Канат Альмагамбетов: «Сбоев в работе гигантского железнодорожного механизма быть не должно»

Интервью
09.08.2022, 10:13
Любовь Ровба

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

В текущем году АО «НК «Қазақстан темір жолы» отмечает свое 25-летие.За это время национальный перевозчик прошел большой путь преобразований, с каждым годом наращивая производственные показатели и воплощая в жизнь крупные инфраструктурные проекты. Железная дорога имеет стратегическое значение для экономического развития и безопасности Казахстана, и сегодня компания стоит у порога новых реформ. Заместитель председателя правления АО «НК «ҚТЖ» Канат АЛЬМАГАМБЕТОВ в интервью нашей газете рассказал о предстоящих изменениях, планах на перспективу и уже достигнутых результатах.

 

– Канат Есмуханович, проработав на стальной магистрали Казахстана около 40 лет, вы стали свидетелем масштабных преобразований. Что Вы могли бы отметить в качестве главных достижений АО «НК «ҚТЖ» с момента образования? 

– Самым главным достижением за годы независимости считаю огромный вклад железнодорожников в становление и развитие экономики страны. Несмотря на почти 100-процентную зависимость от поставок запасных частей и комплектующих извне, предоставляя один из самых низких тарифов на пространстве СНГ, железнодорожники Казахстана все эти годы обеспечивают стабильные перевозки пассажиров и народнохозяйственных грузов. 

И, конечно же, одно из основных достижений компании за прошедший период – строительство порядка 2,5 тысячи километров новых железных дорог, которые обеспечили кратчайшие расстояния для внутренних и трансконтинентальных перевозок. Это позволило интегрироваться в глобальные логистические цепочки и переориентировать часть международного транзитного грузопотока на казахстанские маршруты.

В результате значительно вырос объем перевозок. В прошлом году по основному производственному показателю – эксплуатационному грузообороту – мы достигли исторического максимума за годы независимости Казахстана. По итогам 2021 года он составил 239 миллиардов тонно-километров, а в первом полугодии текущего года достиг 120 миллиардов тонно-километров, что на 5% выше аналогичного показателя минувшего года.  Отправлено   около 127 миллионов тонн грузов. 

Преодолена рубежная планка и в транзитных перевозках – в 2021 году через Казахстан проследовало более миллиона груженых контейнеров. 

Реализованы масштабные проекты в отрасли отечественного железнодорожного машиностроения – построены заводы по производству электровозов, тепловозов и пассажирских вагонов, возведены необходимые объекты инфраструктуры, в том числе новый железнодорожный комплекс «Нұрлы жол» в столице.

– В начале июляГлава государства поручил осуществить масштабную модернизацию ҚТЖ. На чем планируете сосредоточиться в ближайшее время? 

– Президент страны дал конкретные поручения по трансформации компании, увеличению ее логистических возможностей. И в настоящий момент мы совместно с Министерством индустрии и инфраструктурного развития работаем в этом направлении.

Компания продолжает оставаться главным перевозчиком продукции отечественных предприятий как внутри страны, так и на экспорт. И, конечно же, нужно развивать компетенции в логистике, увеличивать транзитные перевозки, искать альтернативные маршруты, помогать казахстанским предприятиям осваивать новые регионы сбыта продукции. 

В связи с этим, безусловно, будут и новые компетенции АО «НК «ҚТЖ» в части принятия решений, усиления партнерства с соседними железнодорожными администрациями, транспортными компаниями и предприятиями и т.д. Запланирован большой комплекс мер.  Начиная от стыков, границ, терминалов внутри Казахстана и за его пределами ­– все это получит развитие. В том числе и наши порты на Каспии. 

– Несколько лет назад компания уже претерпевала глобальные изменения, тогда ставилась задача объединения с другими видами транспорта и превращения АО «НК «ҚТЖ» в крупный транспортно-логистический холдинг. Что пошло не так?

– Когда через Казахстан пошел первый контейнерный поезд ЕС – КНР – ЕС и стал развиваться, у нас появились масштабные программы, нацеленные на усиление влияния ҚТЖ в работе с транзитом, участие в строительстве контейнерных хабов в портах, терминалах на конечных пунктах. Компании передали в управление аэропорты, порты, Казавтожол. Все это делалось для того, чтобы максимально использовать транспортные возможности Казахстана. Однако при этом было упразднено Министерство транспорта, и все эти масштабные изменения курировались на уровне вице-министра и Комитета транспорта, что, конечно, создавало определенные сложности. Все ошибки тех лет, надеюсь, будут учтены. 

