных металлов, в 4 раза ниже лома черных металлов, в 2,5 раза лесных грузов.

Тариф на железнодорожные перевозки утверждает и контролирует государственный уполномоченный орган.

– В целом, насколько пандемия повлияла на перевозки?  Насколько позитивна динамика объемов перевозок грузов?

– В период пандемии железная дорога демонстрирует устойчивую стабильность своей работы. Более того, ҚТЖ полностью удовлетворяет потребности грузоотправителей, исполняя обязательства по плану перевозок.  Так, за 9 месяцев 2021 года погрузка по сети ҚТЖ выросла на 1,5% и составила 190 млн тонн. Внутри страны перевезено 123 млн тонн груза. Экспорт вырос на 2,5% и достиг 66,6 млн тонн. Объемы отправок по ряду номенклатур груза превышают прогнозы.  К прошлому году рост показали перевозки нефтепродуктов на 7,2% (до 13 млн тонн), железной руды и марганца – 3,2% до 20,8 млн тонн. В целом перевезено 11,9 млн тонн строительных грузов, 3,6 млн тонн черных металлов, 2,9 млн тонн химических удобрений, 16,8 млн тонн цветной руды и серного сырья.  Грузооборот, один из основных показателей работы грузовых перевозок, вырос на 2,6% и составил 176,4 млрд тонно-км.

Грузовые перевозки / Цифра недели
20.06.2025
Объем перевозок казахстанского зерна вырос на 54%
Инфраструктура
20.06.2025
Около 400 км железных дорог отремонтировано в Казахстане
Регионы
20.06.2025
Дополнительный скоростной поезд запущен по маршруту Караганда – Балхаш
Регионы
20.06.2025
Работы по модернизации железнодорожного вокзала начались в Усть-Каменогорске
Новости
20.06.2025
Казахстанский транспортно-логистический форум-2025 прошел в Алматы
Пассажирские перевозки
20.06.2025
Необходимые условия созданы для комфорта пассажиров на вокзалах в направлении Алаколя
Новости / Архив
20.06.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №47 от 20 июня 2025 года
Регионы
19.06.2025
Пожарно-тактические учения прошли в Мангистауском отделении магистральной сети
Новости
19.06.2025
Около тысячи пассажиров получили первую помощь в поездах КТЖ за три года
Новости
19.06.2025
Касым-Жомарт Токаев посетил завод Stadler Kazakhstan
Грузовые перевозки
19.06.2025
Около 15 тысяч тонн пшеницы экспортирует Казахстан во Вьетнам
Регионы
19.06.2025
Воспитанники детского дома побывали на экскурсии на станции Павлодар
Пассажирские перевозки
19.06.2025
Новый электропоезд выйдет на маршрут «Астана – Курорт Бурабай» к началу июля
Пассажирские перевозки
18.06.2025
Около 240 тысяч пассажиров планируется перевезти железнодорожным транспортом этим летом на Алаколь
Новости
18.06.2025
Меморандум по углублению сотрудничества по ж/д экспрессам «Китай – Центральная Азия – Европа» подписан на саммите «Китай – Центральная Азия»
Регионы
18.06.2025
Итоги двухмесячника «Руководитель — гарант безопасности» подвели на станции Алматы-1
Новости
18.06.2025
Железнодорожники проводят противопожарные рейды в Карагандинском регионе
Новости
17.06.2025
Казахстан предложил Китаю создать совместный грузовой терминал в порту Курык
Новости
17.06.2025
Жумангарин: через Казахстан проходит более 80% наземных грузов из Китая в Европу
Грузовые перевозки
17.06.2025
Казахстан стал главным поставщиком зерна в Азербайджан