Даурен Бимов о новшествах, которые планируются реализовать в 2021 году

Интервью
12.03.2021, 18:28
Несмотря на пандемию covid-19, ставшую серьезным испытанием для экономики страны, железнодорожные грузовые перевозки завершили год в плюсе. Работа не останавливалась даже в период ЧС. Сегодня перед грузовыми перевозками стоит масштабная задача по переходу к новой модели работы, для этого корректируются планы, реализуются мероприятия, направленные на то, чтобы услуги железной дороги стали более эффективными и конкурентоспособными. О том, какие новшества планируется реализовать в 2021 году, рассказал заместитель председателя правления по грузовому движению АО «НК «ҚТЖ» – генеральный директор ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» Даурен Бимов. – Даурен Оралсынович, железная дорога в любой стране – это лакмусовая бумажка экономики. Если идет спад или, наоборот, рост, это отражается на объемах перевозок. Отразилась ли эпидемиологическая обстановка на объемах железнодорожных грузовых перевозок? С какими итогами завершили 2020 год? – Несмотря на распространение коронавируса и введение в стране чрезвычайного положения, в 2020 году грузовые железнодорожные перевозки осуществлялись в штатном режиме. В отличие от пассажирского движения, они не прерывались. Поэтому мы смогли достичь хороших результатов. В 2020 году железнодорожным транспортом перевезено свыше 256,5 миллиона тонн грузов, что на 1,4 миллиона тонн больше, чем в предыдущем. Драйверами роста грузовых перевозок стали каменный уголь, железная руда, черные металлы, цветная руда. Национальный перевозчик грузов выполнил планы по транспортировке социально значимых грузов, таких как зерно и уголь. В 2020 году погружено 103,2 миллиона тонн каменного угля, что на 700 тысяч тонн выше показателя 2019 года. В том числе в адрес коммунально-бытовых предприятий и для населения страны доставлено свыше 73 миллионов тонн. На экспорт отправлено 30 миллионов тонн твердого топлива, что на 3% выше уровня предыдущего года. Свыше 9,2 миллиона тонн зерна нового урожая перевезено в 2020 году, в том числе 6,7 миллиона тонн – на экспорт. Казахстанское зерно доставлялось в Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, Кыргызстан, Афганистан, Китай, Россию. В международных железнодорожных сообщениях наблюдался рост объема перевозок, в том числе с Китаем. По итогам 2020 года эксплуатационный грузооборот составил более 236 миллиардов тонно-километров нетто, что на 4% выше уровня 2019 года и является абсолютным рекордом за последние 10 лет. НАДЕЖНОСТЬ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ, АВТОМАТИЗАЦИЯ – Какие проекты сейчас для вас в приоритете и как их вы намерены развивать в сегодняшних условиях? – В ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» разработан топ-30 инициатив (10 проектов и 20 ключевых задач) на 2021 год, направленные на глобальную трансформацию грузовых железнодорожных перевозок по пяти стратегическим секторам развития: клиентоориентированность, конкурентоспособность, систематизация, цифровизация и повышение доходности (эффективности). В рамках инициированных проектов будут внедрены современные стандарты обслуживания клиентов и передовые IT-технологии, оптимизированы и автоматизированы бизнес-процессы организации перевозок, сокращена себестоимость и исключены убыточные участки и т.д. Сегодня для нас важно в центральном аппарате и филиалах организовать работу, нацеленную на высокие результаты. Большое внимание будет уделено вопросу систематизации технологических процессов. Уменьшится время на достижение поставленных задач, налаживание взаимодействия между основными подразделениями и вспомогательными службами, исключится дублирование функций подразделений. Будет разработана оптимальная структура организации с усилением блока маркетинга, IT, способная успешно работать в условиях конкурентной среды в секторе грузовых перевозок. Ключевым трендом развития станет цифровизация. Информационные технологии повысят скорость и достоверность обработки данных, минимизируют человеческий фактор, повысят производительность. В целом, все эти шаги направлены на рост эффективности и доходности предприятия. По предварительным подсчетам, экономический эффект от реализации данных топ-30 инициатив составит более 50 миллиардов тенге. Для воплощения в жизнь проектов требуется сплоченность и вовлеченность каждого работника коллектива. В рамках топ-30 инициатив планируется максимально эффективно организовать работу структурных подразделений, которые станут образцовыми, с дальнейшим применением эталонного примера на других структурах. Среди них локомотивные депо Семей, Оскемен, вагонные депо Алматы, Атырау и отделения дорог Шымкент, Костанай. Образцовое предприятие – это прежде всего образцовое по показателям. Главным показателем на железнодорожном транспорте является охрана труда и техника безопасности, на что необходимо уделять особое внимание. Касательно производственных показателей в рамках проектов «образцовые предприятия» будут внедрены лучшие передовые технологии, отработаны каждые отдельные участки производства, сокращены издержки и оптимизированы технологические процессы. Базовые требования к образцовым структурам станут надежность, эффективность, автоматизация. В отделениях дорог повысится эффективность перевозочной деятельности и грузовой коммерческой работы. Отбор структур для участия в периметре проектов был произведен с учетом их географического расположения для максимального и одновременного задействования всех регионов Казахстана, а также для участия в одном проекте не менее двух предприятий для обеспечения принципа состязательности. Успешный опыт развития образцового подразделения будет тиражироваться на другие депо, отделения дорог. РАБОТА НА РЕЗУЛЬТАТ – Какие будут приняты меры по сокращению удельного расхода топливно-энергетических ресурсов (ТЭР)? – В условиях роста стоимости энергоресурсов задача по их экономии для нас важная и актуальная. Наиболее энергозатратной статьей бюджета являются расходы ТЭР на тягу поездов. Структурные подразделения ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» имеют потенциал для дальнейшего снижения расхода топливно-энергетических ресурсов. Меры по снижению энергоемкости позволили в 2020 году сократить удельный расход топливно-энергетических ресурсов более чем на 11 тысяч тонн. Важной задачей на этот год является повышение эффективности внедряемых мероприятий в рамках бережливого производства, реализация проектов по удлинению плеч обслуживания, сокращение малодеятельных участков, порожних пробегов. Еще одним значительным резервом экономии является выработка мер для исключения несанкционированного слива ТЭР и контроль процесса экипировки локомотивов. – Каких еще изменений можно ожидать в ближайшем будущем? – В рамках программы цифровой трансформации АО «НК «Қазақстан темір жолы» запустило пилотный полигон в Актобе «Центр управления движением поездов», который объединил диспетчерские центры пяти отделений магистральной сети – Актобе, Атырау, Мангистау, Уральска, Кызылорды. Автоматизация процесса управления перевозками внесет весомый вклад в развитие железной дороги. Центр управления движением поездов реализуется в три этапа. К июлю 2021 года планируется перейти ко второму этапу. Процесс будет завершен в 2022 году. Создание регионального центра управления движением поездов обеспечит централизованный контроль поездного положения и управление движением поездов с отображением всех данных на едином «коллективном табло». В результате процесс передачи и получения информации о показаниях светофоров, стрелочных переводов, приближения поезда будет автоматизирован. Реализация пилотного полигона позволит увеличить маршрутную скорость транзитных поездов, гарантийные плечи локомотивов и вагонов, а также оптимизировать диспетчерские круги. МАСКИ И ДИСТАНЦИЯ – Из-за распространения пандемии офисные работники ТОО перешли на дистанционный формат работы. Насколько он эффективен? Сохранится ли такой режим работы в будущем? – На железной дороге принимаются профилактические антиковидные меры защиты жизни и здоровья работников. Офисные сотрудники центрального аппарата ниже уровня директора департамента, отделений дорог, станций, депо переведены на дистанционную форму работы. Для исключения заражения коронавирусной инфекцией железнодорожники обеспечены медицинскими масками, одноразовыми перчатки и тепловизорами. Во всех административных зданиях усилен санитарно-дезинфекционный режим. Совещания, технические занятия проводятся в режиме «онлайн». При приеме грузовых поездов по межгосударственным стыковым пунктам и пограничным переходам максимально исключены контакты железнодорожников, соблюдаются санитарные требования. В рамках топ-30 инициатив планируется внедрить в пилотном режиме проект «ГП-онлайн (backoffice)» – «Полная дистанционная работа центрального аппарата». Это позволит обезопасить наших работников и дополнительно оптимизировать расходы на офисные помещения, аренду автомобилей, канцелярские товары, связь и интернет.

