Хранилище знаний
Новости
18.04.2017, 12:11

В неприметном здании недалеко от главного офиса карагандинских железнодорожников находится кладезь технических знаний – уникальная научно-техническая библиотека, которая вот уже 76 лет помогает работникам стальной магистрали в их непростом деле. И, несмотря на развитие Интернета и цифровых технологий, к ее порогу не зарастает тропа преданных читателей…
– Наша библиотека считается одной из лучших в Казахстане, – с оттенком гордости в голосе говорит главный библиотекарь Гульсум Байтурсынова. – А ведь по стране научно-технических библиотек много – 35. Практически в каждом большом городе есть своя. Но наша – особенная. Она функционирует с 1941 года, и со дня основания полностью сохранила свой фонд – свыше 23 тысяч книг.
Сама Гульсум Избасаровна работает здесь более 30 лет и, несмотря на три пережитых ею переезда библиотеки, что называется, с закрытыми глазами знает, где какая книга или периодическое издание находится.
– Это специфика нашей работы, – отмечает она. – Если в массовой библиотеке читатель выбирает нужную ему книгу сам, то у нас это строго запрещено. Здесь читатель имеет право посмотреть каталог и попросить ту или иную литературу, остальное – дело наше. Даже уборку мы проводим сами, не доверяя техничкам. Мы должны знать, что все стоит на своих местах.
По словам главного библиотекаря, специфика работы в Карагандинской научно-технической библиотеке состоит еще и в том, что библиотекарь должен знать не только каждый отдел, но и содержание каждой книги.
– Мы должны знать, когда и в каком периодическом издании что пишут. Ведь порой читатели спрашивают у нас такие вещи, что приходится для начала обращаться к энциклопедиям. Новые технологии, иностранные слова, термины – это постоянное самообразование для библиотекарей. Сейчас мы работаем с электронным каталогом. Помимо родного нам, классического, систематизируем нашу базу в компьютере, – продолжает библиотекарь.
В день здесь обслуживается порой свыше 50 читателей. И в такие моменты без технических знаний ее работникам не обойтись.
– Сегодня к нам приходят курсанты учебного центра из всех концов Казахстана. У многих в родных городах нет научно-технической библиотеки, и тогда мы должны максимально помочь. Сразу спрашиваем, какая группа, кто куратор, потому что всех кураторов обслуживаем мы и знаем требования каждого. Смотрим список литературы, предлагаем что-то в дополнение, и люди остаются благодарны, – отмечает Гульсум Избасаровна.
По ее словам, кроме курсантов, читателей в библиотеке хватает всегда. Машинисты, их помощники, связисты, вагонники, пожарные, путейцы и другие работники стальной магистрали идут сюда за знаниями.
– Несмотря на то, что сейчас у всех дома есть Интернет, многие идут к нам. Мастера, инженеры, перед тем как проводить занятия, ищут литературу у нас. Рационализаторов мы обслуживаем по электронной почте, – говорит главный библиотекарь. – Первым руководителям, главным инженерам и замам периодику доставляем в бумажном варианте, ведь утром все они любят развернуть газету и почитать новости. Постоянные читатели порой сначала звонят и по телефону узнают, есть ли та или иная книга, журнал, затем приходят в читальный зал и не хотят уходить.
Даже самая старая литература здесь всегда может быть востребована. Постоянные читатели, большинство из которых – железнодорожники на пенсии, не дают расслабиться. В их запросах то энциклопедии 50-х годов прошлого века, то труды Маркса, Энгельса, Ленина.
– Все традиционное мы бережем, – любовно поглаживая обложку книги, произносит она. – Да и наши читатели относятся к книгам бережно, и ни за что не потеряют. Ведь наша литература издается раз в двадцать лет. Последнее пополнение фонда было в 2011 году, и эту литературу я держу у себя в кабинете.
Немного расстраивает Гульсум Избасаровну подход молодежи, которая предпочитает сфотографировать нужные им листы и уйти. Но, вместе с тем, она уверена – шуршащие листы «живых» книг никогда не будут обречены на вымирание.
– Книга – это великое чудо, – утверждает главный библиотекарь. – Бумажные книги все равно останутся, хотя бы как архивные данные. Да и преемственность поколений не даст вытеснить печатную продукцию ни с наших полок, ни из душ читателей. А молодежь, любящая книги, придет.
Лариса ЧЕН, Караганда
Новости
04.09.2025
ЗИКСТО начнет использовать роботов для сборки подвижного состава
КТЖ в лицах
04.09.2025
Станции, проекты, люди: путь Риты Енсебаевой от инструктора до почетного железнодорожника
Регионы
04.09.2025
Железнодорожники и полицейские напомнили уральцам о правилах безопасности вблизи ж/д путей
Регионы
03.09.2025
Пожарный поезд станции Кушмурун отметил 85-летний юбилей
Регионы
03.09.2025
Угольные склады проверило руководство Алматинского отделения ГП
Новости
03.09.2025
Кедентранссервис и China Construction развивают совместные инфраструктурные проекты
Новости
03.09.2025
Железнодорожники приняли участие в дармарке в рамках «Таза Қазақстан»
Пассажирские перевозки
03.09.2025
Более 20 тысяч билетов оформлено через услугу «Поезд+Поезд»
Новости
02.09.2025
Президент Казахстана обсудил с главой CRRC локализацию производства локомотивов
Регионы
02.09.2025
«Дорога в школу»: около 150 первоклассников-детей железнодорожников получили ранцы к 1 сентября
Новости
02.09.2025
Токаев: транзит по маршруту «Китай – Европа» через Казахстан вырастет в 5 раз
Новости
02.09.2025
КТЖ запустило новый формат перевозки растительного масла в Китай
Новости
02.09.2025
КТЖ и «Китайские железные дороги» обсудили развитие перевозок и инфраструктуры
Новости
02.09.2025
«Дорога в школу»: в КТЖ поздравили семьи железнодорожников
Новости
02.09.2025
КТЖ и China Communications Construction Company обсудили строительство железнодорожной линии «Бахты – Аягоз»
Новости
29.08.2025
«PRO//Движение.Экспо»: лидерам отрасли представили инновации и новые проекты
Новости
29.08.2025
Более 96 тысяч железнодорожников приняли участие в отчетно-выборной кампании профсоюза
Регионы
29.08.2025
Итоги отчетно-выборной кампании профсоюза железнодорожников подвели в Караганде
Социум
29.08.2025
Железнодорожники могут получить выходной на первый звонок и выпускной детей
Инфраструктура
29.08.2025
Первый стрелочный перевод уложен на перегоне Сарыагаш – Дарбаза