Но ведь Министерства транспорта в Казахстане по-прежнему нет.  К слову, вопрос его создания постоянно поднимают старожилы отрасли.

– И я с ними согласен. Казахстан – огромная страна. Внедряются масштабные проекты в железнодорожной отрасли, столько автомобильных трасс строится, авиация развивается, порты. Это и взаимосвязанность регионов, и взаимодействие с соседями. По моему мнению, МИИР просто физически не успевает проводить необходимый объем работы по нормативно-правовому регулированию в транспортной отрасли. У нас много законодательных норм, которые не ускоряют, а сдерживают развитие транспорта, а где-то даже останавливают его. Думаю, благодаря созданию Министерства транспорта было бы легче воплощать в жизнь последние указания Главы государства, быстрее будет принята транспортная стратегия. Это веление времени, и мы надеемся, что вопрос в скором времени будет решен.

– Как на деятельности компании сказывается геополитическая ситуация? 

– Геополитическая ситуация создает новую реальность в регионе. Сегодня меняются многие традиционные маршруты перевозок. И, конечно, нашим грузоотправителям тяжело быстро найти рынки сбыта и пути доставки своих товаров с Востока на Запад и наоборот.  Поэтому перед ҚТЖ и стоит задача – развивать логистику и искать новые альтернативные пути. Кто сейчас предоставит хороший надежный маршрут транспортировки, тот будет иметь груз, транзит и доход.

К примеру, ситуация в России и Украине привела к переориентации в этом году более двух миллионов тонн казахстанских экспортных грузов с российских портов на порты Латвии (Вентспилс, Рига, Лиепая). 

Мы принимаем меры по развитию Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ). Потенциал перевозок только казахстанских грузов по ТМТМ оценивается более чем в четыре миллиона тонн в год. Логистические операторы Северного маршрута Китай – Европа также могут переключить свои объемы на этот маршрут, однако сдерживают пропускная способность и конкурентоспособность тарифов.

Еще одним важным направлением развития перевозок при снятии санкционных ограничений может стать Иран. Его выгодное географическое положение, выход к мировому океану может предоставить грузоотправителям доступ на рынки стран Персидского залива, Индии, Пакистана через сухопутные железнодорожные погранпереходы между Туркменистаном и Ираном (Акяйла, Сарахс) и далее через иранский порт Бандар-Аббас, а также через порт Актау на иранские порты Энзели и Амирабад. 

Мы проводим работу с иранскими и туркменскими партнерами по оптимизации логистики и тарифных условий перевозок грузов. Прорабатываем маршруты для перевозки грузов через Казахстан, Туркменистан и Иран. 

– Сегодня на повестке ҚТЖ реализация важных проектов: модернизации участка Достык – Мойынты, строительство пути в обход Алматы и дороги Мактаарал – Дарбаза. Недавно стало известно о возможности строительства на границе с Китаем нового железнодорожного погранперехода Бахты – Аягоз. Чем обусловлено такое решение? 

– Сейчас мы видим, что идет сдерживание потока отечественных и транзитных грузов на Китай. Это связано с тем, что перерабатывающая способность двух стыковых станций, особенно на китайской стороне, уже заполнена. А с нашей стороны заполнена пропускная способность подходов к этим станциям, особенно к станции Достык. Поэтому и возникла потребность в третьем стыке. 

Грузоотправители из России, Беларуси готовы стабильно отправлять транзитом через Казахстан до 20 миллионов тонн грузов в год. Причем независимо от того, будут ли отменены санкции, грузопоток будет обеспечен, так как часть из нихнамерены подписать твердые контракты. 

Ну и в первую очередь это пойдет на пользу казахстанским грузоотправителям, экспортникам, которых мы сейчас вынуждены сдерживать. У них появится возможность отправлять свои грузы через новый маршрут. На мой взгляд, это даст импульс как развитию экономики Казахстана, так и увеличению грузооборота с нашими соседями – РФ и КНР. 

