Казахстан и Азербайджан: перспективы сотрудничества
Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»
Азербайджан – один из ключевых торгово-экономических партнеров Казахстана. Как сопредельные страны, граничащие по линии водораздела в Каспийском море, государства прилагают усилия по обеспечению транзитной связанности грузопотоков. Для синхронизации операций между участниками Транскаспийского международный транспортного маршрута (ТМТМ) совместно с азербайджанской стороной создан виртуальный диспетчерский центр для планирования и координации движения, что позволяет улучшить межстрановой обмен информацией о движении грузов, сообщает Rail-news.kz.
В прошлом году общий объем перевозок железнодорожным транспортом между странами вырос по сравнению с 2021 годом в четыре раза и составил более трех миллионов тонн. Отмечается рост перевозок зерна, горно-металлургической продукции. Наиболее высокий рост – в семь раз, показал экспорт из Казахстана, в том числе через Азербайджан, который составил 2,7 миллиона тонн. За первый квартал 2023 года перевозки между странами также показывают положительную динамику, увеличившись более чем на 40% к аналогичному периоду прошлого года.
Одним из главных векторов развития для АО «НК «ҚТЖ» является раскрытие потенциала Транскаспийского международного транспортного маршрута.
На сегодня это приоритетное направление и важное связующее звено Азии с Европой.
Запущенный с декабря 2022 года регулярный шаттл-сервис перевозок контейнеров по ТМТМ уже успешно функционирует по маршруту Алтынколь – Поти/Батуми. Сервис обладает рядом преимуществ для грузоотправителей (фиксированные сроки доставки и расписание).
Также сторонами ведется активная работа по исполнению «Дорожной карты по синхронному развитию Среднего коридора (ТМТМ) по территориям Казахстана, Азербайджана, Турции и Грузии на 2022-2027 гг.», подписанной в ноябре 2022 года министрами транспорта Казахстана, Азербайджана, Грузии и Турции. «Дорожная карта» направлена на развитие маршрута ТМТМ, усовершенствование железнодорожной и портовой инфраструктуры Казахстана, Азербайджана, Грузии и Турции. Начато строительство «контейнерного хаба» на базе порта Актау, строительство вторых железнодорожных путей на участке Достык – Мойынты и обводной железнодорожной линии станции Алматы. Это позволит увеличить пропускную способность казахстанско-китайского транспортного коридора в пять раз – с 24 до 120 поездов в неделю, а также повысить скорость контейнерных поездов до 1 500 километров в сутки.
Во время недавно состоявшегося в столице Азербайджана 19-го заседания казахстанско-азербайджанской Межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству отмечено, что Казахстан планирует поставлять в Азербайджан несырьевые товары на 304 миллиона долларов США. Страны достигли договоренности о расширении сотрудничества в интермодальных железнодорожных грузоперевозках.
Казахстанскую делегацию возглавил заместитель Премьер-министра – министр торговли и интеграции Серик Жумангарин. Также во время встречи отмечено, что в 2022 году республики сохранили высокий уровень торгового взаимодействия, превысивший за этот период 461 миллион долларов. При этом к 2021 году рост товарооборота составил 39%, в том числе экспорт увеличился с 287,9 до 375,3 миллиона долларов, импорт – почти вдвое, с 44,4 до 86,6 миллиона долларов.
Серик Жумангарин подчеркнул, что вектор взаимодействия между странами определяется также Соглашением о торгово-экономическом сотрудничестве и Комплексной программой развития сотрудничества на 2022-2026 годы, подписанными в августе 2022 года в рамках официального визита Президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева в Азербайджан.
– Сегодня мы прорабатываем поставки 110 видов казахстанских несырьевых товаров на сумму свыше 304 миллионов долларов на рынки Азербайджана. Это продукты металлургии, нефтехимии, пищевой промышленности, машиностроения, фармацевтики, строительных товаров. Мы на постоянной основе отслеживаем их динамику и видим неплохой рост по некоторым группам. Увеличение экспорта в Азербайджан обеспечено в том числе за счет поставок грузовых и грузопассажирских судов и паромов, рельсов и другой готовой продукции, – сообщил Серик Жумангарин.
Совместным документом запланированы дноуглубительные работы в портах Актау и Курык, принимаются меры по развитию паромного флота. Также достигнута договоренность о расширении сотрудничества в области интермодальных железнодорожных грузоперевозок по направлениям Азербайджан – Казахстан – Азербайджан и Казахстан – Турция/Европа – Казахстан транзитом через Азербайджан. Помимо прочего, в рамках проекта «Цифровой Шелковый путь» достигнута договоренность о продолжении реализации проекта совместного строительства волоконно-оптических линий связи по дну Каспийского моря, соединяющих Казахстан и Азербайджан.