Железнодорожный коридор Евразии: как Казахстан укрепляет роль ключевого транзитного хаба
Железнодорожные перевозки между Казахстаном и Китаем выросли на 13% по итогам первых месяцев 2025 года. Rail-news.kz обсудит в интервью с экспертом по международным отношениям, экономистом Амангельды Марат, какие причины лежат в основе роста, как это влияет на позицию Казахстана в евразийской транспортной системе и какие риски могут затормозить положительную динамику в будущем.
Каковы ключевые причины роста железнодорожных перевозок между Казахстаном и Китаем в 2025 году?
Рост объёма железнодорожных перевозок между Казахстаном и Китаем укрепляет позицию нашей страны как ключевого транзитного звена между Восточной и Западной Евразией. Казахстан в этом контексте выигрывает благодаря сочетанию трёх факторов: географического положения, развитой железнодорожной инфраструктуры и последовательной политики в сфере транспорта и логистики.
На практике это означает, что мы не просто обеспечиваем физическое прохождение грузов, а начинаем оказывать влияние на логистическое планирование крупных региональных маршрутов. Для крупных игроков — как китайских, так и европейских — важно наличие предсказуемых условий транзита, и Казахстан, демонстрируя стабильность и надёжность, становится естественным партнёром для организации грузопотоков.
Укрепление такой роли не только повышает доходы от транзита, но и даёт Казахстану дополнительные аргументы в региональных и международных диалогах, где логистика становится всё более значимым элементом экономической дипломатии.
Как увеличение перевозок с Китаем влияет на позицию Казахстана как транзитного хаба Евразии?
Увеличение объёмов грузоперевозок между Казахстаном и Китаем вписывается в процесс переоценки логистических стратегий на евразийском пространстве. Международные компании и государства стремятся диверсифицировать маршруты, делая ставку на наземные коридоры, которые обеспечивают стабильность, сокращение сроков и снижение зависимости от перегруженных морских путей.
В этом контексте Казахстан воспринимается как страна, через которую можно выстраивать альтернативные маршруты, соединяющие Китай с Европой, Ближним Востоком, Южной Азией и Кавказом. В результате мы становимся не только транспортным коридором, но и платформой для формирования новых логистических связей и распределительных центров.
Такая перестройка не происходит мгновенно, но уже сегодня Казахстан получает преимущество за счёт участия в развитии международных инициатив по созданию мультимодальных маршрутов. Это открывает доступ к более широкой сети партнёров, повышает инвестиционную привлекательность и даёт нашей стране пространство для манёвра в экономической политике.
Как рост перевозок с Китаем соотносится с общей перестройкой логистических цепочек в Евразии?
Сохранение положительной динамики возможно, но оно будет зависеть от сочетания внутренних и внешних факторов. С одной стороны, спрос на железнодорожный транзит сохраняется со стороны китайских грузоотправителей, особенно в контексте роста стоимости морских перевозок и удлинения традиционных маршрутов. С другой стороны, Казахстану предстоит решить несколько задач, чтобы удержать темп.
Во-первых, необходимо развивать инфраструктуру на ключевых узлах — особенно на участках с наибольшей нагрузкой, таких как Алтынколь, Достык и Хоргос.
Во-вторых, важна работа по упрощению процедур, цифровизации логистики, синхронизации с китайскими и среднеазиатскими операторами. От скорости обработки, прозрачности тарифов и координации между ведомствами зависит не только эффективность, но и привлекательность маршрута для клиентов.
Если эти вопросы будут решаться системно, можно ожидать стабильный рост не только до конца 2025 года, но и в более долгосрочной перспективе. Особенно с учётом того, что в ближайшие годы спрос на надёжные сухопутные маршруты между Китаем и другими регионами, скорее всего, сохранится.
Можно ли ожидать сохранения темпов роста до конца 2025 года и в среднесрочной перспективе?
Для Казахстана рост перевозок означает не только укрепление роли в международной торговле, но и возможность трансформировать транзит из источника промежуточного дохода в инструмент экономического роста. Это возможно при условии, что вдоль маршрутов будет развиваться промышленная и логистическая инфраструктура: терминалы, перерабатывающие мощности, склады, логистические хабы.
В долгосрочной перспективе Казахстан может стать не просто транзитной территорией, а платформой для регионального распределения грузов — особенно с учётом интеграции с Центральной Азией, Кавказом и Южной Азией. Это откроет новые рынки для казахстанских компаний, усилит экспортные позиции и позволит развивать смежные отрасли — от транспорта и логистики до аграрного и обрабатывающего секторов.
Для Китая такие маршруты — это способ обеспечить устойчивый доступ к западным и южным рынкам, диверсифицировать логистические пути и снизить зависимость от морских каналов. Казахстан в этом контексте рассматривается как предсказуемый и географически удобный партнёр, через которого можно реализовывать долгосрочные инициативы в рамках трансевразийской кооперации.
Обе страны получают возможность не только развивать транспортную инфраструктуру, но и углублять экономические связи за счёт сопряжённых инвестиций и создания совместных предприятий в логистике, обработке грузов, таможенных услугах и цифровизации транспортных коридоров.
Видите ли вы риски — политические, рыночные или инфраструктурные — которые могут затормозить динамику?
Текущая динамика даёт основания для осторожного оптимизма. Если не произойдёт серьёзных внешнеэкономических или технических сбоев, темпы роста могут сохраниться до конца года. Это обусловлено несколькими факторами: высоким уровнем загрузки китайского экспортного сектора, устойчивым спросом на сухопутные маршруты, а также продолжающимися усилиями Казахстана по развитию инфраструктуры.
В среднесрочной перспективе (два–три года) устойчивость роста будет зависеть от того, насколько эффективно будет реализована программа модернизации и расширения железнодорожных мощностей, а также от способности Казахстана интегрировать в единую систему мультимодальные решения — в том числе с использованием морских портов на Каспии и связей с Азербайджаном, Грузией и Турцией.
Существенным фактором является также синхронизация с китайскими логистическими планами. Если Казахстан сможет сохранить свою позицию как надёжного и гибкого партнёра, адаптирующегося под изменяющиеся логистические схемы, он останется ключевым звеном в евразийских маршрутах и будет получать прямую экономическую отдачу.