Сейчас Россия активно ведет переговоры с Китаем по поводу открытия других стыков в связи с переориентацией грузопотоков на Азию. Этот рост товарооборота должен быть подкреплен инфраструктурой, поэтому открытие погранперехода Бахты – Аягоз – необходимость. Ну и плюс этот регион у нас достаточно густонаселен, развито сельское хозяйство. Проект даст толчок развитию Аягозского и Урджарского районов. 

– Как Вы оцениваете допуск частных перевозчиков к услугам магистральной железнодорожной сети? Нужна ли конкуренция на железнодорожном транспорте?

– Мы не против конкуренции, однако необходимы системные меры по выработке конкурентных механизмов в грузовых железнодорожных перевозках. В 2018 году, когда частные перевозчики в пилотном режиме получили доступ на этот рынок, нам обещали, что они привлекут свои объемы с новых предприятий, автомобильного транспорта и т. д. Однако сейчас мы видим, что этого нет. Большинство частных перевозчиков – это компании, которые уже аффилированы и с грузополучателями, и с грузоотправителями. Они выбирают доходные маршруты, доходную перевозку. Но ведь есть и нерентабельные, которые не интересны частным перевозчикам, но имеют большое социально-экономическое значение. Все, что не приносит дохода, оставили ҚТЖ. Как национальная компания, мы осуществляем такие виды перевозок, не получая льгот и финансово проигрывая. Сложно назвать это равными условиями. Забрав 3-4% грузооборота у ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки», частные перевозчики при этом забрали у них и прибыль до 10%.

Когда нам приводят в пример опыт Европы, нужно понимать, что у нас в общем объеме почти 80% – это грузовые перевозки, а у них свыше 70% – пассажирские, поэтому сравнивать некорректно. Европейские железнодорожные компании получают большие дотации от государства. Их финансовое положение во многом от этого зависит. А наличие трех частных перевозчиков в Польше создает проблемы при передаче поездов со станции Брест (Беларусь).  К слову, нашим ближайшим партнерам – России и Китаю – комфортнее иметь дело с нацкомпанией, чем с частниками, чтобы не допускать заторов на стыках. На мой взгляд, учитывая масштаб перевозок через территорию нашей страны, нужно закрепить эксклюзивное право транзитных перевозок за национальным оператором, как в той же России. 

Учитывая наличие локомотивов у частников (ветвевладельцев, грузоотправителей, грузополучателей и просто организаций), необходимо выработать единые правила их допуска на инфраструктуру.

Эти правила должны быть понятными и прозрачными, четко регламентировать обязанности сторон – участников перевозочного процесса. Не должны зависеть от каких-либо личностных взаимоотношений. Тогда и рынок операторов тяги, и национальный перевозчик будут правильно развиваться – действительно в рыночных отношениях, дополняя друг друга.

– Когда речь идет о пассажирских перевозках, одним из наиболее важных для населения вопросов является замена устаревших вагонов на новые. Расскажите о планах по обновлению парка.

– С 2010-го по 2021 год было приобретено свыше 1 100 новых вагонов, из них более 600 – «Тальго». В соответствии со Стратегией обновления парка подвижного состава в период с 2020-го по 2029 год будет приобретено еще свыше 500 пассажирских вагонов.

При этом следует немного разъяснить сложившуюся ситуацию. В свое время у нас был хороший план закупа и поставки вагонов «Тальго», мы освоили их выпуск в Казахстане и должны были собрать на нужды национального перевозчика свыше 1 000 таких вагонов. Собрали пока 670, еще 62 будет собрано. То есть в целом 730 вагонов, и на этом выпуск таких вагонов прекращается. 

Проведен тендер на поставку новых пассажирских вагонов, его выиграла швейцарская компания Stadler.  В настоящий момент идут переговоры по условиям заключения договора, согласно которому в конце 2024 года должны начаться поставки новых вагонов. Таким образом, значительный парк (свыше 500 вагонов) будет новым. Наши швейцарские партнеры обещают локализацию минимум 35% при сборке вагонов в Казахстане. 

– Гарантия успешного решения всех задач – сплоченный коллектив, поэтому самый ценный капитал любой компании – это люди. Какие меры принимаются в ҚТЖ для того, чтобы они чувствовали себя социально защищенными?

