Перераспределить потоки
Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»
Правильно перераспределять потоки через железные дороги и порты, возрождать водные речные пути и переориентироваться на контейнеры, считают необходимым эксперты транспортной отрасли.
Свои предложения они озвучили на выездном заседании Подкомитета по водному транспорту Комитета логистики и перевозок Президиума НПП РК «Атамекен». В нем приняли участие представители СТК «KAZLOGISTICS», морских портов Актау и Курык, государственных органов, судоходных компаний, отраслевых ассоциаций и другие. Как отметил заместитель председателя комитета логистики и перевозок президиума НПП «Атамекен» – председатель совета директоров АО «НК «ҚТЖ» Юрий Лавриненко, в последние годы произошло серьезное перераспределение грузовых потоков и цепочек поставок.
– Востребованы у нас «Срединный коридор» и в принципе инфраструктура Казахстана. Тот поток, который из Беларуси и России шел напрямую в Европу, сегодня развернулся и идет через Казахстан или «смотрит» через Казахстан в сторону Китая, Центральной Азии, Ближнего Востока, – подчеркнул он. – Это такой поток, с которым мы уже не справляемся из-за ограничений пропускной способности, потому что его не ожидалось. Есть узкие участки по пропускной способности на железнодорожном транспорте. Где-то есть необходимость развивать железнодорожные узлы, сортировочные станции и так далее.
По мнению Юрия Лавриненко, инфраструктуру за один день развить не удастся, поэтому становится важным правильно перераспределить потоки как через дороги, так и через порты. В этой связи участники обратили внимание на имеющиеся, но не загруженные коридоры, одним из которых является трансграничный Иртыш.
– Есть необходимость возрождать водные речные пути. Ранее на Иртыше всегда доходил поток до 11 миллионов тонн: перевозили щебень, уголь, нефтепродукты и т.д. Сегодня стоит вопрос о необходимости контейнеризации. Если на водных путях появятся контейнеры, они тоже многое изменят в технологии. Одно дело – насыпные грузы, а другое – когда пойдут контейнеры и можно будет перевозить товары другого качества. Такая практика есть в Европе, и она очень здорово развивается, – отметил Юрий Лавриненко.
Наличие естественного транспортного коридора в виде реки Иртыш делает возможным осуществлять транзитные перевозки в направлении Китай – Казахстан – Россия. С вступлением же в силу Соглашения о судоходстве, заключенного в рамках Евразийской экономической комиссии, станет возможен выход на «Северный морской коридор» как казахстанских экспортных грузов, так и транзитных, иными словами, появятся новые контакты с ближним и дальним зарубежьем.