Хранилище знаний
Новости
18.04.2017, 12:11

В неприметном здании недалеко от главного офиса карагандинских железнодорожников находится кладезь технических знаний – уникальная научно-техническая библиотека, которая вот уже 76 лет помогает работникам стальной магистрали в их непростом деле. И, несмотря на развитие Интернета и цифровых технологий, к ее порогу не зарастает тропа преданных читателей…
– Наша библиотека считается одной из лучших в Казахстане, – с оттенком гордости в голосе говорит главный библиотекарь Гульсум Байтурсынова. – А ведь по стране научно-технических библиотек много – 35. Практически в каждом большом городе есть своя. Но наша – особенная. Она функционирует с 1941 года, и со дня основания полностью сохранила свой фонд – свыше 23 тысяч книг.
Сама Гульсум Избасаровна работает здесь более 30 лет и, несмотря на три пережитых ею переезда библиотеки, что называется, с закрытыми глазами знает, где какая книга или периодическое издание находится.
– Это специфика нашей работы, – отмечает она. – Если в массовой библиотеке читатель выбирает нужную ему книгу сам, то у нас это строго запрещено. Здесь читатель имеет право посмотреть каталог и попросить ту или иную литературу, остальное – дело наше. Даже уборку мы проводим сами, не доверяя техничкам. Мы должны знать, что все стоит на своих местах.
По словам главного библиотекаря, специфика работы в Карагандинской научно-технической библиотеке состоит еще и в том, что библиотекарь должен знать не только каждый отдел, но и содержание каждой книги.
– Мы должны знать, когда и в каком периодическом издании что пишут. Ведь порой читатели спрашивают у нас такие вещи, что приходится для начала обращаться к энциклопедиям. Новые технологии, иностранные слова, термины – это постоянное самообразование для библиотекарей. Сейчас мы работаем с электронным каталогом. Помимо родного нам, классического, систематизируем нашу базу в компьютере, – продолжает библиотекарь.
В день здесь обслуживается порой свыше 50 читателей. И в такие моменты без технических знаний ее работникам не обойтись.
– Сегодня к нам приходят курсанты учебного центра из всех концов Казахстана. У многих в родных городах нет научно-технической библиотеки, и тогда мы должны максимально помочь. Сразу спрашиваем, какая группа, кто куратор, потому что всех кураторов обслуживаем мы и знаем требования каждого. Смотрим список литературы, предлагаем что-то в дополнение, и люди остаются благодарны, – отмечает Гульсум Избасаровна.
По ее словам, кроме курсантов, читателей в библиотеке хватает всегда. Машинисты, их помощники, связисты, вагонники, пожарные, путейцы и другие работники стальной магистрали идут сюда за знаниями.
– Несмотря на то, что сейчас у всех дома есть Интернет, многие идут к нам. Мастера, инженеры, перед тем как проводить занятия, ищут литературу у нас. Рационализаторов мы обслуживаем по электронной почте, – говорит главный библиотекарь. – Первым руководителям, главным инженерам и замам периодику доставляем в бумажном варианте, ведь утром все они любят развернуть газету и почитать новости. Постоянные читатели порой сначала звонят и по телефону узнают, есть ли та или иная книга, журнал, затем приходят в читальный зал и не хотят уходить.
Даже самая старая литература здесь всегда может быть востребована. Постоянные читатели, большинство из которых – железнодорожники на пенсии, не дают расслабиться. В их запросах то энциклопедии 50-х годов прошлого века, то труды Маркса, Энгельса, Ленина.
– Все традиционное мы бережем, – любовно поглаживая обложку книги, произносит она. – Да и наши читатели относятся к книгам бережно, и ни за что не потеряют. Ведь наша литература издается раз в двадцать лет. Последнее пополнение фонда было в 2011 году, и эту литературу я держу у себя в кабинете.
Немного расстраивает Гульсум Избасаровну подход молодежи, которая предпочитает сфотографировать нужные им листы и уйти. Но, вместе с тем, она уверена – шуршащие листы «живых» книг никогда не будут обречены на вымирание.
– Книга – это великое чудо, – утверждает главный библиотекарь. – Бумажные книги все равно останутся, хотя бы как архивные данные. Да и преемственность поколений не даст вытеснить печатную продукцию ни с наших полок, ни из душ читателей. А молодежь, любящая книги, придет.
Лариса ЧЕН, Караганда
Новости
11.07.2025
Транспортные полицейские напомнили правила безопасности на железной дороге
Новости
11.07.2025
Руководство КТЖ провело выездное совещание по вопросам развития туризма
Пассажирские перевозки
11.07.2025
Новый электропоезд «Burabay Express» начал курсировать по маршруту Астана-Боровое
Новости
11.07.2025
АО «Қазтеміртранс» открыло сервисный кабинет для грузоотправителей и получателей в Кокшетау
Новости
11.07.2025
Более 119 млн тенге сэкономили железнодорожники благодаря платформе PrimeZone
Новости / Архив
11.07.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №52 от 11 июля 2025 года
Спорт
10.07.2025
Около 250 железнодорожников участвуют в республиканской спартакиаде в Щучинске
Новости
10.07.2025
KTZ Express организовало экспортную мультимодальную перевозку в страны ЕС
Новости
10.07.2025
KTZ Express и AD Ports Group создали совместное предприятие GulfLink
Новости
10.07.2025
Из Урала - в Китай: через Казахстан наладили новый экспортный маршрут
КТЖ в лицах
10.07.2025
Четыре десятилетия на станции Баталы: история дежурной Улбасын Саулебаевой
Новости
09.07.2025
Железнодорожники помогли потушить здание в жилом секторе станции Сексеул
Новости
09.07.2025
КТЖ и Китайские железные дороги подписали новое соглашение о стратегическом сотрудничестве
Пассажирские перевозки
09.07.2025
АО «Пассажирские перевозки» объявило о запуске пятого сезона туристического поезда «Jibek Joly»
Новости
09.07.2025
Контроль за безопасностью движения на подъездных путях усилили в КТЖ
Регионы
09.07.2025
Пожарный поезд станции Павлодар задействован в двух масштабных учениях
КТЖ в лицах
09.07.2025
Профессия — видеть то, что скрыто: осмотрщик Даурен Утемисов рассказал о своей работе
Новости
08.07.2025
Казахстанские железнодорожники прошли обучение в КНР
Регионы
08.07.2025
Станция Алтынколь превысила план по вагонообороту на 66%
Грузовые перевозки
08.07.2025
Экспортная погрузка угля железнодорожным транспортом достигла исторического рекорда