– Компания уделяет особое внимание вопросам социальной ответственности. Неукоснительное соблюдение обязательств перед сотрудниками в соответствии с Коллективным договором имеет для нас принципиальное значение. Железнодорожникам предоставляется гарантированный социальный пакет, который включает в себя различные виды льгот. Проводится большая работа по улучшению условий труда, предупреждению производственного травматизма.

Заработная плата производственного персонала ҚТЖ в прошлом году повышалась дважды по 10%, а с января текущего года порядка 100 тысячам работникам произведено единовременное дифференцированное повышение заработной платы с акцентом на низкооплачиваемый производственный персонал. На эти цели за полтора года выделено около 136 миллиардов тенге.

Наши достижения – это, безусловно, заслуга преданных делу, настоящих профессионалов. Поэтому хотел бы поздравить с наступающим праздником и поблагодарить всех железнодорожников за добросовестный и самоотверженный труд. Ведь транспортная сеть функционирует непрерывно, поезда идут 24 часа в сутки, и сбоев в работе гигантского железнодорожного механизма быть не должно. 

– В год своего 25-летия АО «НК «ҚТЖ» стоит на пороге глобальных изменений. Какой прогноз по развитию компании можно дать на ближайшую перспективу? 

– В настоящий момент перед компанией открываются большие возможности как по увеличению грузооборота, так и увеличению доходов, важно их не упустить. Глава государства уделяет особое внимание развитию транспорта, созданию необходимых условий развития транзитного потенциала страны. Правительство и фонд «Самрук-Қазына» оказывают поддержку нашим предложениям. И тот общий фон, который создан сейчас, стимулирует нас ускоряться, оперативно реагировать на изменения и запросы, принимать меры для повышения эффективности работы. Думаю, мы идем в правильном направлении. Имеются моменты, которые упираются в финансы или которые нужно решать на государственном уровне, но уже сейчас есть уверенность, что грядущие изменения положительно скажутся не только на транспортной отрасли, но и экономике страны в целом.

Интервью
16.04.2025
На связи 24/7: О роли коммуникации в работе рассказали в АО «Пассажирские перевозки»
Регионы
16.04.2025
Итоги первого квартала 2025 года подвели на координационном совете уральские железнодорожники
Регионы
16.04.2025
Цифровой аппарат для медосвидетельствования работников появился в Оскеменском эксплуатационном локомотивном депо
Новости
16.04.2025
Центр трансформации бизнеса КТЖ внедряет передовые технологии
Новости
16.04.2025
Глава Минтранса представил стратегию развития ТМТМ на IV Анталийском дипломатическом форуме
Регионы
16.04.2025
Почти 10 тысяч фитинговых платформ были погружены в Костанайском регионе
Регионы
15.04.2025
Более 500 железнодорожников приняли участие в субботнике в Карагандинском регионе
Регионы
15.04.2025
Меры пожарной безопасности усиливают в Алматинской области
Новости
15.04.2025
ВЖДО подвела итоги работы за 2024 год
Новости
15.04.2025
Более 740 тонн рельсов для строительства столичного LRT прибыли на станцию Сороковая
Регионы
15.04.2025
Мужчина погиб под колесами поезда на станции Павлодар
Новости / Архив
15.04.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №28 от 15 апреля 2025 года
Новости
14.04.2025
Казпрофтранс помог школьнице из Щучинска представить проект «умной остановки» в Актобе
Регионы
14.04.2025
Лекции к 80-летию Победы читают в музее железнодорожников Уральска
Грузовые перевозки / Цифра недели
14.04.2025
Железнодорожные перевозки выросли на 4,4%
Новости
14.04.2025
Минтранс сообщил о начале модернизации 125 железнодорожных вокзалов
Регионы
14.04.2025
Железнодорожники и полицейские продолжают вести профилактические беседы с уральскими школьниками
Пассажирские перевозки
14.04.2025
КТЖ готовит пассажирские поезда к летним перевозкам
Инфраструктура
11.04.2025
КТЖ приступит к модернизации участка Алтынколь – Жетыген в этом году
Новости
11.04.2025
Железнодорожники обсудили развитие логистических маршрутов в Минске