Что делает КТЖ для сокращения огромных долгов?

Интервью
19.12.2019, 21:25

В АО «НК «Қазақстан темір жолы» постепенно стабилизируется финансовая ситуация, которая до недавнего времени была критической из-за огромных долгов. О том, какие меры принимаются и что планируется делать по обеспечению финансовой устойчивости компании, рассказывает заместитель председателя правления по финансам АО «НК «Қазақстан темір жолы» Даир Кушеров.

– Даир Адильбекович, один из самых актуальных вопросов для ҚТЖ сейчас – сокращение долга. Насколько удалось его снизить, ведь он составлял, как известно, сотни миллиардов тенге, и какие конкретно меры принимаются по выходу из зоны финансового риска?

– Да, к сожалению, компания из-за большого размера долга оказалась в так называемой «красной зоне» кредитного риска. В предшествующие годы активной инвестиционной деятельности АО «НК «ҚТЖ» привлекало значительные объемы кредитных средств для реализации крупных проектов. В результате долг компании рос быстрыми темпами и на конец прошлого года составил 1,7 триллиона тенге. Это много, учитывая уровень выручки и операционной прибыли ҚТЖ. В связи с этим компания подвержена трем основным рискам.

Первый – это высокий валютный риск. На начало 2019 года 57% кредитного портфеля составляли займы в «твердой» валюте, при этом 80% выручки компании формируется в тенге. При ослаблении курса балансовая стоимость долга и расходы по его обслуживанию значительно возрастают. Например, финансовые расходы увеличились с 47 миллиардов тенге в 2014 году до 104 миллиардов в 2018-м, а убыток от отрицательной курсовой разницы за 4 года составил 617 миллиардов тенге.

Второй риск – это большие расходы на обслуживание долга. В 2018 году они составили 11,2% от всех расходов компании, что выше среднего показателя по группе АО «ФНБ «Самрук-Қазына», который составил 7,6% в том же периоде. Большие расходы на обслуживание долга, в свою очередь, снижают операционный денежный поток и, соответственно, финансовые возможности компании для инвестирования в модернизацию инфраструктуры и подвижного состава.

Третий риск – это риск технического дефолта в связи с систематическими нарушениями условий кредитных соглашений в части показателей финансовой устойчивости. Например, на конец 2018 года коэффициент Долг/EBITDA, ключевой показатель финансовой устойчивости, составил 5,6 при максимально допустимом 3,5. В настоящее время мы меняем подходы в управлении долгом и реализуем ряд мероприятий, направленных на оптимизацию долговой нагрузки и повышение финансовой устойчивости компании.

Во-первых, совместно с Правительством РК и Фондом «Самрук-Қазына» рассмотрен вопрос финансового оздоровления ҚТЖ и выработаны конкретные меры по снижению доли долга в «твердой» валюте. В результате 20 ноября 2019 года были полностью досрочно погашены еврооблигации на сумму 780 миллионов долларов, что позволило снизить долю обязательств ҚТЖ в «твердой» валюте с 57% до 36% от общего размера долгового портфеля.

Во-вторых, в части сокращения размера основного долга реализуется ряд мероприятий по снижению гарантируемой части долга дочерних компаний, а также деконсолидации долга компаний, планируемых к передаче в конкурентную среду. По снижению расходов на обслуживание долга. В мае текущего года, воспользовавшись текущими низкими ставками на международных рынках капитала, были выпущены пятилетние еврооблигации в швейцарских франках по ставке 2,25% годовых для рефинансирования аналогичных бумаг, выпущенных в 2014 году по более высокой ставке.

Также проводится системная работа с международными рейтинговыми агентствами Fitch, Moody’s и Standard&Poors, направленная на поддержание/повышение уровней корпоративных кредитных рейтингов. Как известно, от рейтингов во многом зависит стоимость заемного финансирования для компании, а также в целом инвестиционная привлекательность активов компании.

– Многие компании для улучшения финансового положения продают свои непрофильные активы. Использует ли ҚТЖ такой источник привлечения дополнительных средств для дальнейшего развития?  

