Итоги 2021 года: в Казахстане восстановились международные автогрузоперевозки

Новости
08.02.2022, 17:16
Қазақстан теміржолшысы

В 2021 году полностью восстановился объем перевозок из Казахстана. Об этом свидетельствуют данные международной Биржи автомобильных грузоперевозок ATI.SU. При этом ставки на перевозки из страны изменились незначительно, а перевозки в страну существенно подорожали, особенно по направлению Россия – Казахстан.

В 2020 году количество заявок на междугородные перевозки из Казахстана магистральным транспортом сократилось по сравнению с 2019 годом на 30%, что объяснялось ковидными ограничениями и снижением деловой активности из-за локдауна. Но в 2021 году спрос восстановился – число заявок на перевозки выросло на 41%, вернувшись к уровню 2019 года.

При этом цены на перевозки из страны несколько увеличились – в 2021 году в среднем ставки выросли на 10% по сравнению с 2020 годом и на 12% – по сравнению с 2019 годом, достигнув тысячи долларов. В целом этот рост можно назвать соответствующим общему уровню инфляции, и объясняется он преимущественно ростом издержек, в том числе удорожанием топлива. Приблизительно такая же ситуация наблюдается и внутри страны.

Отметим, что казахстанский рынок в плане динамики цен на автомобильные грузоперевозки можно назвать нетипичным – во время пандемии многие страны, в том числе в ЕАЭС и Украине, столкнулись с ростом спроса, дефицитом дальнобойщиков и, как следствие, резким ростом ставок. Так, по данным ATI.SU, перевозки из Украины подорожали на 17%, из Беларуси — на 34%. В России в 2021 году ставки выросли на 20-25%, а перевозки по России с Дальнего Востока за счет роста китайского импорта подорожали почти в два раза.

Вместе с тем ситуация в других странах сказывается на перевозках в Казахстан. Так, в прошедшем году количество заявок на перевозки сравнению с 2020 годом выросло лишь на 2%, однако ставки существенно увеличились, составив в среднем по году 2,2 тысячи долларов. Здесь, безусловно, сказывается дефицит водителей в других странах, прежде всего в России – именно северный сосед вносит наибольший вклад в ценовое движение на рынке международных перевозок. Также сказались и очереди на китайской границе, хотя их влияние на ставки не стоит переоценивать, поскольку многие грузоотправители на этом направлении в сложившихся условиях перешли на доставку железнодорожным транспортом.

Наблюдаются и другие тенденции в международных перевозках в Казахстан – в марте произошел ценовой всплеск, когда в разгар мирового логистического кризиса, связанного в том числе с аварией в Суэцком канале, ставки достигали 5-6 тысяч долларов за перевозку. Но к лету произошло снижение до 1,3-1,5 тысяч долларов, а затем — новый рост к ноябрю до 2-3 тысяч долларов на фоне доставок предновогодних заказов.

В целом по мнению экспертов ATI.SU, казахстанскому рынку уже в 2022 году предстоит столкнуться с дефицитом водителей-дальнобойщиков, поскольку этот дефицит объясняется фундаментальными причинами – развитием онлайн-ритейла и сервисов внутригородской доставки, куда из-за высоких зарплат и более комфортных условий труда по всему миру переходят работавшие прежде на дальних перевозках водители. Вместе с тем в силу некоторой обособленности рынка Казахстан должен избежать острого логистического кризиса, в отличие от стран Восточной Европы, откуда дальнобойщики массово переезжают на Запад за более высокими зарплатами.

Пассажирские перевозки
30.04.2025
Более 120 пассажиров отправились в путешествие на туристическом поезде «Jibek Joly»
Новости
30.04.2025
Казахстан и Пакистан расширяют транспортное сотрудничество
Грузовые перевозки
30.04.2025
Казахстанское зерно отправили по железной дороге в Марокко
Регионы
30.04.2025
Память фронтовиков-железнодорожников почтили в Караганде
Интервью
30.04.2025
Жером Бойе рассказал о миссии Alstom, новых депо и будущем железнодорожной отрасли Казахстана
Регионы
30.04.2025
Вокзалы реконструируют на 6 станциях в Костанайском регионе
Грузовые перевозки
30.04.2025
Казахстан значительно нарастил поставки зерна в Иран и Азербайджан
Регионы
30.04.2025
Отчетно-выборная конференция профсоюзного комитета прошла в Алматинском отделении ГП
Регионы
30.04.2025
Стали известны подробности о системе видеоаналитики, испытанной КТЖ на переездах
Новости
29.04.2025
Заседание профсоюзного актива железнодорожного узла «Астана» посвятили Дню охраны труда
Регионы
29.04.2025
Павлодарские железнодорожники обсудили важность использования современных технологий в День охраны труда
Регионы
29.04.2025
Железнодорожники провели викторину ко Дню охраны труда в Усть-Каменогорске
Новости
29.04.2025
KTZ Express представил планы развития на форуме ESE ASIA 2025
Новости
29.04.2025
Повышение конкурентоспособности ТМТМ обсудили в Бишкеке
Новости / Архив
29.04.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №33 от 29 апреля 2025 года
Новости
28.04.2025
КТЖ и РЖД подвели итоги сотрудничества и наметили планы до 2027 года
Новости
28.04.2025
Итоги работы по предупреждению несчастных случаев на железной дороге подвели в Кокшетау
Новости
28.04.2025
Встреча с ветеранами-железнодорожниками прошла в Высшем колледже транспорта и коммуникаций
Спорт
28.04.2025
Спортивный праздник ҰмтылFest прошел в КТЖ
Регионы
28.04.2025
Уникальные экспонаты времён войны храни музей боевой и трудовой славы в Кокшетау