Сергей САДЫКОВ

Грузовые перевозки
22.07.2024
АО "Кедентранссервис" заключило договор с Hamburger Hafen аnd Logistik AG
Грузовые перевозки
22.07.2024
Более тысячи тонн керамической плитки отправили в Казахстан по МТК «Север-Юг»
Новости
22.07.2024
Глава KAZLOGISTICS посетил порты Актау и Курык
Грузовые перевозки
22.07.2024
Условия нахождения и использования транспортных средств международной перевозки установили на таможенной территории ЕАЭС
Новости
22.07.2024
Казахстан прорабатывает экспорт пшеницы через Бейнеуский терминал в Афганистан и Пакистан
Новости
22.07.2024
Строительство новой железнодорожной магистрали обсуждают Казахстан, Туркменистан и Афганистан
Новости
22.07.2024
Пропускную способность восточного направления транспортного коридора «Север-Юг» через Казахстан увеличат до 10 млн тонн в год
Пассажирские перевозки
22.07.2024
Оформленный в честь 125-летия Каныша Сатпаева поезд отправился со станции Нұрлы жол в Жезказган
Новости
19.07.2024
Самрук-Қазына: Около 330 млрд тенге недополучило КТЖ из-за субсидирования грузоперевозок
Новости
19.07.2024
Казахстан намерен продолжить активное участие в развитии Восточной ветки Север-Юг - Карабаев
Новости
19.07.2024
Общий трудовой стаж династии железнодорожников из Алматы достиг 820 лет
Новости
19.07.2024
Цифровые тенге направили на строительство участка железной дороги «Достык-Мойынты»
Новости
19.07.2024
Новые маневровые тепловозы прибыли в эксплуатационное локомотивное депо Жана-Есиль
Грузовые перевозки
19.07.2024
Более 2 млн тонн зерна планируют экспортировать из Казахстана в Китай
Новости / Архив
19.07.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №59 от 19 июля 2024 года
Регионы
18.07.2024
Итоги работы за первое полугодие подвели в ревизорском аппарате Алматинского региона
Новости
18.07.2024
ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» приобретет 459 локомотивов
Регионы
18.07.2024
Земляные работы выполнили на участке Мойынты – Балхаш
Регионы
18.07.2024
Медицинский поезд прибыл в Костанайскую область
Новости
18.07.2024
Минтранс: Казахстан увеличил объемы экспортных несырьевых грузов железнодорожным транспортом