– Вопрос выведения из структуры АО «НК «ҚТЖ» компаний, деятельность которых является непрофильной, стал одним из наиболее актуальных для финансового оздоровления компании. Для АО «НК «ҚТЖ» профильным видом деятельности является представление услуг магистральной железнодорожной сети и услуг по перевозке грузов и пассажиров. Реорганизация структуры ҚТЖ, сокращение количества юридических лиц, уровней управления активами и вывод непрофильных активов позволят эффективно перераспределить ресурсы для повышения стоимости АО «НК «ҚТЖ» и увеличения доходности. С начала 2019 года из группы компаний АО «НК «ҚТЖ» выведено 12 непрофильных компаний, в том числе аэропорты и МЦПС «Хоргос», убытки которых за 2018 год составили более 5 миллиардов тенге. В настоящее время проводятся мероприятия по выведению из группы компаний еще 16 активов, среди которых вагоностроительные заводы, складские терминалы и другое. Меры, принятые нами в части реструктуризации долга, являются частью решаемых задач для установления финансовой устойчивости. Кроме того, значительные усилия мы предпринимаем в части оптимизации затрат. Так, в 2019 году достигнуты результаты по сокращению удельного потребления топлива и электроэнергии до 4%, затрат по хранению топлива, повышению производительности труда на 7%, что в денежном эффекте позволит ежегодно экономить до 20 миллиардов тенге. Как и ожидалось, все вышеперечисленные мероприятия положительно отразились на финансовых показателях группы компаний АО «НК «ҚТЖ». Так, чистая прибыль за 10 месяцев текущего года составила 23,4 миллиарда тенге в сравнении с чистым убытком аналогичного периода прошлого года в размере 14,7 миллиарда тенге.

– Вы рассказали о работе с долгами группы ҚТЖ и по сокращению затрат. Но достаточны ли предпринятые действия для финансовой стабильности национальной компании? Есть ли еще какие-то факторы, которые существенным образом сказываются на финансовой устойчивости?

– Только усилия по оптимизации затрат без решения ряда системных вопросов в регулировании деятельности компании не дадут должного эффекта. Как Вы знаете, ҚТЖ как группа работает в жесткой регуляторной среде, поскольку является естественным монополистом по услугам магистральной сети и субъектом общественно-значимого рынка по услугам перевозок. Это означает, что подавляющая часть доходов, а также текущих и капитальных расходов компании утверждаются и контролируются уполномоченными органами. В реальности производственная деятельность подвергается коррективам: растут доходы из-за роста объемов, но в еще большей степени растут расходы ввиду не только роста объемов, но и ежегодного повышения заработной платы производственного персонала, роста стоимости топлива, материалов и услуг сверх утвержденных параметров. Тогда как действующие законодательные рамки не учитывают данный перекос. Простой пример из нашего отчета в качестве монополиста за 2018 год: фактические расходы на услуги магистральной железнодорожной сети превысили утвержденный уровень на 64 миллиарда тенге, рост доходов составил 28 миллиардов тенге. При этом обязательства по исполнению инвестиционной программы сохранились. Такие и подобные им заведомо противоречивые условия ведения деятельности, естественно, не способствуют укреплению устойчивости компании. Наши сегодняшние усилия направлены на системное изменение законодательства в области регулируемых тарифов и приближение его к существующим реалиям.

Грузовые перевозки
22.07.2024
АО "Кедентранссервис" заключило договор с Hamburger Hafen аnd Logistik AG
Грузовые перевозки
22.07.2024
Более тысячи тонн керамической плитки отправили в Казахстан по МТК «Север-Юг»
Новости
22.07.2024
Глава KAZLOGISTICS посетил порты Актау и Курык
Грузовые перевозки
22.07.2024
Условия нахождения и использования транспортных средств международной перевозки установили на таможенной территории ЕАЭС
Новости
22.07.2024
Казахстан прорабатывает экспорт пшеницы через Бейнеуский терминал в Афганистан и Пакистан
Новости
22.07.2024
Строительство новой железнодорожной магистрали обсуждают Казахстан, Туркменистан и Афганистан
Новости
22.07.2024
Пропускную способность восточного направления транспортного коридора «Север-Юг» через Казахстан увеличат до 10 млн тонн в год
Пассажирские перевозки
22.07.2024
Оформленный в честь 125-летия Каныша Сатпаева поезд отправился со станции Нұрлы жол в Жезказган
Новости
19.07.2024
Самрук-Қазына: Около 330 млрд тенге недополучило КТЖ из-за субсидирования грузоперевозок
Новости
19.07.2024
Казахстан намерен продолжить активное участие в развитии Восточной ветки Север-Юг - Карабаев
Новости
19.07.2024
Общий трудовой стаж династии железнодорожников из Алматы достиг 820 лет
Новости
19.07.2024
Цифровые тенге направили на строительство участка железной дороги «Достык-Мойынты»
Новости
19.07.2024
Новые маневровые тепловозы прибыли в эксплуатационное локомотивное депо Жана-Есиль
Грузовые перевозки
19.07.2024
Более 2 млн тонн зерна планируют экспортировать из Казахстана в Китай
Новости / Архив
19.07.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №59 от 19 июля 2024 года
Регионы
18.07.2024
Итоги работы за первое полугодие подвели в ревизорском аппарате Алматинского региона
Новости
18.07.2024
ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» приобретет 459 локомотивов
Регионы
18.07.2024
Земляные работы выполнили на участке Мойынты – Балхаш
Регионы
18.07.2024
Медицинский поезд прибыл в Костанайскую область
Новости
18.07.2024
Минтранс: Казахстан увеличил объемы экспортных несырьевых грузов железнодорожным транспортом